Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроля за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аудит.docx

— 85.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Аудит – это  вид деятельности, заключающийся  в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроля за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

 Потребность в  услугах аудитора возникла в связи  с обособлением интересов тех, кто  непосредственно занимается управлением  предприятия, кто вкладывает средства в его деятельность, а также  государства как потребителя  информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской  проверки даже в тех случаях, когда  она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

       Собственники и прежде всего  коллективные собственники –  акционеры, пайщики, а также  кредиторы не в состоянии самостоятельно  убедиться в том, что все  операции предприятия, многочисленные  и зачастую сложные, законны  и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудитора. 

Вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.

В настоящее время почти во всех действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.

Цель данной работы - изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;

· определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;

· сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;

· рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы аудита учетной политики предприятия.

1.1. Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

 

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

В соответствии с Федеральным Законом РФ от 6 декабря 2011г. №402- ФЗ. «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

· установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;

· проанализировать учетную политику организации.

В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики:

1. Организационная и юридическая  документация:

-приказ об учетной политике организации;

-график документооборота;

-утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

-пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации;

-рабочий план счетов предприятия.

2. Первичные учетные документы:

-перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. Учетные регистры бухгалтерского  учета:

-журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета);

-оборотно-сальдовая ведомость;

-Главная книга;

Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

1 этап - ознакомительный.

На данном этапе аудитор предварительно знакомится с клиентом, оформляет свои отношения с ним.

Производится проверка наличия и ознакомление с организационной и юридической документацией:

· приказ об учетной политике организации;

· график документооборота;

· рабочий план счетов;

· свидетельством о государственной регистрации;

· справками о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;

· лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством;

· планами и прогнозами;

· прочей существенной документацией

Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельности аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.

2 этап - основной.

Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров учета, оценка правильности организации бухгалтерского учета и формирование учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ.

Аудиторские процедуры:

· тестирования средств внутреннего контроля;

· аудиторские процедуры по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные процедуры проверки проводятся в форме детальных тестов, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета, и в форме аналитических процедур.

В результате проведения аудиторских процедур выявляются различные нарушения в организации бухгалтерского учета и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем этапе.

3 этап - заключительный.

На последнем этапе проверки аудитор завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение.

 

1.2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

 

В процессе планирования аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики составляется общий план и программа аудита. Аудиторская организация в праве самостоятельно определять требования к формам составления и оформления аудиторского плана и программ.

При разработке плана и программы аудиторы должны руководствоваться требованиями Правила (стандарта) № 3 "Планирование аудита", Правила (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», Правила (стандарт) № 11. "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица", Правила (стандарт) № 12. «Согласование условий на проведение аудита».

При разработке плана аудита организации бухгалтерского учета необходимо учитывать:

- общие экономические  факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

- особенности деятельности  предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

- общий уровень компетентности  руководства;

- учетную политику, принятую  предприятием, и ее изменения;

- влияние нормативно-правовых  актов на организацию бухгалтерского  учета;

- ожидаемые оценки неотъемлемого  риска и риска средств контроля;

- существование подразделения  внутреннего аудита и возможное  влияние результатов его работы  на процедуры внешнего аудита  и т.д.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

- имеются ли должностные  инструкции на каждого работника  бухгалтерии;

- есть ли график работ  всех подразделений бухгалтерии  с указанием сроков выполнения  работ;

- назначены ли приказом  материально-ответственные лица  и заключены ли с ними договоры  о полной индивидуальной и  материальной ответственности;

- соответствие методических  вопросов учетной политики действующему  законодательству;

- соблюдается ли в течение  отчетного года принятая учетная  политика отражения отдельных  хозяйственных операций и оценки  имущества в соответствии с  Положением о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской  Федерации;

- полноту отражения в  учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных  операций, осуществленных в этот  период;

- проведена ли инвентаризация  имущества и обязательств, правильно  ли оформлены ее результаты;

- правильность отнесения  доходов и расходов к отчетным  периодам;

- наличие приказа об  учетной политике и ее соответствие  действующему законодательству  и специфике деятельности предприятия;

- применяемую форму бухгалтерского  учета, ее соответствие форме  учета, утвержденной в установленном  порядке;

- соответствие структуры  и штата бухгалтерии объему  совершаемых операций.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия, и обеспечивают полноту, своевременность, и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают:

порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д.

На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности.

Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Информация о работе Аудит учетной политики