Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности проведения аудиторской проверки ос-новных средств на примере предприятия.
Задачами работы являются:
1.Ознакомится с понятием аудиторской деятельности;
2.Охарактеризовать особенности проведения аудиторской проверки учета основных средств предприятия;
3.Рассмотреть организацию внутреннего контроля на предприятии выбран-ном в качестве объекта практического исследования в области учета основных средств;
4.Изучить особенности проведения аудиторской проверки на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учет основных средств 4
1.1. Понятие и классификация основных средств 4
1.2. Учет поступления и выбытия основных средств 5
1.3. Учет износа и амортизации основных средств 9
1.4. Учет восстановления основных средств 12
Глава 2. Методика аудита основных средств 16
2.1. Нормативная база аудита ОС 16
2.2. Первичные документы, прорабатываемые при аудите ОС 16
2.3. Общий план и программа аудита 18
2.4. Типичные ошибки при аудите…………………………………………………22
Глава 3. Практика проведения аудита расходов на восстановление
основных средств 26
3.1. Оценка бизнеса предприятия 26
3.2. Письмо-предложение на проведение аудита учета основных средств 31
3.3. Письмо-обязательство на проведение аудита учета основных средств 32
3.4. Договор на проведение аудиторской проверки учета основных средств 35
3.5. Общий план проведения аудиторской проверки учета основных средств 41
3.6. Программа аудита основных средств 42
3.7. Расчет уровня существенности 44
3.8. Аудиторское заключение 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит основных средств торгового предприятия.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Важная задача аудита основных средств  – установление соответствия применяемой предприятием методики учёта основных средств  требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учёта.

2.3. Общий план и программа аудита

 

В соответствии с основными  направлениями и задачами аудита основных средств  можно выделить четыре направления проверки:

1. Операций учета поступления  основных средств ;

2. Учета амортизации  основных средств ;

3. Учета выбытия основных  средств ;

4. Правильности налогообложения  по основным средствам.

Следует отметить, что  основные средства занимают в процессе хозяйственной деятельности довольно значительную группу объектов. Что касается активов, то они составляют сравнительно немногочисленную группу объектов учета и операции с ними не носят систематического характера. Поэтому аудиторские процедуры по основным средствам, как правило, носят выборочный характер, а по активам должны быть направлены, как правило, на сплошное изучение систем их учета и контроля.

При проверке основных средств  необходимо проверить единовременное выполнение следующих условий использования основных средств:

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • указанные основные средства способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Чтобы подтвердить принадлежность объектов к основным средствам, аудиторам следует на основании изучения первичных документов и учетных регистров сопоставить перечень числящихся на предприятии с перечнем, утвержденным действующими нормативными актами.

Состав основных средств, приведенный в ПБУ 6/01,– это здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Для подтверждения первичной  оценки систем внутреннего контроля бухгалтерского учета основных средств  аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты.

По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.

На следующем этапе  проверки аудиторы изучают правильность оценки основных средств  и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по их движению.

Для этого устанавливается  способ приобретения предприятием основных средств, регламентированной нормативными документами.

Аудиторам следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств  зависимости от способа их поступления на предприятие.

Первоначальная стоимость  должна определяться для объектов основных средств :

  • приобретенных за плату как сумма фактических затрат предприятия на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость иных возмещаемых налогов. Если стоимость объекта основных средств  при приобретении была выражена в иностранной валюте, то его оценка производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету;
  • созданных самим предприятием как сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т. п.), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов;
  • внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал предприятия - в их денежной оценке, согласованной учреди (участниками) предприятия;
  • полученных предприятием по договору дарения (безвозмездно) - по их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами - по стоимости ценностей переданных или подлежащих передаче предприятием: Стоимость данных ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных ценностей.

Аудиторы должны выполнить  арифметический контроль проверяемых  показателей, а также подтвердить правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку основных средств .

В процессе установления правильности корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские  проводки, указанные в учетных  регистрах предприятия и схемах корреспонденций счетов.

Проверка операций по выбытию основных средств  (реализация на сторону, внесение в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, списание в связи с полной амортизацией и потерей полезных свойств и др.) включает изучение правильности оформления документов по выбывшим основным средствам и отражения их в учете. Все операции, связанные с выбытием основных средств, отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Проверяя операции по начислению амортизации по основным средствам аудиторы должны подтвердить правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации, достоверность расчета сумм амортизационных отчислений и отражения их на счетах бухгалтерского учета.

Амортизация основных средств  может производиться одним из следующих способов: линейным способом, способом уменьшаемого остатка или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Аудиторы должны знать, что амортизационные отчисления по основным средствам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) предприятием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Амортизационные отчисления по основным средствам должны отражаться в бухгалтерском учете отчетного  периода, к которому они относятся, и начислять независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде. По данным учетной политики аудиторам следует также установить способ отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

При проверке основных средств аудитор, как правило, изучает и связанные с ними расходы на строительство, ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств. Главное внимание в этом случае нужно уделить тому, подлежат ли такие расходы списанию на расходы организации или их следует включить в стоимость соответствующих основных средств с последующей амортизацией. При решении данного вопроса аудитору необходимо руководствоваться действующими нормативными документами.

Выбирая для проверки операции по строительству, ремонту, реконструкции и модернизации основных средств, аудитор, как правило, руководствуется стоимостным критерием. Аудитор должен обращать внимание не только на существенные по стоимости расходы на строительство, ремонт, реконструкцию и модернизацию, но и на операции, произошедшие в конце проверяемого отчетного периода и в начале следующего периода. Нужно выяснить, не относятся ли расходы на ремонт, осуществленные в начале следующего отчетного периода, к отчетному периоду, т.е. не занижены ли расходы организации в отчетном периоде.

Оценивая качество инвентаризации основных средств, аудиторы рассматривают подробный список основных средств  и прилагаемые к нему правоустанавливающие документы. В списке должны быть указаны перечень всех объектов основных средств, принятых на учет; дата и основание поступления на: предприятие; срок полезного использования каждого объекта; объекты по которым начисляется амортизация; первоначальная стоимость; норма и сумма фактически начисленной амортизации.

Отличительная особенность инвентаризации - изучение не самих объектов учета, а документов, подтверждающих наличие таких объектов.

 

                                        2.4. Типичные ошибки при аудите

 

Как видно из практики аудиторских проверок, типичными  ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются: 
 
1) неотражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах); 
2) оприходование некоторых основных средств без наличия свидетельства о регистрации права собственности; 
3) несоблюдение момента перехода права собственности от продавца к покупателю, что ведет к недостоверному отражению основных средств на счетах учета; 
4) отсутствие документов, характеризующих техническое состояние основных средств; 
5) необоснованное списание недостачи основных средств на расходы организации.

При необходимости (резких и значительных сдвигах, нехарактерных  тенденциях в динамике основных средств, недостаточном раскрытии соответствующих разделов учетной политики и пояснительной записки и т. д.) после оценки общей ситуации с основными средствами аудитору следует провести пообъектный анализ, выявить сущность и причины вызывающих сомнение событий и их влияние на достоверность отчетности.

В ходе инвентаризации аудитору необходимо также оценить обеспеченность организаций основными средствами. Иначе ему придется выяснять, достаточно ли у организации таких активов, каковы их техническое состояние и пригодность для выполнения бизнес-плана по выпуску продукции и продажам. Результативность инвентаризации повышается при использовании аналитических процедур пообъектной оценки состояния активов. Для этого проверяется соответствие фактического состояния объектов техническим характеристикам, указанным в паспортах, формулярах и другой технической документации, а также способность объектов выполнять заданные функции с учетом фактического срока службы. Например, в акте обследования здания следует указать состояние его отдельных элементов и конструктивных частей: окон, дверей, кровли, установленного оборудования и т. д. Особое внимание уделяется оценке работоспособности активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств), уровню их технического обслуживания и реальной загрузки в производственном процессе, для чего проверяющий пользуется внутренней информацией (документами, подтверждающими выполненный ремонт, отработанное время и др.). 
На основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору нужно количественно оценить состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно охарактеризовать наличие и качество основных средств организации.

Обнаруженные ошибки и нарушения аудитор анализирует  в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно (обнаруженные ошибки сравниваются с уровнем существенности, установленным на стадии планирования) и качественно (в этом случае аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями).

Выявленные в процессе аудита основных средств ошибки оказывают  влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, поскольку приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

По результатам осуществления  процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор  может дать оценку амортизационной  политике организации. С помощью выбранной учетной политики организация приобретает возможность оказывать влияние на формирование расходов, прибыли, налоговых баз по налогу на прибыль и налогу на имущество через способы начисления амортизации. Выбор способа зависит от целей и стратегии финансово-хозяйственной деятельности организации. Если целью организации является поддержание стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений, то линейный способ начисления амортизации отвечает этим требованиям. Когда же организация предпочитает значительный рост уровня рентабельности или аккумулирование крупных финансовых ресурсов для обновления материальной базы, тогда она закрепляет в учетной политике один из нелинейных способов начисления амортизации.

В процессе аудита основных средств проверяющий должен сочетать элементы финансового и управленческого (внутрипроизводственного) анализа. В заключение кропотливой работы аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его руководителю проверки совместно с рабочей документацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практика проведения аудита расходов на восстановление

основных средств

3.1. Оценка бизнеса предприятия

 

Компания была основана 18 лет назад и является официальным  дистрибьютером компаний "Procter&Gamble", "Mars", "UPECO", "Ferrero" и других.

Помимо дистрибьюции товаров "Вектор" оказывает большой спектр логистических услуг, предоставляя высокий уровень сервиса, в основе которого лежат передовые технологии и профессионализм сотрудников.

Важнейшим показателем  работы предприятия является прибыльность и уровень рентабельности бизнеса. Данные для анализа данных показателей в   представлены в таблице 1. Исходной информацией для заполнения таблицы стали данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Информация о работе Аудит основных средств