Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

1. Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.
В эк литературе встречаются различные подходы к определению предмета АХД:
Сама хоз деятельность

Содержание

Определение анализа хозяйственной деятельности как науки. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.
Содержание и задачи АХД в условиях рыночной экономики.
Принципы анализа хозяйственной деятельности.
Виды анализа хозяйственной деятельности Информационное обеспечение АХД.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект по АХД.docx

— 144.49 Кб (Скачать файл)

Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т. п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Товарооборачиваемость характеризует  эффективность использования оборотных  средств, т.е. оборотные средства вложенные  в товары используются тем эффективнее, чем меньше дней в течение которых  реализуются средние товарные запасы.

Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов, которые совершили товарные запасы за период.

В процессе проведения анализа  сначала изучают динамику приведенных  показателей, устанавливают тенденции  их изменения, а затем на основе факторного анализа устанавливают причины  их изменения.

Товарооборачиваемость в  днях (время обращения товаров) и  коэффициент товарооборачиваемости  зависят от величины средних товарных запасов и объема товарооборота  за соответствующий период и определяют по одной из следующих формул:

Тдн = З ср/(ТО/Д)

Тдн = З ср/ТОдн

Кт = ТО/З ср

где Тдн — товарооборачиваемость  в днях;

Д — количество дней анализируемого периода (год - 360 дней, квартал - 90 и месяц - 30 дней);

ТОдн - среднедневной объем  розничного товарооборота.

Кт – коэффициент товарооборачиваемости

З ср – средние запасы товаров за анализируемый период

Для обобщенной оценки состояния  запасов рассчитывают и анализируют  среднегодовые запасы по каждой группе товаров и в целом по предприятию, величина которых исчисляется по средней хронологической. Отклонение фактических средних запасов  товаров от норматива связано с изменением объема товарооборота и скорости товарного обращения.

Для определения  скорости обращения товаров рассчитывают:

а) коэффициент товарооборачиваемости, который показывает, сколько полных оборотов совершили средства, вложенные в товары за анализируемый период времени:

Коб = Товарооборот

Средний товарный запас


 

б) продолжительность оборота капитала, вложенного в запасы:

Поб = Средний товарный запас • Дни периода

Товарооборот за отчетный период

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, установить тенденции их изменения, сравнить с аналогичными данными других предприятий и выяснить причины изменения их уровня.

Изменение товарооборачиваемости  в днях в целом зависит от 2-х  факторов

изменении структуры товарооборота;

изменения времени обращения  отдельных товарных групп и товаров.

Поскольку каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота  оказывает определенное влияние на скорость обращения товаров по организации в целом. В случае увеличения в товарообороте доли товаров с высокой скоростью товарооборачиваемости общая товарооборачиваемость ускорится, и наоборот.

Изменение времени обращения  отдельных товарных групп оказывает  определенное влияние на среднюю  товарооборачиваемость в целом  по организации. Для определения  величины влияния вышеназванных  факторов на товарооборачиваемость  рассчитывают  условный (пересчитанный) показатель товарооборачиваемости, где  структура товарооборота фактическая, а время обращения отдельных групп плановое.

В заключение анализа необходимо определить сумму средств, дополнительно  привлеченную в оборот в связи  с замедлением оборачиваемости  капитала, вложенного в запасы:

±Э = ТОФ/ Д*∆Поб

где ТОф – товарооборот фактический

Д – Количество дней

∆Поб – скорость оборота  отдельных видов товаров

2.

Анализ поступления  товаров проводят

    • по торговому предприятию в целом,
    • по отдельным товарным группам и товарам,
    • источникам поступления,
    • поставщикам,
    • в разрезе торговых предприятий (магазинов) - получателей товаров.

При этом используют как  стоимостные, так и натуральные  показатели. Применение натуральных  показателей и данных о средних  розничных ценах на товары позволяет  с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров.

Оценка выполнения плана  и динамики поступления товаров  должна проводиться не только за год  и по кварталам, но и нарастающим  итогом с начала каждого квартала и года..

1. При анализе в целом по предприятию сравнивают фактическое поступление товаров по сравнению с плановым и прошлым годом, определяют отклонение от плана и темп изменения

2. Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров осела в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.

3. Особое внимание уделяют изучению источников поступления товаров: путем закупки товаров непосредственно у производителей (государственных и частных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, отдельных производителей) и по импорту.

Проводя анализ, необходимо установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях (в порядке консигнации, оплаты товаров спустя определенное время после их реализации и т. п.).

4. Для оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать товарные средние розничные цены и измерить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество.

Далее отклонение от плана  или в динамике по средней розничной  цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступившего товара.

5. Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа изучают степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки и т. п.; выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и устанавливают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения.

Важным вопросом является изучение частоты и своевременности  завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров по месяцам, декадам и отдельным дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на выполнении плана и динамике товарооборота, торговой деятельности магазинов. В то же время равномерный и частый завоз товаров обеспечивает сохранение их качества и нормализует товарные запасы.

Завершается анализ обобщением выявленных резервов роста товарных ресурсов, особенно прогнозных, разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения, дополнительному вовлечению в товарооборот товарных ресурсов и повышению эффективности их использования в будущем году.

 

 

Тема: Значение, задачи, информационное обеспечение анализа оптового товарооборота. Основные факторы, влияющие на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.

 

1. Значение, задачи, информационное обеспечение  анализа оптового товарооборота

2. Анализ  оптового товарооборота по общему  объему, составу, структуре

1

Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям для производственных целей и для внерыночного потребления.

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо:

- дать оценку выполнения  планов оптового товарооборота  и поставки товаров покупателям;  изучить их в динамике;

- выявить и измерить  влияние факторов на развитие  оптового товарооборота;

- изучить причины недостатков  в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать  меры по их устранению и  предупреждению; определить стратегию  и тактику маркетинговой деятельности  оптового предприятия. 

При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального  развития, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных  и сводных документов и других источников информации.

2

Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется прежде всего степенью выполнения планов и  динамикой оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость  определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего  оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

Проводя анализ оптового товарооборота, определяют степень выполнения плана  по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику, состав, ассортимент и структуру, выполнение договоров поставки товаров отдельным  покупателям. По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчетах.

Состав оптового товарооборота  характеризуется абсолютными и  относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов  оптовой реализации товаров в  общем объеме товарооборота). Соотношение  складского и транзитного оборота  зависит от:

конъюнктуры рынка,

финансово-экономических  интересов поставщиков и покупателей,

уровня цен и тарифов  на складские и транзитные услуги,

степени специализации промышленного  производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов,

ассортимента поставляемых товаров,

состояния материально-технической  базы оптовой торговли

наличия складских помещений,

величины прибыльности производимых оптовых операций.

Наиболее экономичной  является транзитная реализация товаров  и особенно транзитная без участия  оптового предприятия в расчетах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т. п.

Однако транзитную форму  реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям.

В условиях рыночной экономики  при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое  предприятие обязательно учитывает  получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому  покупателю в отдельности (в разрезе  партий товаров и товарных групп). Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики