Аудит денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.

Содержание

1 Организация аудита операций с денежными средствами 5
2 Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций с денежными средствами 17
3 Аудиторская проверка кассовых операций 20
4 Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе 30
5 Аудиторская проверка расчетных и других счетов 32
6 Практическая часть 42
Заключение 56
Список использованных источников 57

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит денежных средств.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:

  • приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
  • тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету  нарушения аудитор фиксирует  в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки.

Кроме расчетных счетов организации могут иметь и  прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банке вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Для учета операций на прочих счетах в банке предназначен счет 55 «Специальные счета в банках», на котором отражается движение денежных средств как в российской, так и в иностранной валюте.

Для контроля за движением  денежных средств, требующих обособленного хранения, открываются субсчета 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки». В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

  • для учета денежных средств целевого финансирования (поступления);
  • для аккумулирования средств инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.

Аудитор должен проверить, обеспечивает ли построение аналитического учета на счете 55 «Специальные счета в банках» возможность получения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения.

При проверке операций по субсчету 55-1 «Аккредитивы» необходимо дополнительно проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:

  • предусмотрена ли данная форма расчетов договором;
  • соблюдение сроков действия аккредитивов;
  • не выплачивались ли наличные денежные средства с аккредитива;
  • правильность документального оформления закрытия аккредитива.

При проверке операций по субсчету «Специальный карточный счет» следует обратить внимание на:

  • наличие договора на открытие специального карточного счета, перечень лиц-держателей корпоративной карты организации, тип выданной банковской карты;
  • соблюдение действующего валютного законодательства при осуществлении трансграничных платежей (расчеты в иностранной валюте за пределами РФ);
  • наличие разрешения Центрального банка РФ на осуществление безналичных расчетов;
  • наличие отчетов держателей корпоративной карты;
  • не использовались ли корпоративные карты для выплаты заработной платы и других выплат социального характера;
  • правильность расчета и полноту отражения курсовых разниц.

На заключительном этапе  проверки данного вида хозяйственных операций устанавливается реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». По данным первичных документов и учетных регистров по сч. 51 «Расчетные счета» и 57 «Переводы в пути» выясняется реальное движение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инкассации, сдачи в вечернюю кассу банка, через отделение связи и др.).

 

6 Практическая часть

 

Пример 1

При аудиторской проверке кассовых операций ЗАО «АЛЛАТ», проводившейся в январе 2012 года после отчетного 2011 в кассовой книге обнаружены документы не записанные в кассовой книге: а) приходный ордер №18 от 01.11.2011 г. на поступление денег от экономиста Павлова С.П. в сумме 2400 руб. 00 коп. за перевозку автомобилем личного имущества 11.11.2011 отчетного года (аудируемый период); б) приходный ордер №19 от 01.11.2011 г. на поступление денег от слесаря Иванова А.М. в сумме 3500 руб. 00 коп. за отпущенные строительные материалы 20.11.2011 отчетного года (аудируемый период); в) расходный период №20  от 04.11.2011 г. на выдачу денег в подотчет помощнику директора Корниловой И.С. на хозяйственные расходы в сумме  2000 руб. 00 коп.

Кассовая книга не подписана директором, главным бухгалтером, страницы не пронумерованы и не прошнурованы, сургучной печатью не скреплены.

Кассир Морозова З.И. принята  на работу 01.03.2011 г. (отчетный год). Приказ о принятии на работу составлен 20.03.2011 г. (отчетный год).  Обязательство о материальной ответственности с кассиром подписано 03.06.2011г. (отчетный год).

Последняя инвентаризация кассы проведена работниками  ЗАО «АЛЛАТ» по состоянию на 24.12.2011 г. (отчетный год) комиссией в составе главный бухгалтер Шапошникова О.К., бухгалтер Латыпова Л.Р., менеджер Сафронова Н.Д., кассир Морозова З.И. Недостач и излишков в кассе не выявлено.

Кассир Морозова З.И. совмещает  обязанности, выполняя функции кассира кассы взаимопомощи предприятия, денежные средства которой хранятся в сейфе кассы ЗАО «АЛЛАТ».

Вывод аудитора:

При аудите кассовых операций ЗАО «АЛЛАТ» на момент проведения аудита  установлено,  что  в  нарушение  п. 22 «Порядка  ведения  кассовых операций  в  РФ»,  утвержденного  письмом  Центрального  банка  РФ  от 04.10.1993 г.,  не  все приходные кассовые  ордера (№ 18  от 01.11.2003 г.  на сумму 2400 руб.,  № 19  от 01.11.2003 г.  на  сумму 3500 руб.)  и расходный кассовый  ордер (№ 20  от 04.11.2003 г.  на  сумму 2000 руб.)  отражены в кассовой книге. В  соответствии  с  п. 24  «Порядка  ведения  кассовых  операций»  записи в кассовую  книгу  производятся  кассиром  сразу  же  после  получения  или выдачи денег по каждому ордеру или другому, заменяющему его, документу. Согласно  п. 23  «Порядка  ведения кассовых  операций»  кассовая  книга должна  быть  пронумерована,  прошнурована  и  опечатана  сургучной  или мастичной  печатью,  количество  листов  в  кассовой  книге  заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. В  соответствии  с  п. 32  «Порядка  ведения  кассовых  операций»  после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», после чего с кассиром заключается  договор  о  полной  материальной  ответственности.  В  ЗАО «АЛЛАТ» кассир Морозова З.И. принята на работу с 01.03.2011 г., однако обязательство  о  материальной  ответственности  подписано  только 03.06.2011 г.

При  проверке  соблюдения  положений «Порядка  ведения  кассовых операций  в  РФ»,  утвержденного  письмом  Центрального  банка  РФ  от 04.10.1993 г., установлено следующее. Инвентаризация по кассе проведена 24.12.2011 г. Недостач и излишков не  установлено,  замечания  отсутствуют,  однако  на  момент  проведения инвентаризации  в  кассовой  книге  находились  неучтенные  приходные кассовые  ордера (№ 18,  № 19)  и  расходный  кассовый  ордер (№ 20).  Перед инвентаризацией  должна  быть  получена  расписка  кассира  о  том,  что  неучтенных  документов  и  средств  нет.  В  состав  инвентаризационной комиссии не может входить материально-ответственное лицо.  В  соответствии  с  п. 30  «Порядка  ведения  кассовых  операций  в  РФ»  хранение  в  кассе  наличных  денег  и  других  ценностей,  не  принадлежащих данному  предприятию,  запрещается.  В  кассе  ЗАО «АЛЛАТ»  хранятся денежные  средства  кассы  взаимной  помощи.  При  проведении инвентаризации  такие  денежные  средства должны  быть  оприходованы  как излишки и отражены по Д 50 «Касса» − К 91 «Прочие доходы и расходы». В соответствии  со  ст. 15.1  Кодекса  РФ  об  административных  нарушениях установлено,  что  нарушение  порядка  работы  с  денежной  наличностью и порядка  ведения  кассовых  операций,  выразившееся  в  неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., а  на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб.

 

Пример 2

В ходе аудиторской проверки ЗАО «АЛЛАТ» установлено, что работники предприятия вносят деньги в кассу за реализованные им молочные продукты. Лицам, работающим  на  данном  предприятии,  молочные продукты  продаются  по  сниженным ценам (т.е. ниже  затрат,  связанных с их  приобретением).  Кассир  Иванова О.К.  оплату  принимает  по  открытой  ведомости,  т.е.  собственноручно записывает  в ведомость  фамилии  плательщиков  и  сумму.  В  конце  месяца подсчитывает  общую  сумму  по  ведомости,  записывает  итог,  оформляет ведомость  подписями  руководителя  и  главного  бухгалтера.  В  бухгалтерии поступление  денег  в  кассу  за  отпущенные  молочные продукты в  оценке  по  стоимости ниже  приобретения (заготовления)  отражается  в  корреспонденции  Д 50 «Касса»  −  К 10  «Материалы».  На  расходных  накладных  на  отпуск  молочных продуктов проставляется  отметка «оплачено».  Сопоставление  в  процессе  аудита  этих накладных  с  ведомостью  на  оплату  молочных продуктов  показало,  что деньги  в  сумме 14 800  руб. 00 коп.  в кассе не  оприходованы.  Оказалось,  что пока  кассир ездила в банк, штамп с оттиском «оплачено» она передавала в бухгалтерию; бухгалтеры принимали деньги, но в кассу их не вносили. По данным учета налоговая база по НДС была определена с суммы 14 800 руб. По  полученным  данным  стоимость  затрат  (т.е.  себестоимость) отпущенных  молочных продуктов  составляет 16 000 руб.,  в пересчете на  стоимость по рыночным ценам это составило 18 000 руб. 00 коп.

Вывод аудитора:

При проверке кассовых операций в ходе аудита установлено нарушение  «Порядка  ведения  кассовых  операций  в  РФ»,  утвержденного  письмом Центрального  банка  РФ  от 04.10.1993 г.,  в  частности  п. 3,  что  прием наличных  денег  предприятиями  при осуществлении расчетов  с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Оплата за реализованные молочные продукты принимается по открытой ведомости. В соответствии с п. 12 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной  документации  для  предприятий  и  организаций,  которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Центральным банком РФ и  Министерством  финансов  РФ.  В  соответствии  с  п. 13  «Порядка  ведения кассовых  операций  в  РФ»  прием  наличных  денег  кассами  предприятий производится  по  приходным  кассовым  ордерам,  подписанным  главным бухгалтером  или  лицом,  уполномоченным  на  это  письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому  ордеру за подписями  главного  бухгалтера  или  лица,  на  это  уполномоченного, и кассира,  заверенная  печатью (штампом)  кассира  или  оттиском  кассового аппарата.

В  ЗАО «АЛЛАТ»  итоговая  сумма  по  открытой  ведомости  внесенной платы за реализованные молочные продукты отражается в кассовой книге в конце месяца. Пунктом 22 «Порядка  ведения  кассовых  операций»  установлено,  что  все поступления  и  выдачи  наличных  денег  предприятия  учитывают  в  кассовой книге.  В  соответствии  с  п. 24  «Порядка  ведения  кассовых  операций  в  РФ» записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или  выдачи  денег  по  каждому  ордеру  или  другому,  заменяющему  его, документу.

По данным проверки установлено, что кассир О.К. Иванова передавала

свои  полномочия  работникам  бухгалтерии  во  время  ее  отсутствия. В соответствии с п. 34 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» кассиру запрещается  передоверять  выполнение  порученной  ему  работы  другим лицам.  В  результате  данного  нарушения  выявлено,  что  не  отражено  по данным кассовой книги 14 800 руб.

Молочные продукты работникам ЗАО «АЛЛАТ» реализовывались по стоимости ниже расходов,  расходы  по  приобретению  составили 16 000 руб.,  стоимость реализации  − 14 800 руб.  Для  целей  налогообложения  налоговая  база в соответствии  с  гл. 25  Налогового  кодекса  РФ  при  расчетах с взаимозависимыми лицами определяется как разница стоимости молочных продуктов по рыночной  цене (за  исключением  НДС)  и  расходов,  связанных  с  их приобретением.  В  данном  случае  рыночная  цена  составляет 18 000 руб.

Таким образом, ЗАО «АЛЛАТ» необходимо доначислить сумму НДС налога на прибыль.

При этом нужно составить проводку: Дебет сч. 99.1 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» на соответствующую сумму.

 

 

Пример 3

Проверяя полноту и  своевременность оприходования  в кассе денежных средств, полученных с расчетного счета в банке, аудитор  выявил, что кассир Морозова З.И. по чеку № 073422 16 июня получила 80000 руб. на выплату заработной платы работникам, а оприходовала их 20 июня. Она же получила из банка 16 сентября на командировочные расходы 20000 руб., а оприходовала их 18 сентября. Кассир Морозова З.И. и главный бухгалтер Шапошникова О.К. пояснили, что несвоевременность оприходования денег допущена по вине учреждения банка, которое не выдавало своевременно деньги на командировочные расходы. Поэтому в первом случае деньги, полученные на выплату заработной платы, израсходованы частично на командировочные расходы, а во втором случае, наоборот, деньги, предназначенные для командировочных расходов, использованы на выплату заработной платы.

Вывод аудитора:

Несвоевременное оприходование  поступивших в кассу наличных денежных средств. В соответствии с п. 19 Порядка ведения кассовых операций прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. В случае обнаружения отклонений в датах между получением наличности в кредитной организации и оприходованием ее в кассу в акте ревизии будет отмечено нарушение. По данному факту кассир, а также главный бухгалтер и руководитель учреждения должны будут представить объяснение. Обратите внимание, что ответственность в этом случае возлагается на всех перечисленных лиц без исключения (п. 39 Порядка ведения кассовых операций). В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Информация о работе Аудит денежных средств