Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение сущности аудита учетной политики организации, а также раскрытие особенностей проведения аудита учетной политики.
В рамках достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) изучение целей, задач и информационной базы аудита учетной политики;
2) раскрытие этапов проведения аудита и нормативно-правового регулирования аудита учетной политики в России;
3) исследование проверки рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) рассмотрение аудита порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации и способов их оценки,
5) исследование аудита документооборота и технологий обработки учетной информации, а также проверки установленного порядка контроля за хозяйственными операциями;
6) изучение совершенствования аудита учетной политики с использованием информационных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Целью аудита при проведении инвентаризации является получение  доказательств по вопросам: фактического наличия имущества и реальности финансовых обязательств; действительности результатов инвентаризации; полноты  и своевременности отражения  результатов проведения инвентаризации. 
Аудитору необходимо:

- установить, правильно  ли организована и проведена  инвентаризация, а также оформлены  результаты инвентаризации;

- оценить полноту и  своевременность отражения ее  результатов в бухгалтерском  учете;

- оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица.

Способы оценки объектов учета, также подлежат вниманию аудитора. При аудите необходимо знать, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. При этом денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации, то есть в рублях. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли. 
     Пункт 25 Положения N 34н позволяет компаниям вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций либо в рублях и копейках, либо в суммах, округленных до целых рублей. 
   При использовании второго варианта возникающие суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой фирмы или на увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации.

Таким образом, аудит порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации и способов их оценки имеет большое значение и является обязательным при аудите учетной политики. 

 

2.3 Аудит  документооборота и технологий  обработки учетной информации  и проверка установленного порядка  контроля за хозяйственными операциями

Правила документооборота и технология учета являются основными элементами учетной политики, способствующими применению бухгалтерских и налоговых методов учета, избранных компанией для своего учетного процесса. Таким образом данные элементы также подлежат проверке при аудите учетной политики.

Нужно сказать, что при аудите системы документооборота организации необходимо руководствоваться до сих пор используемыми рекомендациями, изложенных в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 г. N 105 (далее - Положение N 105), так как Минфин Российской Федерации соответствующих рекомендаций по его разработке пока не установил.

Как следует  из Положения N 105, основными этапами документооборота являются:

- создание (получение)  первичных бухгалтерских документов;

- принятие их  к учету;

- обработка;

- передача в  архив.

Поэтому в данном разделе учетной политики организация  должна закрепить используемые ею формы  первичной учетной документации и порядок создания первичных документов, определить контроль правильности заполнения этих документов, установить порядок и сроки передачи документов в бухгалтерию для обработки, а также порядок передачи обработанных документов на хранение.     

Движение документов на каждом из перечисленных этапов регламентируется специальным графиком - графиком документооборота. 
    График документооборота целесообразно утверждать не в самой учетной политике, а отдельным приказом руководителя. В учетной политике достаточно лишь отметить, что движение документации осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным руководителем. Такой прием позволит организации в случае необходимости вносить любые изменения в график, без внесения изменений в учетную политику, которые, как известно, могут применяться фирмой только со следующего финансового года. 
     Фактически график документооборота представляет собой документ, закрепляющий оптимальный режим (сроки и очередность) обработки бухгалтерской документации, поступающей в организацию.     
    При определении минимальных сроков нахождения документов в подразделении следует помнить, что для некоторого вида документов такие сроки закреплены нормативными документами. Так, например, авансовый отчет по командировке должен быть представлен в бухгалтерскую службу организации не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения сотрудника из поездки. 

В графике документооборота следует предусмотреть максимально  возможное число документов, поступающих  в организацию извне или созданных самой организаций, определить круг лиц, ответственных за их составление, а также тех сотрудников, которые будут работать с документами в дальнейшем, установить сроки и адреса их представления, а также назначить ответственных за проверку документов. 
    Оформить график можно в виде таблицы, схемы, либо в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Несомненно, что  на разработку системы документооборота в организации значительное влияние оказывает применяемая фирмой технология обработки учетной информации, которая напрямую связана с формой ведения бухгалтерского учета. Напомним, что под формой бухгалтерского учета понимается схема построения и взаимосвязи бухгалтерских регистров, способы регистрации и группировки учетных данных, а также внесения учетных записей в бухгалтерские регистры.    Формы регистров бухгалтерского учета, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), утверждаются руководителем фирмы по представлению главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Организациям  разрешается вести бухгалтерские  регистры не только в бумажном виде, но и в электронном. Последний вариант предполагает, что электронный регистр заверяется электронной подписью лица, ответственного за его ведение.

Причем фактически регистры бухгалтерского учета представляют собой таблицы определенной формы  и вида, используемые организацией для внесения учетных записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Совокупность всех бухгалтерских регистров, используемых организацией с установленным порядком и способом их заполнения, определяет форму бухгалтерского учета, используемую организацией. На выбор формы бухгалтерского учета значительное влияние оказывают масштабы и структура компании, объемы учетной работы и, конечно же, степень автоматизации учетного процесса.    Сегодня наиболее распространенными формами бухгалтерского учета выступают:

- Мемориально-ордерная;

- Журнально-ордерная;

- Автоматизированная;

- Упрощенная.

Создавая систему  своего внутреннего контроля, организация  обычно руководствуется отраслевыми  рекомендациями или ведомственными указаниями. Как правило, контрольные мероприятия закрепляются либо в Положении о внутреннем контроле или в ином подобном документе, где устанавливаются меры контроля, периодичность проведения контрольных мероприятий и сама процедура их проведения. Обычно используется в организациях с разветвленной структурой, насчитывающих большое количество производственных и управленческих подразделений.

Система внутреннего  контроля включает следующие элементы:

    • контрольная среда;
    • процесс оценки рисков аудируемым лицом;
    • информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    • контрольные действия;
    • мониторинг средств контроля.

Разделение системы  внутреннего контроля на 5 элементов  предоставляет аудиторам удобный  подход для анализа того, каким  образом различные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять на аудит. Такой подход необязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему внутреннего контроля. Аудитору важно установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия информации. Аудитор может использовать иную терминологию и подходы при рассмотрении системы внутреннего контроля и для описания разных элементов системы внутреннего контроля и их влияния на аудит при условии, что в ходе аудита будут рассмотрены все элементы.

Таким образом, аудит документооборота и технологий обработки учетной информации и проверка установленного порядка контроля за хозяйственными операциями имеют важное значение при аудите учетной политики. Так, например, от оперативности и своевременности обработки документов зависит не только эффективная работа самой бухгалтерии, но и зачастую финансовое благополучие организации в целом.

В заключении главы  нужно сказать, что при аудите элементов учетной политики аудитор  должен ознакомиться с соответствующими отраслевыми, правовыми и другими внешними факторами, влияющими на деятельность аудируемого лица. Также аудитор должен ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица, которые определяются осуществляемыми хозяйственными операциями, формой собственности и способом управления, видом финансовых вложений, которые оно осуществляет и намерено осуществить, его структурой и источником финансирования. Аудитору необходимо обладать знаниями о выбранной и применяемой аудируемым лицом учетной политике, аудитор также должен установить, уместна ли она для деятельности аудируемого лица и согласуется ли со способами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

3. Совершенствование  аудита учетной политики с  использованием информационных  систем

В настоящее  время в теории и практике аудита наиболее актуальными являются проблемы обеспечения качества аудиторских  услуг. В каждом виде работ, преимущество компьютерного варианта перед ручным несомненно. Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учетной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления.

Система внутреннего  контроля аудируемого лица включает и автоматизированные и выполняемые  вручную элементы системы внутреннего  контроля, характеристики которых актуальны и полезны при аудиторской оценке рисков и выполнении дальнейших аудиторских процедур. Информационные системы создают определенные риски для системы внутреннего контроля аудируемого лица, включая следующие:

    • приходится полагаться на системы или программы, которые могут неточно обрабатывать данные, обрабатывать неточные данные либо делать то и другое одновременно;
    • возможен несанкционированный доступ к исходным данным, что может привести к уничтожению данных или их ненадлежащим модификациям, включая отражение в бухгалтерском учете несанкционированных или несуществующих хозяйственных операций либо неточное отражение в бухгалтерском учете данных о них (такие риски могут возникнуть там, где к общей базе данных имеет доступ большое количество пользователей);
    • возможно получение персоналом, отвечающим за функционирование информационных систем, более расширенного доступа сверх того, который необходим ему для выполнения возложенных на него обязанностей, что может повлечь нарушение установленного порядка разграничения обязанностей;
    • возможно внесение несанкционированных модификаций в основные файлы баз данных, компьютерные системы или программы;
    • неспособность произвести модификации в системах или программах, когда это действительно необходимо;
    • неуместное стороннее вмешательство;
    • потенциальная возможность потери информации.

Информационное  обеспечение компьютерной обработки  данных бухгалтерского учета состоит  из внемашинного и внутримашинного. Основными носителями внешней информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, т.е. носители информации утвержденной формы, имеющие юридическую силу. Входная документация содержит первичную необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления; заполняется вручную либо при помощи технических средств. Внутримашинное информационное обеспечение включает все виды специально организованной информации, представленной в форме, удобной для восприятия техническими средствами. Это файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы. Информация записывается на магнитном диске в памяти компьютера.

К информационному  обеспечению бухгалтерского учета  относятся ряд типовых отечественных  информационно-справочных систем: «Консультант Плюс», «Гарант», «Налоги России», «Юридический справочник» и др.

Наиболее распространенные в России следующие программные  продукты автоматизации бухгалтерского учета: Программа «1С:Бухгалтерия», которая позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета: операции по банку и кассе; основные средства и нематериальные активы; материалы; товары и услуги, выполнение работ; учет производства продукции; учет валютных операций; взаиморасчеты с организациями; расчеты с подотчетными лицами; расчеты по зарплате; расчеты с бюджетом; другие разделы учета; программа «Турбо Бухгалтер», которая обеспечивает: ведение синтетического и аналитического, в том числе многовалютного учета; автоматизированное составление, хранение и печать первичных бухгалтерских документов и форм отчетности; настройку рабочего плана счетов, типовых операций, аналитического учета, форм первичных документов, форм отчетности и др.;  ведение учета на нескольких рабочих местах и ведение нескольких бухгалтерий на одном компьютере; а также программный комплекс «БЕСТ», которая обеспечивает: ведение сплошного учета, т.е. адекватное отражение каждой хозяйственной операции в рамках системы; непрерывность учета;  организацию взаимосвязанного учета; осуществление многовалютного учета, многоуровневого разветвленного складского учета.

Общие принципы автоматизации аудита учетной политики заключается в следующем:

- анализ содержания  формируемой в бухгалтерии экономического  субъекта базы данных, если таковая  существует и доступна;

- контроль показателей,  содержащихся в регистрах бухгалтерского  учета экономического субъекта;

Информация о работе Аудит учетной политики