Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение сущности аудита учетной политики организации, а также раскрытие особенностей проведения аудита учетной политики.
В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) изучение целей, задач и информационной базы аудита учетной политики;
2) раскрытие этапов проведения аудита и нормативно-правового регулирования аудита учетной политики в России;
3) исследование проверки рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) рассмотрение аудита порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации и способов их оценки,
5) исследование аудита документооборота и технологий обработки учетной информации, а также проверки установленного порядка контроля за хозяйственными операциями;
6) изучение совершенствования аудита учетной политики с использованием информационных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, аудитору необходимо проверить как  исходя из своего рода деятельности, организация  на основании соответствующего типового плана счетов разрабатывает свой рабочий план счетов и закрепляет его использование в своей учетной политике.

Необходимость утверждения своего рабочего плана  счетов в первую очередь связана  с созданием в компании такой  схемы учета, которая обеспечивала бы не только требуемую детализацию  учетной работы в организации, но и позволяла с минимальной трудоемкостью формировать необходимую бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность. 
    Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в котором перечислены счета синтетического учета и субсчета, а также приведен перечень забалансовых счетов. При этом синтетические счета содержат информацию об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных процессах в обобщенном виде. Показатели на синтетических счетах формируются только в денежном выражении. 
     При разработке своего рабочего плана счетов организация должна руководствоваться тем составом хозяйственных операций, которые осуществляются ею постоянно, кроме того следует учесть те операции, которые организация планирует осуществлять в ближайшем будущем. 
    Иначе говоря, в своем рабочем плане счетов совершенно не обязательно закреплять все синтетические счета, предусмотренные типовым планом счетов бухгалтерского учета, достаточно привести лишь перечень счетов, необходимых организации. Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином Российской Федерации вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные номера Плана счетов

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Так, в некоторых случаях при построении аналитики следует учитывать необходимость получения тех или иных данных.

Аудитор должен уделить внимание тому, чтобы при  разработке своего рабочего плана счетов организация учитывала массу  внутренних факторов, в частности, свою структуру, масштабы, достаточность  существующих счетов синтетического учета, необходимость ведения раздельного учета, взаимоувязки показателей бухгалтерского и налогового учета, требования в части формирования бухгалтерской отчетности и т.п.     

При проверке такого элемента учетной политики как формы  первичных документов аудитору следует  обратить внимание на приведенный состав первичных учетных документов, используемых организацией для подтверждения фактов хозяйственной жизни. 
    ПБУ 1/2008 предписывает организациям закреплять в учетной политике не только самостоятельно разработанные формы используемых первичных документов, а все формы первичных учетных документов, используемые ими для документального подтверждения фактов хозяйственной жизни. 
    Формы первичных документов, которые организация (за исключением организаций государственного сектора) намерена использовать в своей деятельности, утверждаются руководителем компании с подачи главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение учета. 
    Таким образом, в качестве документального подтверждения фактов хозяйственной жизни организация вправе пользоваться любыми самостоятельно разработанными формами документов (даже при наличии типового аналога), содержащими обязательные реквизиты, такие как: 

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной  операции;

д) измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных  лиц;

Первичные учетные документы могут составляться как на привычных бумажных носителях, так и в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. Какой вариант используется нужно отметить в учетной политике. 

В своей учетной  политике организация может привести перечень типовых форм со ссылкой  на соответствующие альбомы, а самостоятельно разработанные документы ( в т.ч. справку бухгалтера) вынести в  отдельное приложение к учетной политике.

Помимо форм первичных документов аудитору также  необходимо  проверить утвержденный состав регистров бухгалтерского учета, который, по сути, зависит от выбранной  организацией формы бухгалтерского учета. 
Формы регистров бухгалтерского учета (за исключением организаций госсектора) утверждаются руководителем организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. 
    Обязательными реквизитами бухгалтерских регистров являются следующие реквизиты:

- наименование  регистра;

- наименование  экономического субъекта, составившего  регистр;

- дата начала  и окончания ведения регистра  и (или) период, за который составлен  регистр;

- хронологическая  и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

- величина денежного  измерения объектов бухгалтерского  учета с указанием единицы  измерения;

- наименования  должностей лиц, ответственных  за ведение регистра;

- подписи лиц,  ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вести их можно  как в бумажном виде, так и в  электронной форме. Регистры в форме  электронных документов, заверяются электронной подписью. 
    Так как сейчас подавляющее число фирм ведут бухгалтерский учет с помощью специализированных бухгалтерских программ, то в данном разделе допускается указание наименования используемой лицензионной программы и состава дополнительных регистров бухгалтерского учета, используемых организаций.

Если организация  для своих внутренних целей использует внутреннюю бухгалтерскую отчетность, то ее состав и формы также подлежат аудиту.

Таким образом, при аудите учетной политики необходимо проводить проверку рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности, которые являются элементами учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 106н.

  2.2 Аудит порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации и способов их оценки

Аудит порядка  проведения инвентаризации активов  и обязательств имеет большое значение, так как инвентаризация имущества и обязательств компании является и обязательным элементом учетной политики организации, а также представляет собой одну из необходимых процедур системы внутреннего контроля.

Инвентаризация  представляет собой процедуру выявления фактического наличия соответствующих объектов учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. 
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются экономическим субъектом. Исключение касается лишь случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. 

Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н (в ред. от 24.12.2010) проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

• при смене  материально ответственных лиц;

• при выявлении  фактов хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации  или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. 
    Причем порядок проведения обязательных инвентаризаций и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых результатов (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (в ред. от 08.11.2010 г.).

В ходе аудита должно проверяться наличие следующей информации:

- количество  инвентаризаций в отчетном году;

- даты проведения  ревизий;

- перечень подготовительных  мероприятий, предшествующих проведению  инвентаризации;

- состав имущества  и обязательств, наличие, состояние  и оценка которых проверяется в ходе каждой из них;

- состав документального  оформления результатов инвентаризации;

- порядок отражения  в бухгалтерском учете выявленных  расхождений.

Проводиться инвентаризация может как натуральным методом, так и документальным. В первом случае установление фактического наличия объектов инвентаризации производится путем подсчета, обмера, взвешивания и так далее, во втором - производится проверка документального подтверждения наличия объектов инвентаризации.

Аудитор также  исследует правильность составления приказа о проведении инвентаризации (формы N ИНВ-22), в котором указывается состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, причина по которой она производится, а также в какие сроки результаты инвентаризации должны быть сданы в бухгалтерскую службу. 
        Важно установить тот факт, что до начала проверки в инвентаризационную комиссию материально-ответственные лица сдали последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств.  Помимо данных отчетов материально ответственные лица должны предоставить в инвентаризационную комиссию расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение товаров. (Приложение 3)        

Проверка фактического наличия  активов и обязательств производится при обязательном участии материально-ответственных  лиц и всех членов инвентаризационной комиссии.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. 
    Поэтому, в случае невозможности участия любого из утвержденных членов комиссии в проверке, его необходимо заменить, но сделать это можно только на основании соответствующего приказа руководителя.

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских фирм. Участие  аудиторов в инвентаризации аудируемого  лица очень важно при проведении обязательного аудита.

Например, если величина материально-производственных запасов или другого имущества признается аудитором существенной, то он обязан лично присутствовать при их инвентаризации. Организация должна предупредить аудитора о ней заблаговременно, желательно письменно. Аудитор включается в состав комиссии по инвентаризации. Естественно, что сам аудитор ничего не обязан пересчитывать, в данной ситуации он является независимым наблюдателем, фиксирующим все отклонения от установленной процедуры. А вот если аудитор не смог приехать на инвентаризацию в назначенное время, то он обязан самостоятельно произвести выборочный осмотр и пересчет запасов. При необходимости аудитор должен составить оборотную ведомость движения запасов в период между датами, по состоянию на которые проведен выборочный осмотр и пересчет и составлена финансовая (бухгалтерская) отчетность. Такая необходимость может возникнуть при наличии обстоятельств, позволяющих аудитору полагать, к примеру, что имели место умышленные искажения по вине материально ответственных лиц.         

Результаты инвентаризации заносятся в опись N ИНВ-3  по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и других), количество товаров указывают в описи в единицах измерения, принятых в учете. 
    Инвентаризационная опись N ИНВ-3 может заполняться как от руки, так и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники. Заполнение описи вручную производится либо чернилами, либо шариковой ручкой, причем четко и ясно, помарки и подчистки в описи не допускаются.    

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутым текстом правильных данных. Исправления заверяются подписями всех членов комиссии и материально ответственного лица. 
 Форма, содержание а также способ заполнения данной описи также подлежит проверке при аудите учетной политики. 
Следует обратить внимание, что на данный момент результаты проведенной инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в которой инвентаризация была закончена, но с 01.01.2013 г. действуют новые правила.

В соответствии с  п.4 статьи 11 Закона N 402-ФЗ, который будет действовать в 2013 году выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Иными словами, теперь результаты инвентаризации отражаются в учете на дату начала инвентаризации.

Информация о работе Аудит учетной политики