Аудит материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования- изучить порядок проведения аудита оценки материально- производственных запасов в КОПХ "Ленинская искра" Ядринского района.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть методику аудита материально- производственных запасов;
2. Изучить план и программу аудиторской проверки;
3. Проверить бухгалтерские записи по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций организации КОПХ "Ленинская искра" Ядринского района.

Вложенные файлы: 1 файл

АУДИТ КУРСОВАЯ.docx

— 78.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, активизации  предпринимательства и т.д. Обеспечение  предприятия материально-производственными  запасами влияет на финансовое состояние  и положительно сказывается на его  репутации среди конкурентов  и потребителей работ и услуг  предприятия.

Запасы относятся  к числу объектов, требующих достаточно больших вложений средств, и поэтому  представляет собой один из факторов, определяющих политику предприятия  и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Они представляют собой  один из важнейших факторов обеспечения  постоянства и непрерывности  воспроизводства.

Всестороннее  изучение и правильное понимание  сущности материальных запасов, их значение и роль в экономике предприятий  стоят в ряду важнейших проблем  по их рациональному использованию. Таким образом, от эффективного управления материально-производственными запасами зависит, в конечном итоге доходность коммерческой организации.

Важная  роль в реализации этой задачи отводится  правильной постановке бухгалтерского учета материально-производственных запасов, что позволяет осуществлять контроль за их сохранностью и рациональным использованием, что в свою очередь, позволяет воздействовать на размер получаемой прибыли. Поэтому изучение системы законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета  материально-производственных запасов  имеет огромное значение для решения  данных задач.

Объект  исследования- деятельность КОП "Ленинская  искра" Ядринского района ЧР.

Предмет исследования- аудит оценки материально- производственных запасов КОПХ "Ленинская  искра" Ядринского района.

Цель  исследования- изучить порядок проведения аудита оценки материально- производственных запасов в КОПХ "Ленинская искра" Ядринского района.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1. Рассмотреть  методику аудита материально-  производственных запасов;

2. Изучить  план и программу аудиторской  проверки;

3. Проверить  бухгалтерские записи по счетам  в журнале регистрации хозяйственных  операций организации КОПХ "Ленинская  искра" Ядринского района.

 

 

 

1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1 Характеристика производственных  запасов

Материально-производственные запасы – это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе и продуктов труда. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их научное обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости  от назначения и роли в процессе производства различаются следующие  группы материалов: сырье, основные и  вспомогательные материалы.

Сырье и  основные материалы – предметы труда, из которых изготовляют продукт  и которые используют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного  хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а  материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар  и др.).

К этой группе относятся также покупные полуфабрикаты, которые представляют собой сырье  и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще  готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую  же роль, как и основные материалы, то есть составляют ее материальную основу.

Возвратные  отходы производства – остатки сырья  и материалов, образовавшихся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного  сырья и материалов (опилки, стружка  и другое).

Вспомогательные материалы используют для воздействия  на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских  свойств или же обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и  тарные материалы, запасные части. Топливо  разделяют на технологическое (для  технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара  и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части  используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и  оборудования.

Обычно материальные запасы организации  неоднородны, объем операций по счетам их учета значителен, поэтому проверка показателей отчетности, отраженных по счетам учета материально-производственных запасов, весьма трудоемка и занимает довольно много времени в ходе аудита.

1.2 Система законодательного нормативного  регулирования бухгалтерского учета  производственных запасов

В России системы правового и методологического  регулирования бухгалтерского учета  базируются на четырехуровневой системе  нормативно-правовых актов.

1. Законодательный:

Первый  уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации  и ведения бухгалтерского учета. Нормы, содержащиеся в других федеральных  законах и затрагивающие вопросы  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, должны соответствовать  Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы 1-го уровня прямо или косвенно регулируют БУ в РФ.

2. Нормативный:  документы разрабатываются Минфином  РФ, в этих документах обобщены  принципы и базовые правила  БУ, обеспечивающие доступность  и полезность финансовой информации; изложены основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета;  приведены возможные бухгалтерские  приемы без раскрытия конкретного  механизма применения их к  определенному виду деятельности.

Они включают:

а) Положение  по ведению БУ и бухгалтерской  отчетности в РФ;

б) Положения  по БУ.

3. Методический: документы подготавливаются и  утверждаются федеральными органами, общественными объединениями профессиональных  бухгалтеров, министерствами и  ведомствами (Минфином РФ, ЦБ РФ  и т.д.) на основе и в развитие  документов первого и второго  уровней. Документы данного уровня  носят рекомендательный, разъясняющий  и уточняющий характер по отношению  к документам более высоких  уровней и не должны вступать  с ними в противоречие. В случае  возникновения последних действуют  обязательные для применения  нормы документов первого и  второго уровней. Данный уровень  регламентирующих документов включает:

а) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций  и методические рекомендации по его  применению;

б) методические рекомендации, подготавливаемые в развитие соответствующих положений по бухгалтерскому учету;

в) методические рекомендации, а также иные аналогичные  по характеру документы, содержание которых не носит концептуального  характера, а потому они не могут  быть отнесены к документам более  высоких уровней регулирования.

4. Инициативный  уровень - документы по организации  и ведению бухгалтерского учета  в разрезе отдельных видов  имущества, обязательств и хозяйственных  операций, которые разрабатываются  для конкретных организаций. Документы четвертого уровня формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Четвертый уровень регламентирующих документов включает: учетную политику организации, положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации

Содержание  и статус указанных документов, принципы их построения и взаимодействия между  собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем  организации.

Первые  три уровня применяются всеми  организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским  кодексом РФ (кроме банковских, страховых  и бюджетных).

Основным  актом первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской  деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных  вести бухгалтерский учет и предоставлять  финансовую отчетность.

Положение по ведению БУ и бухгалтерской  отчетности в РФ утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации  от 29 июля 1998 № 34н относится ко второму  уровню правового и методологического  регулирования бухгалтерского учета. Данное Положение устанавливает  порядок организации и ведения  бухгалтерского учета, составления  и предоставления бухгалтерской  отчетности юридическими лицами по законодательству российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы, а  также взаимоотношения организации  с внешними потребителями бухгалтерской  информации.

Порядок оценки материально- производственных запасов описан в пп. 58-62 III раздела Положения.

Так, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных  затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним  из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости  единицы запасов;

по средней  себестоимости;

по себестоимости  первых по времени приобретений (ФИФО);

по себестоимости  последних по времени приобретений (ЛИФО).

Приказом Минфина РФ № 26н от 26.03.07г. внесены изменения  в ПБУ 5/01 вступающие в силу с 1 января 2008. Данным приказом исключен способ оценки материально-производственных запасов  по себестоимости последних по времени  приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98) стало первым, разработанным  и утвержденным Минфином России во исполнение Постановления Правительства  РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении  Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международным  стандартами финансовой отчетности»  и Распоряжения Правительства РФ от 22.05.1998 № 587-р, утвердившим План внедрения  двадцати двух положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику в течение 1998 - 1999 гг.

В настоящее  время действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007).

Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете  информации о материально-производственных запасах, находящихся в организациях на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Оно  не распространяется на кредитные организации  и бюджетные учреждения.

Под материально-производственными  запасами понимается часть имущества:

- используемая  при производстве продукции, выполнении  работ и оказании услуг, предназначенных  для продажи;

- предназначенная  для продажи;

- используемая  для управленческих нужд организации.

Таким образом, Положение регламентирует правила  учета имущества, относимого к средствам  в обороте, и не регламентирует правила  учета имущества, используемого  в качестве средств труда при  производстве продукции, выполнении работ  или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Положение  не распространяет на незавершенное  производство являющееся, по существу, частью материально-производственных запасов.

Для надлежащей организации внутреннего учета  материально-производственных запасов  хозяйствующего субъекта, осуществления  контроля за их сохранностью и других целей необходимо выбрать единицу  учета. В качестве таковой принят номенклатурный номер, разрабатываемый  организацией в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов) материально-производственных запасов. Как известно, этот номер  должен проставляться во всех оправдательных и учетных документах, оформляющих  операции с материально-производственными  запасами.

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов