Анализ эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в части расчетов, исполнения ими договорных обязательств в полном объеме и уплате полагающихся в соответствии с законом налогов. Особую значимость при этом приобретают вопросы совершенствования и развития ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………3
1. Теоретический базис анализа эффективности деятельности предприятия…...6
1.1 Критерии и показатели эффективности работы предприятия, методика их расчета…………………………………………………………………………..……6
1.2 Роль и задачи анализа в повышении эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………………….8
1.3 Обзор литературных источников по методике анализа эффективности деятельности предприятия……………………………...………………….............12
2. Факторный анализ показателей эффективности работы предприятия….......15
2.1. Анализ общей рентабельности совокупного капитала……………………...15
2.2. Анализ рентабельности собственного капитала……………………………..17
2.3. Анализ эффективности использования заемного капитала……………...…21
3. Резервы повышения эффективности функционирования предприятия……...23
3.1. Анализ деловой активности предприятия………………………………..…..23
3.2. Факторы и резервы повышения рентабельности продаж…………………..25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………….. 32
Приложение А. Годовой отчет 2011г. ОАО «Гродненский мясокомбинат»…...47
Приложение Б. Годовой отчет 2012г. ОАО «Гродненский мясокомбинат»…...64
Приложение В. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Гродненский мясокомбинат» за 2010-2011гг………………………….…65

Вложенные файлы: 1 файл

ахд.docx

— 129.24 Кб (Скачать файл)

Желательно, чтобы  темп роста объема продаж был выше темпов роста активов, а темп роста  прибыли опережал темп роста  выручки. Данные соотношения  принято называть "золотым правилом экономики предприятия".  Если  данные  пропорции соблюдаются, то   это свидетельствует о динамичности  развития предприятия и укреплении  его финансового состояния [7,с.10].

По данным ОАО  «Гродненский мясокомбинат» темп роста  совокупных активов по сравнению с 2011г. составил: Такт = 589 028/388 579 = 152%,

темп роста  объема продаж: Тvрп  = 1 423 401/725 534 = 196%,

темп роста прибыли до налогооблажения: Тпр  = 38 063/29 532 = 129%.

100 % < 152%,

152%<  196%,

196% > 129%.

Можно сделать  вывод о том, что прибыль предприятия растет медленнее чем объемы продаж и совокупные активы. Это говорит о том, что ОАО «Гродненский мясокомбинат» наращивает свой экономический потенциал и масштабы своей деятельности, повышает интенсивность использования своих ресурсов. Однако из-за снижения темпов роста прибыли, снижается уровень рентабельности продаж.

В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной  деятельности (раскрытие предмета анализа) дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности  посвящены все разделы текущего, перспективного и оперативного анализа. Оценивается достигнутая эффективность  хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эффективность хозяйственной  деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат) в  процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой  активности предприятия:

(А) Эффективность авансированных  ресурсов = Продукция / Авансированные  ресурсы.

(Б) Эффективность потребленных  ресурсов = Продукция / Потребленные ресурсы (затраты) [9].

Соотношение между динамикой  продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста. Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста продукции над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует о преимущественно интенсивном экономическом росте [16].

Для оценки эффективности  хозяйственной деятельности также  используются показатели рентабельности — прибыльности или доходности его  капитала, ресурсов или продукции.

Деловая активность предприятия  в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности.

Анализ деловой активности и рентабельности заключается в  исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Оборачиваемость средств  или их источников = Выручка от реализации / Средняя за период величина средств или их источников.

Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка от реализации.

Рентабельность средств  или их источников = Прибыль / Средняя  за период величина средств или их источников.

В данных формулах намеренно  не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может  быть взята прибыль от реализации продукции (работ, услуг) или балансовая прибыль, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или  их источников вычисляется на основе прибыли от реализации и тем самым  достигается сопоставимость с рентабельностью  продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:

Рентабельность средств  или их источников = Рентабельность продаж Оборачиваемость средств или их источников.

Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или их источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой, активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников.

Формула указывает на пути повышения рентабельности средств  или их источников (по сути дела, степени  прибыльности использования капитала предприятия или его составных  частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению  оборота капитала и его элементов  и наоборот, определяемая теми или  иными причинами низкая деловая  активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж [16].

Проанализируем коэффициент общей оборачиваемости капитала:

Коб=В/Сов.К

Где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Сов.К — средний за период итог баланса.

Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост  означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен, в случае снижения наоборот.

На основании  данных ОАО «Гродненский мясокомбинат»  рассчитаем коэффициент оборачиваемость  капитала за 2011г и 2012г.

 

 

 

 

 

 

В целом коэффициент оборачиваемости капитала увеличился на 0,57 по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в том числе за счет изменения выручки увеличился на 1,92, а за счет изменения совокупного капитала снизился на 1,35.

 

3.2. Факторы и  резервы повышения рентабельности  продаж

 

Рентабельность  отражает экономическую эффективность  деятельности организации, она показывает соотношение результата к затратам. Для расчета уровня рентабельности необходимы значения показателей прибыли, затрат, выручки, активов, капитала.

Показателей рентабельности достаточно много, их можно рассчитывать по отношению к любому виду ресурсов [17].

 Рентабельность  продаж рассчитывается делением  прибыли от продажи продукции  (работ и услуг) на выручку,  результат умножается на 100 %. Показатель  характеризует эффективность предпринимательской  деятельности и показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  одного рубля, полученного при  продаже товаров. Этот показатель  рассчитывается в целом по  предприятию и отдельным видам продукции.

Факторы оказывающие влияние на рентабельность продаж:

    1. Изменение структуры реализации продукции;
    2. Изменение цен на i-ый вид продукции;
    3. Изменение себестоимости i-ого вида продукции.

 

 

Резерв роста  рентабельности продаж:

 

Также можно рассмотреть  и другой способ расчета данного  показателя. Уровень рентабельности продаж (оборота) в целом по предприятию  зависит от  следующих  факторов  первого  порядка: 

    1. изменения  объема  продаж,
    2. цены  реализации,

3) уровня переменных затрат отнесенных на определенный вид продукции,

4) суммы  постоянных  затрат,

5) влияние  структуры  продаж  на  изменение  рентабельности оборота.

Факторная  модель  выглядит следующим образом:

 

На основании  данных ОАО «Гродненский мясокомбинат» рассчитаем рентабельность продаж за 2011г и 2012г.

 

 

 

 

 

 

В целом рентабельность продаж снизилась на 1,99% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В ОАО «Гродненский мясокомбинат» наблюдается тенденция к снижению данного показателя с 2010г. (Приложение В).

Причины снижения рентабельности продаж в ОАО «Гродненский мясокомбинат»:

1)Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки:

 

Возможные причины:

- инфляционный рост затрат опережает выручку,

- снижение цен,

- изменение структуры ассортимента продаж,

- увеличение  норм затрат.

Является неблагоприятной  тенденцией. Для исправления положения  необходимо проанализировать вопросы  ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат.

    1. Темпы роста объемов реализованной продукции опережают темпы роста прибыли:

 

Возможные причины:

- увеличение  себестоимости продукции,

- увеличение цен на определенные виды продукции,

- изменение структуры ассортимента продаж.

Для того, чтобы увеличить рентабельность продаж в целом по предприятию нужно увеличить прибыль организации или найти резервы её роста.

Факторы, влияющие на резерв роста прибыли предприятия: являются  увеличение  объема  реализации  продукции,  снижение ее  себестоимости,  повышение качества  товарной  продукции, реализация  ее  на  более выгодных рынках сбыта и др.

Резервы роста прибыли :

    1. 2)

Согласно бизнес-плану  на 2013г. ОАО «Гродненский мясокомбинат»  планирует увеличить объем реализации продукции на 5% и снизить себестоимость на 7%. Если план будет реализован в полном объеме, то прибыль за счет увеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости увеличится на  160 065 млн руб. (313 543153 478).

 

 

Погрешность состоит  в том, что для расчета брутто - прибыли были взяты данные из отчета 2012г.

 

Следовательно можно сделать вывод, что если в 2013г ОАО «Гродненский мясокомбинат» реализует свой план в полном объеме, то рентабельность продаж увеличится на 16,13% (19,84% - 3,71%).

В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения  выручки и затрат соответствует  ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием  производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве.

Увеличение рентабельности продаж:

    1. Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат.

Возможные причины:

- рост объемов продаж

- изменение ассортимента  продаж

При увеличении количества проданной продукции (в  натуральном выражении) выручка  возрастает быстрее затрат в результате действия так называемого производственного левериджа.

Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Изменение  структуры себестоимости может  существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и теоретически, уменьшением  переменных расходов. Однако зависимость  носит нелинейный характер, поэтому  найти оптимальное сочетание  постоянных и переменных расходов непросто.

Кроме простого повышения цен на уже существующий ассортимент товаров, компания может  добиться роста выручки за счет изменения  ассортимента продаваемой продукции. Данная тенденция развития предприятия является благоприятной.

2) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки.

Возможные причины:

- рост цен на продукцию (работы, услуги)

- изменение структуры ассортимента реализации

В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем  выручки, тенденцию нельзя назвать  однозначно благоприятной. Для правильно  сделанных выводов необходимо проанализировать политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.

3) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются.

Возможные причины:

- повышение цен

- изменение ассортимента продаж

- изменение норм затрат.

Данная тенденция  является благоприятной, и дальнейший анализ следует проводить с целью  оценки устойчивости такого положения  компании.

 Рост рентабельности продаж при условии роста объема реализации свидетельствует о росте конкурентоспособности продукции, причем за счет таких факторов, как качество, сервис в обслуживании покупателей, а не ценового фактора.

Для повышения  показателей рентабельности можно  предложить сокращение необязательных затрат (лишние офисные площади, избыточные компенсационные пакеты, представительские  расходы, снижение расходов по закупке  мебели, офисной техники, расходных  материалов и т. п.), разработку грамотной  ценовой политики, дифференциацию ассортимента. Не менее важным является оптимизация  бизнес-процессов (выделить и оптимизировать ключевые в условиях кризиса внутренние бизнес-процессы компании; подобрать  на рынке труда лучших специалистов, оптимизировать кадровый состав; ужесточить процессы контроля за расходованием средств, пресечь злоупотребления).

Информация о работе Анализ эффективности деятельности предприятия