Аудит и анализ денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является аудит и анализ денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит и анализ денежных средств.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    Представитель  банка _________________________________ (Ф.И.О.)

    Руководитель  предприятия ____________________________ (Ф.И.О.)

    Главный (старший)  бухгалтер _________________________ (Ф.И.О.)

 

VIII. Распоряжение  руководителя банка по результатам  проверки

 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    Руководитель  учреждения банка _______________________ (Ф.И.О.)

 

 

     Проведем  аудит кассовых операций ООО  «Лавоком». В ходе предварительного  ознакомления выяснено, что предприятие  не осуществляет расчеты наличными  денежными средствами и наличные  от физических лиц не принимает.  Поэтому необходимости в контрольно -  кассовом аппарате предприятие не имеет. Отдельного помещения для кассы на предприятии нет. Функции кассира выполняет бухгалтер, которому эта функция вменена должностной инструкцией. Договор о полной материальной ответственности заключен не только с бухгалтером – кассиром, но и со всеми подотчетными лицами (Приложение 3). Имеются приказы руководителя разрешающие выдачу наличных денежных средств в подотчет (Приложение 4).  Денежные средства выдаются в подотчет после утверждения заявления о выдаче денежных средств в подотчет руководителем. Таким образом, отпадает необходимость подписи расходного кассового ордера на выдачу наличных денег в подотчет у руководителя. В расходном кассовом ордере обязательно указывается на какие цели произведена выдача денежных средств подотчет (приобретение ГСМ, канцелярских товаров или расчеты с поставщиками). Предприятие хранит чековые книжки и денежные средства в сейфе, ключ от которого имеет кассир и генеральный директор. Чековая книжка ведется аккуратно. Испорченные чеки перечеркиваются, и делается отметка «Испорчен». Количество использованных чеков совпадает с числом оприходования денежных средств в кассу предприятия. Изучены также были акты инвентаризаций кассы. Инвентаризации проводятся ежеквартально, как это и описано в Приказе об учетной политике (Приложение 5). В ходе проведенных инвентаризаций излишков и недостач комиссией не выявлено. Приходные и расходные кассовые ордера выписываются бухгалтером и после подписи главного бухгалтера и если это необходимо генерального директора, передаются бухгалтеру – кассиру для оформления хозяйственной операции. В конце дня бухгалтер – кассир составляет отчет кассира (Приложение 6), распечатывает его и утром следующего дня передает его вместе с вкладным листом кассовой книги на проверку главному бухгалтеру.  В конце месяца отчеты кассира  сшиваются и пронумеровываются. Вкладные листы кассовой книги прикладываются к первичным документам и также брошюруются помесячно. В связи с тем, что бухгалтерский учет ведется на компьютере, предприятием не ведутся отдельные журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.  Автоматизированный учет позволяет свести к минимуму количество самостоятельно заполняемых обязательных реквизитов, большинство из них заполняется автоматически. Денежные средства для выплаты заработной платы сотрудникам выплачиваются или из средств поступивших от покупателей продукции, либо снимаются в банках по чековым книжкам. Чековую книжку заполняет бухгалтер, он же собирает подписи руководителя и главного бухгалтера и предает бухгалтеру – кассиру. После получения средств бухгалтер составляет приходный кассовый ордер на оприходование их в кассу с обязательным указанием номера чека, по которому осуществлено снятие денежных средств. Выдача заработной платы осуществляется по платежной ведомости, на которую оформляется расходный кассовый ордер на общую сумму ведомости. Ведомость так же перед тем как попасть к кассиру проходит процедуру проверки и подписи руководителем и главным бухгалтером. Депонированных сумм не обнаружено. Все кассовые документы заполняются и ведутся в соответствии с требованиями нормативных документов в части порядка оформления кассовых документов. Остатка в кассе практически не бывает (Приложение 7). Денежных документов в кассе также нет.

     Арифметические проверки подсчетов проведены сплошным методом в связи с небольшим объемом проверяемых операций. Счетных ошибок нет.

 

2.3 Аудит  денежных средств на расчетном  счете и других счетах

     Целью аудиторской  проверки операций на расчетном,  валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

       Аудиторская  проверка операций по счетам  в банке начинается с того, что аудитор знакомится со  сведениями о рублевых счетах  и счетах в иностранной валюте  в банках. При этом он устанавливает  количество и номера счетов, открытых  в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

     Затем аудитор  определяет юридические основы  взаимоотношений организации и  банка, проверяет соответствие  договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

     Проверка  документального оформления операций  по счетам в банке. Операции  по зачислению и списанию денежных  средств со счетов в банке  оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

- выписки банка с  приложенными утвержденными банком  формами расчетно - платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование - поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

- первичные документы,  прилагаемые к расчетным банковским  документам и обосновывающие  правомерность совершаемых операций.

     Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

      Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

     Операции  по счетам в банке могут  быть приостановлены согласно  ст.76 Налогового кодекса Российской  Федерации для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

     Для подтверждения  достоверности бухгалтерской отчетности  нужно проверить соответствие  ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. 

     Данная  процедура проверки оформляется  рабочими документами аудитора.   При выявлении расхождений необходимо  показать сумму отклонений и  выявить их причины.

     Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

  • проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;
  • проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
  • арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
  • проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

     Проверка  полноты и правильности синтетического  учета операций по расчетному счету проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге.  Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

     Если по  договору банковского счета предусмотрена  выплата банком процентов за  пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет  ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

     При аудите  операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

  • порядок ведения учетных регистров;
  • ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
  • своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
  • тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

     Проверяя  полноту зачисления денежных  средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально – производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетные счета» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». [8, стр. 302 ]

     Поступление  денежных средств от финансово  – кредитных организаций в  виде кредитов, зачисление средств  с других расчетных счетов  проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчетам к счету 51 «Расчетные счета», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

     Особое  внимание аудитор должен уделить  проверке полноты оприходования  наличных денежных средств, сдаваемых  в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную  проверку записей с данными  учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».

Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета.   

     Перечисление  денежных средств с расчетного  счета в погашение задолженности  поставщикам следует анализировать  в разделе аудита расчетных  операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетные счет « в сопоставлении  со счетами учета затрат (20 «Основное  производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

     Детальная  проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно – исследовательские работы, на оплату социально – бытовых услуг и др. На себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.

     Пересекающейся  процедурой аудиторской проверки  операций по расчетному счету  является проверка списания денежных  средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:

  • приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
  • тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и дебету счета 50 «Касса».

     Выявленные  в ходе проверки операций по  расчетному счету нарушения аудитор  фиксирует в рабочей документации  и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела  аудиторской проверки.

Проверка законности операций по валютному счету. 

        При проверке законности открытия  валютного счета используется  Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле», в котором  указано, что резиденты могут  иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.

     Резиденты  могут иметь счета в иностранной  валюте в банках за пределами  Российской Федерации в случаях  и на условиях, устанавливаемых  Центральным банком Российской  Федерации.

     Резиденты  могут иметь счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, в банках за пределами территории Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами – гражданами Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с этими договорами. 

     Порядок  открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

      Поэтому  при проверки законности открытия  валютного счета необходимо уточнить  цели его открытия и использования,  наличие договоров об открытии валютных счетов, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

     При осуществлении  внешнеэкономической деятельности  организации получают выручку  от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица – резиденты могут иметь следующие валютные счета:

Информация о работе Аудит и анализ денежных средств