Аудит расчетов с покупателями и поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Рациональная организация контроля за, состоянием расчетов
способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнениюобязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве,повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшениюфинансового состояния предприятия.

Содержание

ведение 3
1. Теоретическая часть: Аудит расчетов с покупателями и
поставщиками 5
1.1. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с
поставщиками и покупателями 5
1.2. Подготовка и планирование аудиторской проверки 7
1.3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с
поставщиками и покупателя 12
1.4. Аудит состояния расчетов с поставщиками 16
1.5. Аудит состояния расчетов с покупателям 18
2. Практическая часть 21
2.1.Анализ финансовой отчетности 21
2.2.Составление программы аудиторской проверки цикла покупок
и кредиторской задолженности 25
2.3.Проверка и описание системы покупок с целью
достоверности 29
2.4. Проведение аудита дебиторской задолженности 30
2.5. Составление письменной информации руководств,
экономического субъекта по результатам аудита 30
2.6. Перечень аудиторских процедур для определения значительных
событий после даты составления баланса 33
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Приложения 43

Вложенные файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 101.44 Кб (Скачать файл)

При этом следует иметь  в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Суммы, не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел:

  • при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
  • проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;
  • полнота оприходования материальных ценностей;
  • правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
  • правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов).

Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.

На практике бывают случаи, когда подлинные акцептные поручения - например, на перечисление денежных средств отделениями связи, на выплату почтовых переводов - уничтожают, а списанные суммы по учету относят на взаимные расчеты с другими предприятиями. Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в ряде рабочих документов (таблицах, справках).

Проверка реальности дебиторской  и кредиторской задолженности является одной из важных процедур аудита, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и искажений данных финансовых отчетов. Необходимо принимать это во внимание и знать типичные методы совершения и скрытия подобных действий.

В сфере текущих обязательств мошеннические и ошибочные действия значительно отличаются от аналогичных действий в отношении текущих активов. Зачастую служащие подделывают документы, содержащие обязательства, составляют фиктивные обязательства для обеспечения неверных кассовых выплат.

Кроме определения реальной задолженности необходимо определить срок просроченных платежей на счетах дебиторов и сопоставить этот срок с показателями прошлых лет.

1.5. Аудит состояния  расчетов с покупателями

Так же как и при проверке расчетов с поставщиками непосредственную проверку расчетов с покупателями начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет».

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

  1. аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
    • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
    • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
    • авансам полученным;
    • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
    • векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
    • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
  1. дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва. Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

Реальность задолженности  определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.

По фактам обнаружения  нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.

Согласно Положению о  бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Аудитор проверяет наличие  доказательств фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с момента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление  правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т.п.). Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе до истечения срока исковой давности - 3 года.

По фактам списания не истребованной дебиторской задолженности покупателей в связи с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения налогооблагаемой прибыли. Сумма списания такой задолженности не уменьшает финансового результата, учитываемой при налогообложении прибыли.

Процедуры проверки состояния  дебиторской задолженности и  ее списания пересекаются с проверкой правильности образования и использования резерва по сомнительным долгам. Проверка обоснованности использования резерва по сомнительным долгам рассматривается при проверке списания дебиторской задолженности.        

Также как и при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях - провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.

 

2. Практическая часть

В практической части и дайной курсовой работы проведем:

  • анализ финансовой отчетности на основе представленных данных по хозяйственным операциям;
  • на основе полученных результатов составим программу проведения аудиторской проверки;
  • оценим достоверность системы внутреннего контроля;
  • проведем аудит дебиторской задолженности;
  • составим отчет по результатам проведенного аудита проведения;
  • приведем перечень аудиторских процедур для определения наличия
  • значительных событий после даты составления баланса.

2.1. Анализ финансовой  отчетности

За анализируемый период фирма ОАО «Челябоблкоммунэнерго» осуществилоследующие хозяйственные операции:

  1. ОАО отпустило теплоэнергию ООО «СМЭП» в 2002 году на сумму 480000 руб. (в т.ч. НДС). Для целей налогообложения выручка определяется «по оплате». В декабре 2004 года срок исковой давности истек.В учете были сделаны записи:

Д 91 К 62 480000 руб. Списана дебиторская  задолженность;

Д 26 К 68 Начислен налог на пользователей автомобильных дорог По данной хозяйственной операции предприятию необходимо было создать резерв по сомнительным долгам. Так как средства не поступали на предприятие в течении продолжительного времени (свыше 1 года). Т.е. составит проводку Д63 К 62 на сумму задолженности (480000 руб.).

Счет 63"Резервы по сомнительным долгам" предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.

На сумму создаваемых  резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов но сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" ведется по каждому созданному резерву. Это бы позволило за ранее учесть данные расходы предприятия.

2. Получив 15.02.2004 банковский кредит на приобретение материалов сроком на 2 месяца в сумме 180000 руб., организация в этот же день произвела перевод заемных средств поставщику в качестве предварительной оплаты. В соответствии с кредитным договором организация ежемесячно уплачивает банку проценты в сумме 5000 руб.

15.03.02 организация получает  от поставщика материалы на  сумму 180000 руб. в том числе НДС 30000 руб., а 15.04.2004 возвращает кредит банку. В учете организации данная операции будет отражена следующими записями:

15.02.2004 года

Д51 К66 180000 руб. получен кредит от банка

Д 60 К 51 180000 руб. произведена предварительная оплата поставщику за товары

Получение суммы кредита  предприятием от банка отражены в хозяйственных операциях верно.

15.03.2004 года

Д 60 К66 5000 руб. начислены проценты банку для получения товара

Д 66 К 51 5000 руб. уплачены проценты банку за пользование кредитом

Д 10 К 60 150000 руб. расчеты но авансам выданным

Д 19 К 60 30000 руб. отражен НДС  по поступившим материалам согласно счету фактуре поставщика

Д 68 К 19 30000 руб. принят к вычету НДС по оплаченным и оприходованным материалам.

Д 10 К 60 5000 руб. проценты по кредиту  включены в первоначальную стоимость материалов.

Суммы процентов начисленные  банку отражаются в Д 91 счета.

Операция отнесения суммы  начисленных процентов в Д 60 счета является неверной, а также дальнейшее списание суммы начисленных процентов в стоимость материалов является не верной.

Также неверно отражено - принятие к зачету (вычету) НДС по оплаченным и оприходованным материалам. Так как данная операция проводится при передаче материалов в производство. В данном случае передача в производство еще не состоялась.

Таким образом, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Челябоблкомунэнерго» были выявлены следующие недостатки или проблемы:

  • почему руководство предприятия своевременно не занимается процедурой инкассации дебиторской задолженности. В данном случае с предприятия ООО «СМЭН». Почему не используется счет 63 для учета сомнительных долгов;
  • списание сумм начисленных процентов должно осуществляться в Д 91счета и приниматься в качестве расходов при расчете налога на прибыль.
  • расходы по начисленным процентам не должны списываться в Д 60 счета, а также по мере поступления материалов в стоимость материалов Д 10 счета.
  • суммы НДС принимаемые к зачету (Д 68 и К19) должны списываться по мере перевода материалов и иного имущества в производство.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и поставщиками