Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:
• контроль за наличием и сохранностью основных средств;
• правильность отнесения предметов к основным средствам;
• правильность оценки основных средств в учете;
• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Содержание

Введение 3
I План и программа аудиторской проверки 7
1.1 Проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам 9
1.2 Оценка сохранности, проверка наличия основных средств 10
1.3 Проверка операций по поступлению, реализации и выбытию основных
средств 15
1.4 Аудит начисления износа 18
1.5 Проверка правильности учета отнесения затрат на ремонт 20
1.6 Аудит налогообложения по операциям с основными средствами 22
II Перечень аудиторских процедур и типичные ошибки 24
Заключение 27
Задачи 28
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит основных средств.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

По фактическим затратам целесообразно учитывать затраты, связанные с проведением ремонтных работ, которые не имеют регулярного характера и не требуют значительных денежных средств. При применении этого способа учета расходы на проведение ремонтных работ отражаются в учете по мере их возникновения и включаются в себестоимость того отчетного периода, когда они имели место. Используются счета учета производственных затрат: 20, 23, 25, 26, 44 в зависимости от места эксплуатации объекта. При неравномерном проведении ремонтных работ а также в случае осуществления одновременных расходов на ремонт объектов основных средств для их равномерного включения в состав производственных затрат можно фактически произведенные расходы предварительно отражать на счете 97 с последующим включением в состав производственных затрат в установленном предприятием порядке.

На предприятии с  большим количеством объектов основных производственных фондов, требующих  значительных расходов на проведение ремонтных работ, а также с  сезонным характером  проведения ремонтных  работ рекомендуется создавать резервы на проведение ремонта с использованием счета 96.

Резерв на проведение ремонта создается на один финансовый год. Не израсходованные в конце  отчетного года средства резервного фонда  относятся на финансовые результаты деятельности организации:

Д 96, субсчет – резерв на проведение ремонта  К 99.

Если на конец отчетного  года средств резерва на ремонтные  работы оказалось недостаточно, то делается дополнительное начисление:

Д 20 (23, 25, 26, 44)  К 96.

Правильность образования  и использования сумм по резерву на проведение ремонта проверяется по данным смет, расчетов и т.п.

Счет 96 закрывается в  конце отчетного года и сальдо не имеет.

     Учет  ремонтов при подрядном способе  производства  работ

На сумму акцептованных  счетов подрядчика за выполненные работы по текущему и капитальному ремонту основных средств делаются следующие проводки:

Д 23 (26, 29)  К 60

На сумму НДС:

Д 19 К 60.

На сумму оплаченных счетов подрядчика:

Д 60 К 51.

Учет ремонтов при  хозяйственном способе производства работ

На сумму затрат по ремонту:

на стоимость израсходованных  материалов, запчастей:

Д 23 (26, 29) К 10 ;

на сумму начисленной  зарплаты персоналу за работы по ремонту  основных средств:

Д 23 (26, 29)  К 70;

на сумму отчислений социального налога по действующим  нормативам:

Д 23 (26, 29)  К 69;

на сумму по ремонту  основных средств, оплаченных из подотчетных  сумм:

Д 23 (26, 29)  К 71.

 

Аудит налогообложения  по операциям с основными средствам. На предприятиях, не прошедших аудиторскую проверку, увеличивается риск нарушений бухгалтерского   и  налогового  законодательства,   влекущих  за  собой уменьшение поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней и ухудшение финансового состояния.  Кроме того, отсутствие аудиторского заключения у предприятий и организаций,   подлежащих  обязательной  ежегодной   аудиторской проверке, затрудняет, а иногда и исключает выход этих экономических субъектов на международный финансовый рынок.

В последнее время  в учете основных средств произошли  значительные изменения. Они коснулись начисления износа; учета капитальных вложений; переоценки основных средств; списания затрат на ремонт основных фондов; учета реализации основных фондов. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1672 от 31.12.97 «О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений» предприятиям разрешено сохранять при ведении бухгалтерского и статистического учета и составлении отчетности на 1 январи 1998 г. балансовую стоимость основных фондов, имевшуюся на 1 января 1996 года. Если иное приводит к ухудшению (искажению) финансовых показателей деятельности. С 1 января 1998 г. прекращено действие п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 967 от 19.08.94 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Атак же абзаца 2  п.2 «Положения о составе затрат» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 552 от 05.08.92), которые предусматривали исключение из себестоимости сумм амортизации, исчисленных ускоренным' методом, в случае их  не целевого использования. Также Письмом Госналогслужбы России № ВК-6-02/332 от 10.06.98 «О применении индексов инфляции в 1998 году» сообщено, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения применяют индекс инфляции (ИРИП). Если по результатам переоценки основных фондов организации по состоянию на 1 января 1998г. путем индексации ухудшаются финансово-экономические показатели организации и искажается структура ее баланса, то организация может сохранить при ведении бухгалтерского и статистического учета и состояния отчетности на 1 января 1998 г. балансовую стоимость основных фондов по состоянию на 1 января 1996 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Перечень аудиторских процедур и типичные ошибки.

Для обоснованного выражения  своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета основных средств и нематериальных активов аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

•   проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

•   инвентаризация;

• проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

•   подтверждение;                                               

•   аналитические  процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д.

Инвентаризация используется для проверки фактического наличия объектов основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в проведении инвентаризации.

Проверка соблюдения правил учета применяется при  проверке учета основных средств и нематериальных активов. Аудитор проверяет соответствие закону «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положениям ПБУ 3/95, ПБУ 6/97, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и т.д. применяемой экономическим субъектом корреспонденции  счетов  Инструкции по   применению   Плана счетов другим законодательным и нормативным документам.

При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор  проверяет отчетность экономического субъекта на предмет достоверности  и соответствия требованиям нормативных  и законодательных документов, например ПБУ 4/99.

Проверка документов может использоваться для подтверждения  правильности отражения в бухгалтерском  учете достоверности оценки и  переоценки основных средств.

Подтверждение применяется  для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.

Аналитические процедуры  используются при сопоставлен наличия  основных средств и нематериальных активов в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.

Типичные ошибки. Примерный  перечень их таков:

  • В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6). Однако на предприятии этого не делаю, считая ведение таких карточек излишним, при этом ссылаются на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а на тех предприятиях, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают  требование полноты занесения реквизитов.
  • Материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на сч. О1 «Основные средства».
  • Несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги информации об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.
  • Оприходование основных средств не по цене их приобретения.
  • В состав первоначальной стоимости включают затраты по оплате процентов по заемным средствам.
  • При покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается подоходный налог.
  • При передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в состав доходов будущих периодов, а по мере начисления дивидендов присоединяется к балансовой прибыли.
  • При безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала или фонда социальной сферы.
  • Начисление износа основных средств производится один раз в квартал.
  • Предприятие продолжает начислять износ по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.
  • Неправомерное ускоренное начисление износа основных средств.
  • Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.
  •    Простое хищение средств (основной тип мошенничества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей работе я рассмотрел вопросы  по аудиту  указал источники информации и основные направления проверки, привел программу аудиторской проверки, изложил перечень аудиторских процедур и конечно же указал самые распространенные ошибки при аудите.

Материала, которые  изложины в моей работе  на основе ныне действующих (последних редакций) нормативных документов.

Ввиду постоянного изменения  действующих нормативных актов  срок актуальности основной части настоящей  работы, вероятно, не превысит полугода. Однако освященные мною проблемы вероятно, в любом случае могут оказаться полезными при решении возникающих на практике вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи.

 

Пример1. В 2001 году предприятие приобрело основное средство (станок) но не оплатило его, а НДС учло на счете 19. В январе 2002 года начало использовать его и начислять амортизацию. Может ли предприятие зачесть НДС по неоплаченному, но введенному в эксплуатацию основному средству?

Ответ аудитора:  Нет, возместить НДС по станку, который еще не оплатили нельзя. Об этом говориться в пункте 1 статьи 172 НК РФ.

 

Пример2.К предприятию ОАО «Вирма» присоединилась другая организация, от которой перешли здания. Вирма перерегистрировало право собственности на это имущество и включило в первоначальную стоимость этих зданий сумму на перерегистрацию. Правильно ли поступил бухгалтер ОАО «Вирма»?

Ответ аудитора: Пункт 14ПБУ 6/01 «Учет основных средств» гласит, что предприятие может изменить первоначальную стоимость основного средства только в случае перестроения, реконструкции, частичного сноса или переоценки. Следовательно, бухгалтер поступил не верно.

-Согласно ПБУ  10/99 эти затраты учитываются в  составе операционных расходов.

 

Пример3. Вначале года в налоговом учете предприятие списало остаточную сумму основного средства, приобретенного ранее 01.01.02 и стоившего мене 10000 рублей. На списанную сумму бухгалтер уменьшил  налогооблагаемую прибыль за первый квартал 2002 года. Правильно ли он поступил?

Ответ аудитора: - Нет, бухгалтер поступил не правильно(статья 10 ФЗ от 6 августа 2001 года № 110 ФЗ). Полученная сумма- это налоговая база переходного периода, своего рода промежуточный результат, позволяющий доходы и расходы, полученные до 2002 года привести в соответствие с нормами главы 25 НК РФ. Налоговая база переходного периода рассчитывается отдельно от налоговой базы 2002 года. По этому списанные основные средства в расходы переходного периода, но не входя т в состав расходов 2002 года.

 

Пример4.В результате аудита было установлено, что на предприятии ОАО «Североникель» на протяжении шести лет не проводилась инвентаризация основных средств, что является нарушением Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности утвержденного приказом Минфина РФ от 29.12.98 №34н. А также не отражен порядок проведения инвентаризации имущества в учетной политике организации.

Информация о работе Аудит основных средств