Аудит учета финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью проверки финансовых результатов является установление соответствия применяемой предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим в Российской Федерации. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Основными задачами данного вида аудита являются следующие:
Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.
Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.
Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.

Содержание

Введение с. 3
1. Нормативные и законодательные документы, используемые при проведении проверки с. 6
2. Краткая финансово-экономическая характеристика
предприятия с. 15
2.1. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии с. 20
3. Аудит учета финансовых результатов с. 26
3.1. Планирование аудиторской проверки с. 26
3.2. Методика проведения аудиторской проверки учета финансовых результатов с. 30
Выводы и предложения.……………………………………………………………….с. 35
Заключение…………………………………………………………………….с. 39
Список использованной литературы с. 40
Приложения……………………………………………………………………с.44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по аудиту.docx

— 200.28 Кб (Скачать файл)

Основным видом деятельности ОАО «Кристон» является производство мягких и жестких компаундов из давальческого сырья (услуги по переработке). Но организация не только оказывает услуги по переработке и упаковке продукции из давальческого сырья, но и выпускает собственную продукцию:

- Винилан (52 220 кг);

- Композиция ПВХ (32575 кг);

- Пленка полиэтиленовая (21927,5 кг).

Исходя из расчета экономических  показателей ОАО «Кристон» за три года (2010-2012 г.г.), приведенных  в Приложении 2, можно сделать предположение о положительной тенденции в деятельности организации. Так мы наблюдаем постепенное увеличение выручки, которая составила в 2012 году 104 626 тыс.руб., что на 53% больше аналогичного показателя за 2010 год (68 557 тыс.руб.). При том что себестоимость проданных товаров (работ, услуг) возросла в 2012 году на 29,5% по сравнению с 2010 годом, то есть темпы роста выручки превышают темпы роста себестоимости продукции, что благоприятно для экономического положения организации. Это происходит, главным образом, из-за повышения таких качественных показателей, как производительность труда одного работника (она увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 47,1%), оборачиваемости оборотных средств (на 14,8%) и значительного увеличения фондоотдачи (на 59,4%).

Однако одним из сдерживающих факторов для большего увеличения выручки  является увеличение затрат, приходящихся на один рубль выручки, которые составили  в 2012 году 0,98 руб., что на 2,1% больше того же показателя за 2010 год (0,96 руб.). Рост себестоимости объясняется тем, что цены на энергоносители за отчетный период значительно выросли, но в целом наметилась положительная тенденция. Аналогично влияющим фактором служит сокращение относительной оснащенности предприятия основными средствами – фондовооруженности (она снизилась на 8,4% в 2012 году по сравнению с 2010 годом), что обусловлено, в свою очередь, увеличением среднесписочной численности работников на 6 человек и снижением оснащенности предприятия основными средствами с 99 775 тыс. руб. в 2004 году до 94 899 тыс. руб. на 4,9%.

Итак, мы видим, что общее состояние  предприятия в целом находится  на одном уровне и не наблюдается  нарастающей положительной тенденции  в его развитии. Это происходит, главным образом, потому, что  рынок композиций ПВХ (а именно в этом секторе находится ОАО «Кристон») в стоимостном выражении практически не увеличился, что связано с рядом факторов:

- происходит   насыщение   рынка   за   счет   возникновения   новых   предприятий, расширения производства на существующих предприятиях;

- происходит насыщение рынка готовых изделий среднего и высокого ценового диапазона;

- низкая покупательная  способность населения в диапазоне  цен ниже среднего.

В связи с этим на оптовом  рынке отделочных профилей произошло  заметное падение цен, несмотря на то, что стоимость сырья существенно возросла за счет увеличения цены на смолу ПВХ и роста курса ЕВРО (основная масса добавок, которые составляют до 15 -20 % массы композиций - импортные). Таким образом, в течение 2012 года производство композиций ПВХ в целом стало менее рентабельным.

Поэтому на данном этапе руководству  предприятия следует принять меры по увеличению объемов выпуска продукции, по улучшению качества выпускаемой продукции и расширению ассортимента выпускаемой продукции, по освоению новых видов продукции.

 

2.1. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии

 

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта, дать описание и оценку системы его внутреннего контроля. Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики организации – установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации.  Это необходимо для установления вероятности возникновения существенных ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности, а также для определения содержания, масштаба, количества и временных затрат предполагаемых аудиторских процедур.

Источниками информации для данного  вида проверки служат Положение об учетной политике организации, Положение  о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, Положение об инвентаризациях, результаты анкетирования  сотрудников бухгалтерии и др.

Система бухгалтерского учета - совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить соответствие организационной  структуры бухгалтерии и формы  бухгалтерского учета условиям  функционирования организации и  управления предприятием;

- охарактеризовать системы документации  и документооборота;

- дать оценку учетной политике  организации и проверить порядок  ее соблюдения.

Объем учетной работы конкретного  предприятия определяется рядом  факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др. В зависимости от этого устанавливается штат бухгалтерии, ее структура, объем работы и выбирается форма бухгалтерского учета, а также - количество отделов в составе бухгалтерии и штат работников, соотношение централизации и децентрализации бухгалтерского учета. Например, бухгалтерский аппарат ОАО «Кристон» включает главного бухгалтера, его заместителя и штат бухгалтерии, состоящий из четырех бухгалтеров, каждый из которых ведет один или несколько участков учета.

Особое внимание уделяется аудиторами проверке наличия и соблюдения должностных  инструкций, так как именно они  определяют разделение обязанностей и  ответственности между работниками  бухгалтерии,  необходимое для того, чтобы предупреждать злоупотребления и хищения, поскольку если одно и то же лицо выполняет все ученые работы, то возрастает вероятность пропуска ошибки или повторения типичных ошибок. В них должны быть предусмотрены: порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования; состав работ, соответствующих данной должности; перечень обязанностей работника; права работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств; функции, за выполнение которых работник несет ответственность. В ходе проведения проверки организации бухгалтерского учета, построения бухгалтерской службы, ее места в системе управления было выявлено отсутствие обоснованно разработанных и утвержденных руководителем должностных инструкций для бухгалтерского персонала, что является огромным минусом в системе бухгалтерского учета ОАО «Кристон». Это явилось главной причиной для выработки рекомендаций руководству со стороны аудитора по составлению данного документа в ближайшие сроки.

На эффективность построения и  функционирования системы бухгалтерского учета во многом влияет то, насколько правильно оформляется и своевременно представляется необходимая информация по соответствующим  центрам управления. Однако документ, определяющий указанные пункты, в организации также отсутствует, поэтому ОАО «Кристон» следует разработать план-график распределения обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.

Значительное влияние на эффективность  постановки системы бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом, оказывает  организация первичного учета, являющегося  основным носителем первичной информации для всех видов учета: бухгалтерского, оперативно-технического, статистического, а также применяющегося для анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и для осуществления внутреннего и внешнего контроля. Но важно отметить,  что в бухгалтерии ОАО «Кристон» отсутствует перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров. Это может послужить причиной неправильного составления того или иного документа именно из-за незнания требований его оформления отдельными работниками, которые несут ответственность за его составление. Но в процессе фактической проверки было установлено, что в организации соблюдаются все необходимые требования оформления первичных документов, в них содержаться обязательные реквизиты.

В ходе проверки аудитор также должен установить, насколько обоснованно  составлен и четко выполняется  график документооборота, который также  не разработан в ОАО «Кристон». Его  отсутствие является серьезнейшим недостатком  в организации бухгалтерского учета  на предприятии, так как он служит важнейшим организационным документом, обеспечивающим функционирование всей системы бухгалтерского учета.

Указанные выше документы внутренней регламентации являются также элементом учетной политики организации. Учетная политика ОАО «Кристон» как для целей бухгалтерского, так и налогового учета приведена в Приложение 13. В ходе опроса главного бухгалтера ОАО «Кристон» был составлен вопросник (Приложение 14), на основе которого были установлены обоснованность выбора и оптимизации учетной политики данной организации для целей бухгалтерского учета, соблюдение ею выбранных организационных, методических и технических аспектов в течение календарного года. При составлении вопросника было отмечено, что бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, как структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером. Организацией определен порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Так как предприятие выпускает и производит большой перечень продукции,  уровень автоматизации в ОАО «Кристон» высокий: с помощью компьютерной программы 1С.8.0 оформляются не только первичные документы, но и формируются регистры учета и формы отчетности. Также были определены варианты ведения учета по отдельным участкам, их соответствие законодательству и эффективность применения. Также на предприятии был составлен вопросник по учетной политике и для целей налогообложения (Приложение 15).

В ходе произведенного опроса главного бухгалтера можно отметить достаточно серьезную профессиональную подготовку бухгалтеров. Данные работники владеют знаниям о действующем законодательстве в области бухгалтерского и налогового учета, регулярно отслеживают все происходящие в нем изменения. Предприятие по мере необходимости посылает их на специальные курсы, семинары по повышению квалификации, обучению различным компьютерным программам. Таким образом, компетентность персонала постоянно поддерживается на должном уровне.

Итак, проведенная  итоговая оценка, учитывающая все  рассмотренные выше факторы, выявила  недостаточную надежность системы бухгалтерского учета в ОАО «Кристон» (Приложение 16).

Система внутреннего контроля - конкретные методики и процедуры, разработанные на предприятии для эффективности хозяйственной деятельности, для сохранения активов на предприятии и обеспечения приемлемого уровня полноты информации.

Внутренний  контроль считается эффективным, если он предупреждает о возникновении  недостоверной информации и выявляет недостоверность в пределах определенного  времени.

Система внутреннего контроля включает три составляющие: надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Таким образом, грамотное ведение бухгалтерского учета – важный контрольный фактор формирования финансовой отчетности организации.

Контрольная среда – это общее отношение руководства или собственников организации к созданию и поддержанию на своем предприятии системы внутреннего контроля, их конкретные действия и процедуры, направленные на это. В ходе определения надежности контрольной среды ОАО «Кристон» (Приложение 17) оценивались такие факторы, как стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение ответственности и полномочий, кадровая политика, использование бухгалтерской отчетности для целей управления, соблюдение требований, установленных действующими законодательными актами. Построение и функционирование системы внутреннего контроля на рассматриваемом предприятии имеет как слабые, так и сильные стороны. Главным недостатком ОАО «Кристон» является отсутствие службы внутреннего контроля, как отдельного структурного подразделения: ревизионной комиссии или службы (отдела) внутреннего аудита. Все контрольные функции возложены на руководителя, главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. В общем, по итогам проведенного исследования можно дать заключение о наличии достаточно серьезных  недостатков контрольной среды.

Средства контроля, применяемые в ОАО «Кристон», включают в себя: разрешительные подписи руководителя и главного бухгалтера на документах, подпись главного бухгалтера на проверенном им журнале-ордере, сплошная нумерация создаваемых документов, регистрация документов в специальных журналах, встречные взаимопроверки бухгалтерских записей, сверки расчетов, инвентаризация и др.

Информация о работе Аудит учета финансовых результатов