Аудит и анализ денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является аудит и анализ денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит и анализ денежных средств.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

     Штат бухгалтерии  составляет 4 человека: главный бухгалтер,  бухгалтер, бухгалтер-кассир и  экономист. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с использованием бухгалтерской программы «БЭСТ-4».

Предприятие зарегистрировано в мае 2001 года, но в связи с большим  сроком поставки оборудования, осуществление  деятельности было начато в декабре 2001. Таким образом, сравнение результатов финансово-хозяйственной деятельности за 2001 и 2002 года не показательно.

     Однако  для того, чтобы иметь представление  о финансовом состоянии предприятия  воспользуемся данными, отраженными  в форме № 2 за 2001 и 2002 год (Приложение 2).

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика финансовых результатов деятельности ООО «Лавоком» за  2001-2002 года

Показатели

2001

2002

Выручка от реализации готовой  продукции, руб.

3 058 636

47 960 738

Себестоимость проданной  готовой продукции, руб.

3 052 957

45 443 123

Доля себестоимости  в выручке, %

99,8

94,8

Прибыль от продаж, руб.

5 679

2 517 615

Рентабельность продаж, %

0,19

5,54

Прочие операционные доходы, руб.

0

89 633

Прочие операционные расходы, руб.

8 963

377 454

Внереализационные доходы, руб.

0

111 883

Внереализационные расходы, руб.

0

18 795

Прибыль (убыток) до налогообложения, руб.

- 3 284

2 322 822

Налог на прибыль и  иные аналогичные обязательные платежи, руб.

 

0

 

311 441

Прибыль (убыток) от обычной  деятельности, руб.

 

- 3 284

 

2 011 441

Чрезвычайные доходы, руб.

0

0

Чрезвычайные расходы, руб.

0

0

Чистая прибыль, руб.

- 3 284

2 011 441


 

     Из приведенных  данных видно, что в 2002 году  значительно увеличилась рентабельность  продаж с 0.19 % до 5.54 %. Убыток, полученный в 2001 году, связан с отсутствием деятельности. Операционные доходы 2002 года представляют собой выручку, полученную от реализации отходов производства (макулатура). К операционным расходов в 2002 году отнесены: целевые сборы на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны, налог на имущество, расходы по оплате услуг кредитных организаций, себестоимость реализованной макулатуры, налог на рекламу.

     Внереализационные  доходы, полученные в 2002 году, представляют  собой положительные суммовые  разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии заключенными договорами, в рублях, в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты.

     Внереализационные  расходы  отрицательные суммовые  разницы. 

     Внереализационные  доходы и расходы связаны с приобретением запасных частей для печатного оборудования у немецкого производителя. Счета предъявляются поставщиком в евро. Расчеты осуществляются в рублях по курсу Центрального Банка.

 

Методика  аудита движения денежных средств в организации

     В зависимости  от поставленной цели аудита, полноты охвата им проверяемых  объектов и необходимости получения  разнообразной, доказательной информации  о хозяйственно – финансовой  деятельности проверяемого субъекта  аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методологические приемы и технические способы аудирования. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос и др. [8, стр. 35]

     Для обоснованного  выражения своего мнения о  достоверности бухгалтерской отчетности  аудитор  должен получить достаточные  для этого аудиторские доказательства  на основе аудиторских процедур, таких как:

а) детальная проверка верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам;

б) аналитическая процедура;

в) проверка (тест) средств  внутреннего контроля.

     Аудитор  на основе своего профессионального  суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Методика  проверки включает проведение  инвентаризации средств на счетах  организации и установление соответствия  первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

     Инвентаризация  означает проверку объектов в  натуре органолептическим путем.  Сущность этого приема состоит  в том, что наличие тех или  иных объектов контроля устанавливается  с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

     Инвентаризацию  денежных средств в кассе, желательно  провести в присутствии аудитора.

     Инвентаризация  денежных средств, находящихся  в банках на расчетных и  специальных счетах, производится  путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков. [8, стр. 39]

     Наиболее  ценными считаются аудиторские  доказательства, полученные аудитором  непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

     Полезны  также наблюдения за выполнением  отдельных хозяйственных и бухгалтерских  операций. Эта процедура важна  прежде всего для оценки организации  бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

     Полнота  аудиторского контроля для объективной  оценки достоверности данных  бухгалтерского учета и отчетности  достигается путем проведения  документальных проверок. Поэтому  аудиторы с целью установления  сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методологические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

     Среди них  следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

     Проверка  документов означает, что в первую  очередь документ изучается с  формальной стороны, с тем чтобы установить: составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документы, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе,  и др.

     Подлинность  документов устанавливается путем  проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и соответствия документов датам отражения в них операций.

     При чтении  документов, после установления  их подлинности, проверяют документы  по существу, то есть с точки  зрения достоверности, законности  и экономической целесообразности отраженных в них хозяйственных операций.

     Достоверность  операций, зафиксированных в документах, проверяется изучением этих и  взаимосвязанных с ними документов, опросом соответствующих должностных  лиц, осмотром объектов в натуре  и т.д. Законность отраженных в документах операций устанавливается путем проверки их соответствия действующему законодательству. Достоверность и ценность информации, полученной в ходе такой проверки, во многом зависит от качества системы внутреннего контроля клиента.

     Арифметическая (счетная) проверка сводится к  проверке правильности подсчетов  в документах приведенных наценок  (скидок, накидок), выделения сумм  налогов и т.д. Такая проверка  дополняется аналитической проверкой  регистров бухгалтерского учета,  балансов и отчетности.

     Изучаются  соответствие показателей отчетности  данным аналитического и синтетического  учета, согласованность показателей  в отдельных формах бухгалтерской  отчетности и баланса, в учетных  регистрах и первичных документах.

     В зависимости оп плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочной или сплошной. Если клиент использует программное обеспечение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.

     Сопоставление  документов заключается в том,  что достоверность и правильность  отраженных в документах хозяйственных  операций проверяется путем сопоставления  данных разных документов, относящихся  к одним и тем же или различным,  но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может производиться по документам, находящимся в бухгалтерии организации или организации, с которыми проверяемый экономический субъект вступил в хозяйственную связь.     

     Необходимо  в указанных случаях применять  сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучение объекта контроля.

     Письменный  запрос представляет собой получение  необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для получения исчерпывающих аудиторских доказательств от соответствующих специалистов и должностных лиц организации в ходе проведения аудиторской проверки.

     Экономический  анализ – один из наиболее  широко применяемых методов в  аудиторской деятельности. При помощи  приемов экономического анализа  аудиторы устанавливают финансовое  состояние и платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результативные показатели производства, реализации продукции (работ, услуг), определяют резервы повышения экономической эффективности и направления развития деятельности организации, стратегию и тактику управления ее финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями. [8, стр.40]

     Анализ  и оценка полученной аудитором  информации, исследование важнейших  финансовых и экономических показателей  с целью выявления различных  факторов и показателей, а также исследование причин их возникновения достигаются путем использования в аудиторской деятельности различных аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставление показателей учета финансовой отчетности с плановыми показателями; оценки соотношения между различными статьями отчетности и сопоставления их с данными предыдущих периодов; сопоставления финансовых показателей деятельности организации со среднеотраслевыми; сопоставления финансовой и нефинансовой информации и т.д.

     Кроме перечисленных  методов и приемов в аудиторской  практике могут быть использованы  другие способы получения аудиторских  доказательств. К ним относятся:  пересчет (проверка арифметических  расчетов клиента); проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; прослеживание; сканирование; подготовка альтернативного баланса; инспектирование.

     Пересчет  заключается в проверке арифметической  точности источников документов  и бухгалтерских записей и  в выполнении независимых расчетов. Пересчет осуществляется выборочно.

     Проверка  соблюдения правил учета отдельных  хозяйственных операций означает  контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Информация  считается достоверной только  в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования операций.

Информация о работе Аудит и анализ денежных средств