Планирование аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками и проведение аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является одной из важнейших направлений в аудите, поскольку устанавливает соответствия совершенных операций действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Актуальность работы заключается в том, что в современных сложных экономических условиях тщательно поставленный учет расчетных операций, в частности, учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, среди которых основное место занимает прибыль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ………………………………………………………………5
Основные направления и экономическое содержание аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...……………5
Цели, задачи, источники информации проведения аудиторской проверки…………………………………………………………...………………7
Особенности проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………...…………8
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙ ИНВЕСТ»……….……14
Организационная и экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………...……14
Планирование аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками и проведение аудиторской проверки……………………………...……………18
Результаты аудита на предприятии и основные направления совершенствования………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……33

Вложенные файлы: 1 файл

АУДИТ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Вытягова О..doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ баланса предприятия выявил, что  за представленный период  уменьшилась показатели, как оборотных, так и внеоборотных активов на 3,24 и  8,77 % соответственно, что может говорить о недостаточно продуманной политике в этой области. Также среди отрицательных показателей деятельности предприятия можно выделить значительное снижение как прибыли от реализации, так и чистой прибыли. Но в то же время, уменьшился заёмный капитал предприятия на 22,4 %, также значительно увеличились собственные оборотные средства (на 78,8 %), что может говорить о прогрессивном развитии предприятия и его независимости.

 

    1. Планирование аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками и проведение аудиторской проверки

Основные этапы и содержание выполняемых работ в рамках аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 2.3.

 

 

 

 

Таблица 2.3.

Основные этапы аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками

Этап

Содержание       
   выполняемых работ

Правило (стандарт) аудиторской   
            деятельности

Подготовка и   
планирование   
аудиторской    
проверки

Предварительное     
знакомство с           
аудируемым лицом.      
Подготовка письма   
о проведении аудита.   
Определение объема  
проверки.              
Заключение договора 
на проведение          
аудиторской проверки.  
Изучение и оценка   
систем бухгалтерского  
учёта и внутреннего    
контроля.              
Оценка уровня       
существенности.        
Оценка аудиторского 
риска.                 
Определение         
аудиторской выборки.   
Планирование        
аудита и составление   
программы аудиторской  
проверки

Правило (стандарт) N 8 «Понимание   
деятельности аудируемого лица,      
среды, в которой она                
осуществляется, и оценка рисков     
существенного искажения аудируемой  
финансовой (бухгалтерской)          
отчётности».                        
Правило (стандарт) N 12             
«Согласование условий проведения    
аудита».                            
Правило (стандарт) N 4              
«Существенность в аудите».          
Правило (стандарт) N 16             
«Аудиторская выборка».              
Правило (стандарт) N 3              
«Планирование аудита».              
Правило (стандарт) N 20             
«Аналитические процедуры».          
Правило (стандарт) N 11             
«Применимость допущения             
непрерывности деятельности          
аудируемого лица»

Проведение     
аудита

Сбор аудиторских    
доказательств.         
Использование       
результатов работы     
внутреннего аудита,    
другого аудитора.      
Использование       
результатов работы     
эксперта.              
Документирование    
аудита

Правило (стандарт) N 5              
«Аудиторские доказательства».       
Правило (стандарт) N 17 «Получение  
аудиторских доказательств в         
конкретных случаях».                
Правило (стандарт) N 18 «Получение  
аудитором подтверждающей            
информации из внешних источников».  
Правило (стандарт) N 19             
«Особенности первой проверки        
аудируемого лица».                  
Правило (стандарт) N 28             
«Использование результатов работы   
другого аудитора».                  
Правило (стандарт) N 29             
«Рассмотрение работы внутреннего    
аудита».                            
Правило (стандарт) N 32             
«Использование аудитором            
результатов работы эксперта».     

Заключительный 
этап           
аудиторской    
проверки

Действия аудитора   
при выявлении  искажений              
бухгалтерской  отчётности.            
Подготовка          
письменной информации  
руководству  аудируемого лица.      
Оценка событий,     
произошедших после     
даты составления       
отчётности.            
Получение заявлений 
и разъяснений руководства            
аудируемого лица.      
Проведение          
аналитических процедур 
при формулировании     
общего вывода о том,   
соответствует ли      
бухгалтерская    
(финансовая)        
отчётность в целом     
мнению о деятельности  
аудируемого лица.      
Подготовка          
аудиторского           
заключения

Федеральный стандарт аудиторской    
деятельности (ФСАД N 5/2010)        
«Обязанности аудитора по            
рассмотрению недобросовестных       
действий в ходе аудита».            
Правило (стандарт) N 22 «Сообщение  
информации, полученной по           
результатам аудита, руководству     
аудируемого лица и представителям   
его собственника».                  
Правило (стандарт) N 10 «События    
после отчётной даты».               
Правило (стандарт) N 23 «Заявления  
и разъяснения руководства           
аудируемого лица».                  
Правило (стандарт) N 20             
«Аналитические процедуры».          
Федеральный стандарт аудиторской    
деятельности (ФСАД N 1/2010)        
«Аудиторское заключение о           
бухгалтерской (финансовой)          
отчётности и формирование мнения о  
ее достоверности».                  
Федеральный стандарт аудиторской    
деятельности (ФСАД N 2/2010)        
«Модифицированное мнение в          
аудиторском заключении».            


 

При составлении документов аудиторы могут применять различные способы (простое сравнение, комплексный анализ с применением сложных статистических методов и др.).

В процессе проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками изучение аудитором договоров является значимой частью всей проверки, по причине большого количества самых разнообразных вариантов расчетов анализируемого предприятия с поставщиками и подрядчиками.

По строке «Кредиторская задолженность» Бухгалтерского баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчетную дату, указывается задолженность: перед поставщиками и подрядчиками, перед прочими кредиторами. В процессе аудита расчетов с поставщиками ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» были получены следующие доказательства по данному вопросу: сальдо в балансе ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» соответствует данным бухгалтерского учета. Для получения данного утверждения были использованы дополнительные данные, представленные с материалами для проверки бухгалтерией ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ», а именно справка – расчет бухгалтерии по состоянию кредиторской задолженности для расшифровки суммы, отраженной в бухгалтерской отчетности.

Проверка началась с изучения договоров с поставщиками. Были выявлены отдельные хозяйственные операции, по которым договоры поставки отсутствовали, они представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Хозяйственные операции, по которым выявлены случаи отсутствия договоров поставки

п\п  

Наименование, адрес    
и номер телефона     
дебитора, кредитора

Числится задолженность

Сумма задолженности,  
руб. коп.

Документ, подтверждающий задолженность

за что

дата начала

наименование

номер

дата

дебитор-   
ская

кредиторская

1

ООО «ИНСПЕКО»        

аванс за       
участие в      
международной  
выставке     

14.09.2013г.

118 000-00

 

Платежное          
поручение

171

14.09.2013г.

2

ООО «Максим»

за оказание    
представительских услуг

11.10.2014г.

85 600-00

 

Акт об оказании    
услуг

155-у

11.10.2014г.

3

ЗАО «СПЕКТР»

за оказание    
посреднических услуг

11.11.2013г.

25 000-00

 

Акт об оказании    
услуг

100-у

11.11.2013г.

4

ЗАО «МОНИКА»

НДС по         
полученному    
авансу,        
уплаченный в   
бюджет

24.09.2013г.

36 000-00

 

Счет-фактура

1556

24.09.2013г.


 

Аудиторами были указаны данные нарушения и даны рекомендации по восстановлению договоров.

 Далее аудиторская фирма  проверила состояние первичной  документации по учёту расчётов  с поставщиками. Были выявлены  случаи, когда в накладных на  поступление материалов отсутствовали  подписи лиц, ответственных за  прием материалов на складе. Такие  недостатки оформления первичной документации можно избежать, утвердив подробные должностные инструкции и организовав контроль за выполнением требований по оформлению первичной документации.

Аудитору необходимо проверить, ведётся ли аналитический учёт по счёту 71 «Расчёты с подотчетными лицами» по каждой сумме, выданной под отчёт. Ведь в деятельности предприятия, как и у любой другой организации, встречаются факты хозяйственной деятельности, когда расчёты с поставщиками производятся через подотчетных лиц. Руководство ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» жестко ограничивает данный вид расчётов, однако на практике встречаются случаи, когда приобретение необходимых ТМЦ невозможно осуществить с помощью оплаты по безналичному расчёту. Отсутствие документов, подтверждающих расходы подотчётных лиц, является основанием для налоговых органов доначислить НДС и налог на прибыль.

На заключительном этапе аудиторской проверки аудитор в обязательном порядке формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчёт, аудиторское заключение и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

Перечислим основные виды нарушений, которые были выявлены аудиторской проверкой расчётов с поставщиками и подрядчиками ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ»:

1. Отсутствие договоров на поставку товара, первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности;

2. Нарушение порядка составления  бухгалтерской отчётности в части формирования показателей отчётности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» за один из проверяемых периодов о размере дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности;

3. Отсутствие или ненадлежащее  ведение аналитического учёта, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности: инвентаризацию сверки расчётов с поставщиками ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» аудиторы рекомендовали проводить чаще;

4. Несоблюдение порядка оформления  и предъявления претензий по договорам: рекомендации аудиторов были направлены на сближения рабочих проектов юридического отдела ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» и бухгалтерии.

Рассчитаем оценку риска для ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ»

При проведении оценки риска были определены следующие значения: неотъемлемый риск – 98%; риск контроля – 40%; риск не обнаружения – 10%,

таким образом: АР = 0,98*0,4*0,1 = 0,0392

Расчет уровня существенности для ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Определение уровня существенности за 2014 г.

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта (тыс. руб.)

Доля, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, (тыс. руб.)

1

2

3

4

Чистая прибыль организации

1246

5

62,30

Валовой объем реализации без НДС

25411

2

508,22

Валюта баланса

26504

2

530,08

Собственный капитал (итог разл.3 баланса)

13756

10

1375,60

Себестоимость товаров, работ, услуг

40294

2

805,88


 

В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей составляет: (62,30 + 508,22 + 530,08 + 1375,40 + 805,88) / 5 = 656,38 тыс. руб. Наименьшее значение отличается от среднего на: (656,38 – 62,30)/656,38 * 100% = 90,51%.

Наибольшее значение отличается от среднего на: (1375,60 – 656,38) / 656,38 * 100% = 109,57%.

Поскольку значение 62,30 тыс. руб. и значение 1375,60 тыс. руб. отличается от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах эти значения. Новое среднее арифметическое составит: (508,22 + 530,08 + 805,88) / 3 = 614,73 тыс. руб.

Различие между значением уровня существенности составляет:

(620 – 614,73) / 614,73 * 100% = 0,86%, что находится в пределах 20%.

Учету расчетов с поставщиками и подрядчиками свойственны факторы риска, обусловленные такими причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов. Таким образом, высокий риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей.

После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Согласно программе аудита для достижения поставленных целей необходимо провести проверку правильности оформления договоров с поставщиками и подрядчиками. Аудит этого раздела проводился с использованием репрезентативной выборки и показал, что все договора оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Планирование аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками и проведение аудиторской проверки