Аудит дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка достоверности информации, изложенной в отчетности организации, связанной с состоянием расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Основные задачи, поставленные в данной курсовой работе:
- провести проверку и оценку достоверности информации в отчетности;
- изучить сущность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследовать нормативно-правовую базу, регламентирующую учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
- изучить особенности аудита расчетов с дебиторами и кредиторами. Задачи исследования раскрыты в названиях параграфов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………………………………5
1.1. Нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………….5
1.2. Методологические подходы к аудиту расчетов с дебиторами и кредиторами……………………………………………………………………...12
2.Особенности аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на примере ОАО «Гидропривод»…………..22
2.1.Планирование проверки……………………………………………….22
2.2. Технология аудита…………………………………………………….25
2.3. Заключительный этап…………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

аудит курсовая (2).docx

— 67.22 Кб (Скачать файл)

- величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) не  денежными средствами, принимается  к бухгалтерскому учету по  стоимости товаров (ценностей), полученных  или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных  или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет  стоимость аналогичных товаров  (ценностей). При невозможности установить  стоимость товаров (ценностей), полученных  организацией, величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется стоимостью продукции  (товаров), переданной или подлежащей  передаче организацией. Стоимость  продукции (товаров), переданной  или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет  выручку в отношении аналогичной  продукции (товаров) (п. 6.3);

- в случае изменения  обязательства по договору первоначальная  величина поступления и (или)  дебиторской задолженности корректируется  исходя из стоимости актива, подлежащего  получению организацией. Стоимость  актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет  стоимость аналогичных активов  (п. 6.4);

- величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5).

9.Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 [9]:

- дебиторская задолженность,  по которой срок исковой давности  истек, другие долги, нереальные  для взыскания, включаются в  расходы организации в сумме,  в которой задолженность была  отражена в бухгалтерском учете  организации (п. 14.3);

- если в отношении любых  расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно  из названных условий, то в  бухгалтерском учете организации  признается дебиторская задолженность  (п. 16).

10. Постановление от 18 августа 1995 г. N 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121), согласно которому организации, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно - правовых форм представляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, начиная с 1 января 1996 г. территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации.

11. План     счетов     бухгалтерского     учета     финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в редакции от 08.11.2010).

12. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П (ред. от 11.06.2004), устарело согласно которому операции по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов) осуществляются на основании расчетных документов, поступивших в подразделение расчетной сети Банка России на бумажных носителях или в электронном виде, путем оплаты каждого расчетного документа. Расчетные документы клиентов, а также кредитной организации (филиала) по собственным операциям, на бумажных носителях представляются кредитной организацией (филиалом) в подразделения расчетной сети Банка России в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов по форме приложения 26 к настоящему Положению.

Перечисление денежных средств кредитной организацией (филиалом) в обязательные резервы осуществляется отдельными электронными платежными документами (далее - ЭПД) либо расчетными документами на бумажных носителях, не входящими в состав сводного платежного поручения. При этом в расчетных документах на перечисление/взыскание денежных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, очередность платежа не указывается и определяется Банком России в соответствии с нормативными актами Банка России.

 

 

1.2. Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками

 

Целью аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и  кредиторами является экспертиза достоверности  данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами.

 Объектами проверки  являются расчеты с поставщиками  и подрядчиками, покупателями и  заказчиками, разными дебиторами  и кредиторами, учет расчетов  с персоналом предприятия; учет  расчетов с бюджетными и внебюджетными  фондами.

Методика аудита операций с дебиторами и кредиторами определяется организацией бухгалтерского учета, содержанием  счетов и допущенных ошибок.

 Источники информации. При проверке расчетных операций  проводится экспертиза достоверности  данных первичных документов, полноты  и точности отражения в учете  расчетных и кредитных операций.

 Аудит расчетов состоит  в проверке состояния расчетов  с поставщиками и подрядчиками - счет 60; расчетов с покупателями  и заказчиками - счет 62; расчетов  по претензиям - счет 76; расчетов  по авансам полученным - счет 62; расчетов  по авансам выданным - счет 60; расчетов  с подотчетными лицами - счет 71; расчетов  по возмещению материального  ущерба - счет 73-2; расчетов с прочими  дебиторами и кредиторами - счет 76; расчетов по оплате труда  — счет 70; расчетов по социальному  страхованию и обеспечению - счет 69; расчетов по внебюджетным платежам, расчетов с бюджетом - счет 68.

 При аудите расчетов  с поставщиками аудитору необходимо  проверить:

- наличие договоров поставки продукции;

- реальность задолженности поставщиков;

- акты инвентаризации (сверки) расчетов;

- правильность ведения аналитического учета по счету 60;

- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;

- обоснованность учета и принятия к зачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам;

- соответствие записей аналитического учета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерного учета, главной книге и балансе.

 При аудите расчетов  с покупателями и заказчиками  необходимо проверить:

- наличие договоров поставки продукции;

- достоверность задолженности покупателей;

- акты инвентаризации (сверки) расчетов;

- аналитический учет по счету 62;

- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;

- соответствие записей аналитического учета по счету 62 с записями в журнале-ордере № 11, главной книге и балансе;

- точность исчисления налогов с сумм реализации [19]

- отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- главная книга;

- журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

 Начисление суммы оплаты  труда работникам, занятым заготовкой  материалов, отражают по дебету  счета 15 и кредиту счета 70.

Начисление суммы оплаты труда работникам, занятым приобретением  материалов, отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 70.

 Списание дебиторской  задолженности с истекшим сроком  исковой давности производится  записью: дебет счета 91; кредит  счета 76, 62.

 Погашение кредиторской  задолженности отражается по. дебету счета 76 и кредиту счетов 50, 51, 52, 55. Суммы штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, пеня отражаются в учете по дебету счета 91, кредиту счетов 50, 51, 52.

 Первым (начальным) этапом  аудиторской проверки является  этап планирования. Международный  и отечественный опыт доказывает, что аудиторская проверка не  может быть проведена качественно,  если она не спланирована должным  образом.

В соответствии с правилом работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования.

На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен  информацией, которая позволила  каждой из сторон (в первую очередь  аудиторской организации) принять  решение о принципиальной возможности  и целесообразности дальнейшего  сотрудничества в области аудита.

 Основными условиями  проведения аудита и связанные  с ними права и обязанности  сторон согласовываются в договоре  на проведение аудиторской проверки[13, с. 214].

Каждый экономический  субъект, которого планирует проверять  аудитор, обязан вести бухгалтерский  учет. Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации  и обобщения информации, в стоимостном (денежном) выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы  бухгалтерского учета: внимательно  изучить организацию и документооборот  клиента, описать эту систему  и проанализировать ее сильные и  слабые стороны.

 Правило (стандарт) предписывается на стадии предварительного планирования изучить не только систему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и систему внутреннего контроля. Понятие «система внутреннего контроля экономического субъекта» часто вызывает замешательство у многих российских аудиторов, не говоря уже о представителях экономических субъектов.[17, c.120]

 Под такой системой  внутреннего контроля понимается  совокупность организационных мер,  методик и процедур, применяемых  руководством экономического субъекта  для упорядоченного и эффективного  ведения хозяйства деятельности. Система внутреннего контроля  должна включать в частности,  процедуры, применение которых  обеспечивает надзор и проверку  за следующими аспектами финансово-хозяйственной  деятельности:

-соблюдение требований  законодательства, применяемого при  осуществлении финансово-хозяйственных  операций;

-использование приказов, распоряжений и других руководящих  указаний на всех уровнях иерархии  управления;

-точность и полнота  оформления документации бухгалтерского учета;

-предотвращение ошибок  и искажений информации;

 -своевременность и правильность подготовки бухгалтерской отчетности;

-обеспечение сохранности  активов экономического субъекта.

 Система внутреннего  контроля включает в себя контрольную среду, систему бухгалтерского учета и средства контроля. Для оценки СВК составляются тесты. Процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, участвующих в опросе, является базой для оценки.

 Оценка уровня существенности  является важнейшим этапом аудиторской  проверки, результаты реализации  которого во многом определяют  тип аудиторского заключения, установление  уровня существенности выполняется  на стадии планирования. Единые  требования, касающиеся концепции  существенности ее взаимосвязи  с аудиторским риском, установлены  федеральным правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите»,  которое разработано с учетом международных стандартов аудита. Информация считается существенной, если «ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности». При этом «аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению». Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот [15, с. 89].

Максимально допустимые искажения  не должны менять тенденцию в изменении  соответствующих показателей; изменения  в таких статьях, как балансовая прибыль, себестоимость, реализация, валюта баланса и собственных средства, не должны превышать (в общем объеме) 5% от соответствующих показателей  Отчета о прибылях и убытках и Баланса.

Такой уровень существенности вытекает из пункта 1 Указаний о порядке  составления и представления бухгалтерской отчетности, согласно которому существенной может быть признана сумма в отчетности, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

 Аудиторская выборка,  аудиторский риск (стандарты, этапы)

 Общие принципы оценки  аудиторского риска регламентируются  федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8  «Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый  аудируемым лицом». В пункте 2 стандарта указывается, что «аудитору следует использовать своё профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня». На практике свести аудиторский риск к нулю нереально. Однако аудитор должен стремиться к его минимизации, планировать и проводить аудит таким образом, чтобы риск неправильного суждения был достаточно мал. Оценка совокупного риска аудиторской проверки проводится на основе следующих трёх составляющих: предварительный аудиторский риск; риск по областям потенциального риска; риск принятия клиента. Предварительный аудиторский риск определяется на этапе предварительного планирования на основе информации о бизнесе клиента и учитывается при решении вопросов возможности проведения аудиторской проверки, а также при формулировке основных условий договора. На этапе непосредственного планирования аудиторской проверки аудитор обращается к информации, полученной ранее. Оценка предварительного аудиторского риска производится путём анализа наличия факта рисковых условий деятельности предприятия, к числу которых, в частности, относятся: зависимость предприятий по отношению к другим лицам; использование значительных сумм привлечённых источников финансирования; условия в отрасли деятельности предприятия; структура предприятия. Положительные ответы более чем на половину вопросов по областям риска, согласно перечню, свидетельствует о высоком риске аудитора. При оценке второй составляющей совокупного аудиторского риска предполагается, что к областям потенциального риска аудитора относятся: статьи, изменение доли которых в структуре валюты баланса в отчётном периоде составило 10%; статьи баланса, темп роста которых превышает темп роста валюты баланса в 1,5 раза; новые статьи отчётности. Выявить области потенциального риска аудитора позволяет применение таких аналитических процедур, как расчет удельного веса отдельных статьей баланса в общем итоге и сравнение показателей проверяемой бухгалтерской отчетности с аналогичными данными предыдущих периодов с выделением позиций, имеющих большие отклонения. Оценка результатов выглядит следующим образом: совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет не более 5% от валюты баланса – риск аудитора «низкий». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет 5-20% от валюты баланса – риск аудитора «средний». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет более 20% от валюты баланса – риск аудитора «высокий» [20, с. 111].

Информация о работе Аудит дебиторской и кредиторской задолженности