Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

1. Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.
В эк литературе встречаются различные подходы к определению предмета АХД:
Сама хоз деятельность

Содержание

Определение анализа хозяйственной деятельности как науки. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.
Содержание и задачи АХД в условиях рыночной экономики.
Принципы анализа хозяйственной деятельности.
Виды анализа хозяйственной деятельности Информационное обеспечение АХД.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект по АХД.docx

— 144.49 Кб (Скачать файл)

12. Отчисления  на социальные нужды могут измениться из-за суммы начисленной заработной платы и процента отчислений в фонд социальной защиты.

13. Налоги, отчисления  и сборы, включаемые в издержки обращения, зависят от налогооблагаемой базы и уровня ставки налога.

14. Расходы на  управление торговым предприятием включают в себя затраты на содержание административно-управленческого персонала, канцелярские и командировочные расходы, оплату услуг почтовой, телефонной, телеграфной, электронной связи, износ нематериальных активов, расходы по лизинговым операциям и др. Их величина зависит от количества потребленных ресурсов и услуг и их стоимости.

15. Статью «Прочие  расходы» анализируют в разрезе отдельных видов и сумм затрат, входящих в ее состав. По расходам на охрану труда и технику безопасности выясняют, как улучшаются условия труда, какие проводятся мероприятия по профилактике заболеваний и предупреждению травматизма, как соблюдается техника безопасности и т. п. Указанные издержки обращения в основном не зависят от степени выполнения плана и динамики розничного товарооборота, и поэтому они изучаются и оцениваются прежде всего по абсолютным данным.

В результате анализа статей издержек обращения должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные  и субъективные факторы изменения их суммы и уровня. Это необходимо знать для грамотного управления процессом формирования издержек и поиска резервов их сокращения.

 

 

Значение, задачи, анализ финансовых результатов в  условиях рыночной экономики. Анализ валового дохода, факторный анализ.

1. Значение, задачи, анализ финансовых результатов в условиях рыночной экономики.

2. Анализ  выполнения плана и динамики  валового дохода, факторный анализ.

1.

Одним из основных требований функционирования предприятий и  их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

К основным источникам формирования прибыли торговых предприятий относятся реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам - торговые скидки.

Кроме реализованных торговых надбавок, предприятия розничной  торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, от продажи  товаров и имущества на аукционах, доходы по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости  излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т. п.

Однако основным источником сформирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализаций товаров, остающегося в распоряжения торгового предприятия, следует из общей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи.

Цель анализа  финансовых результатов - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.

В процессе анализа проверяют  степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние  факторов на финансовые результаты хозяйственной  и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные.

Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

Анализ финансовых результатов  деятельности торгового предприятия проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, регистров учета, машинограмм, других источников информации. Универсальной формой отчетности по финансовым результатам являются квартальные и годовой «Отчеты о прибылях и убытках» (форма № 2). Предприятия всех отраслей экономики и форм собственности представляют месячный (срочный) «Отчет о финансовых результатах» (форма № 5-ф). Предприятия торговли, общественного питания, других отраслей народного хозяйства республики представляют органам статистики и своей вышестоящей организации квартальный «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции, работ и услуг» (форма № 5-з).

До проведения анализа  необходимо проверить правильность отражения в учете и отчетности всех доходов, расходов, потерь и убытков (своевременность, законность и полноту отражения доходов, расходов и потерь на счетах, учитывающих финансовые результаты деятельности торговых предприятий, правильность распределения торговых накидок и издержек обращения на реализованные товары и на их остаток и т. п.).

2.

Анализ финансовых результатов  деятельности розничных торговых предприятий  обычно начинают с изучения валового дохода. Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню (в % к обороту).

Основные задачи:

    • определение степени выполнения плана по валовому доходу,
    • анализ динамики ВД
    • измерение влияния факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.
    • Определение резервов повышения ВД
    • Определение путей рационального использования и распределения ВД

Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится  в пропорциональной зависимости  от изменения объема розничного товарооборота  и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц.

ВД= [РТО * Ур ВД] / 100

ВД рто = (РТО  ф – РТО пл) * Ур ВД пл

100

ВД тн = (Ур ВД ф – Ур ВД пл) * РТО ф

100

Большое влияние на валовой  доход оказывает изменение розничных (продажных) цен на товары. При повышении цен соответственно растет сумма торговых надбавок. И наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок (плановый или фактический за прошлый период) и разделить на 100.

Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной - от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом.

Далее изучают влияние факторов на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в связи с изменением состава и структуры розничного товарооборота, размеров торговых надбавок на отдельные товары, звенности товародвижения, наличия товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров.

Значительное влияние  на валовой доход оказывает изменение структуры розничного товарооборота. Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют способом процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.

При покупке товаров через  оптовые предприятия и других посредников магазины отдают им часть торговой надбавки. Влияние изменения звенности товародвижения на валовой доход изучают по данным договоров поставки товаров, счетам-фактурам, другим расчетным и товарным документам, данным учета поступления товаров, торговых и оптовых надбавок.

Анализ валового дохода, как и других показателей хозяйственной  деятельности предприятия, должен проводиться  не только сравнением данных отчетного  года с показателями за прошлый период, но и в динамике за ряд лет.

Анализ валового дохода должен также проводиться по каждому  торговому предприятию, а внутри их - в разрезе хозрасчетных подразделений.

 

 

Анализ прибыли  в розничной торговле. Факторы, влияющие на прибыль.

1. Анализ  прибыли в розничной торговле.

2. Факторы,  влияющие на прибыль.

1.

Главным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль. Различают прибыль от реализации товаров (или убыток), прибыль (убыток) от реализации основных средств и прочих активов, балансовую и чистую прибыль. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования.

Прибыль от реализации товаров в торговле определяют вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, издержек обращения. В бухгалтерской отчетности (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. В обоих случаях результаты расчета прибыли от реализации товаров будут идентичны.

Предприятия могут также  иметь прибыль или убыток от реализации и выбытия основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки.

Балансовую прибыль (убыток) определяют следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговое предприятие получило убыток от отдельных видов предпринимательской деятельности (от продажи товаров, реализации основных средств и прочих активов и т. п.), то он вычитается из балансовой прибыли.

Предприятия торговли, выполнившие  план прибыли, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, пополнить собственный капитал, создать специальные фонды, резервы и т. д.

Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется вычитанием из балансовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Если предприятием произведены отчисления на благотворительные цели, уплачены из прибыли пени и штрафы, то при определении чистой прибыли она корректируется на указанные выше суммы.

По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность  функционирования субъектов хозяйствования.

Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному  питанию, производству, заготовкам и  т. п.

В процессе анализа изучают  выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.

2.

На размер и уровень  прибыли оказывают влияние большое  количество факторов.

Внешние факторы:

- экономическая ситуация  в стране

- уровень развития экономики

- государственное регулирование  деятельности торгового предприятия

- природные (климатические)  факторы, транспорт и другие  условия, вызывающие дополнительные  затраты у одних предприятий  и обуславливающие дополнительную  прибыль у других

- изменение цен на сырье,  материалы, топливо, энергоносители, покупку полуфабрикатов, тарифы  на услуги и перевозки, торговые  надбавки, нормы амортизационных  отчислений, ставки арендной платы,  начисление з/п, ставки налогов  и другие сборы., выплачиваемые  торговыми предприятиями.

 

Внутренние факторы:

- результаты коммерческой  деятельности, эффективность заключенных  сделок на поставку товаров

- объем, состав и структура  товарооборота

- формы  системы оплаты  труда, производительность труда

- эффективность использования  основных фондов

- уровень ВД

- уровень ИО

- размер прочей прибыли

Анализ прибыли  проводиться в несколько этапов:

1. Анализ выполнения плана и динамики прибыли в целом по предприятию и его подразделениям для выявления тенденций изменения массы прибыли за исследуемый период

2. Анализ влияния факторов на прибыль.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики