Анализ рентабельности производства и разработка путей ее повышения на предприятии (на примере ЧУП «Цветлит»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из трех глав. Первая глава посвящена рассмотрению сущности рентабельности, здесь же определены факторы повышения рентабельности. Во второй главе проведен анализ рентабельности производства, реализации продукции и капитала, а также рассмотрен анализ маржинального дохода и точки безубыточности. В третьей главе раскрыта методика расчета резервов увеличения прибыли и рентабельности, определены пути повышения рентабельности на предприятии.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике
1.1 Сущность рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Факторы повышения рентабельности
2. Анализ рентабельности объема производства ЧУП «Цветлит»
2.1 Экономико-организационная характеристика объекта исследования
2.2 Анализ рентабельности
2.3 Анализ маржинального дохода и точки безубыточности
2.4 Анализ показателей рентабельности капитала
3. Направления повышения уровня рентабельности ЧУП «Цветлит»
3.1 Методика расчета резервов увеличения прибыли и рентабельности
3.2 Пути повышения рентабельности на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ рентабельности производства и разработка путей ее повышения на предприятии на примере ЧУП Цветлит.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Факторы изменения эффективности  использования оборотных средств  на уровне предприятия могут быть выявлены на основе применения системы  конкретизирующих и уточняющих показателей. К их числу могут быть отнесены обеспеченность единицы произведенной (реализованной) продукции запасами, а также потребление важнейших видов ресурсов при производстве продукции.

Таким образом, основные направления  повышение рентабельности на ЧУП «Цветлит» заключаются в применении новых подходов к управлению финансовыми отношениями, а в частности опора на инициативу самого руководства предприятия, учет при оценке работы предприятия реальных условий и особенности коллектива. Все это создаст условия для реального роста прибыли и рентабельности, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.

 

Заключение

 

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность.

Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Рентабельность – это относительный  показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Рентабельность более полно, чем  прибыль отражает окончательные  результаты хозяйствования, так как  ее величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами.

Показатели рентабельности – это  важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

К этим показателям обычно относят  уровень рентабельности, или коэффициент  рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Все показатели рентабельности можно объединить в 5 основных групп: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность капитала и прочие показатели рентабельности.

Анализ рентабельности ЧУП «Цветлит»  показывает, что в предприятие  имеет высокий уровень рентабельности около 20%. Однако в 2003 году по сравнению  с 2002 годом наблюдается снижение уровня рентабельности.

Так в 2003 году рентабельность окупаемости  затрат снизилась по сравнению с 2002 годом на 2,3 пункта, рассчитанная на основе прибыли от реализации, и  на 1,67 пункта, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Рентабельность продаж в 2003 году также  снизилась на 1,69 пункта рассчитанная на основе прибыли от реализации, и на 1,09 пункта, рассчитанная на основе чистой прибыли по сравнению с 2002 годом.

Снижение уровня рентабельности на ЧУП «Цветлит» объясняется тем, что темпы роста прибыли от реализации и чистой прибыли отстают от темпов роста себестоимости товаров, работ, услуг и выручки от реализации. Так темп роста выручки от реализации составил 139,2%, темп роста себестоимости − 141,9%, в то время как темп роста прибыли от реализации составил лишь 124,5%, а темп роста чистой прибыли − 129,8%.

Поскольку себестоимость продукции  в 2003 году выросла на 41,9% по сравнению  с 2002 годом, а прибыль от реализации продукции лишь на 24,5%, т.е. темп роста  себестоимости превысил темп роста  прибыли от реализации на 17,4 пункта (41,9 - 24,5), поэтому уровень рентабельности производственной деятельности снизился на 2,3 пункта. Аналогично превышение темп роста себестоимости над темпом роста чистой прибыли на 12,1 пункта (41,9 - 29,8) привело к снижению уровня рентабельности на 1,67 пункта.

Так как темп роста выручки от реализации ниже, чем темп роста  себестоимости продукции, то снижение уровня рентабельности менее значительно. Так темп роста выручки от реализации превысил тем роста прибыли от реализации на 14,7 пункта (139,2 – 124,5), поэтому уровень рентабельности продаж снизился на 1,69 пункта в 2003 году по сравнению с 2002 годом. И, следовательно, если темп роста чистой прибыли ниже на 9,4 пункта (139,2 – 129,8), чем темп роста выручки от реализации, то снижение уровня рентабельности продаж произошло на 1,09 пункта.

Анализ рентабельности по отраслям, показал, что рентабельность производства продукции в швейной отрасли, выше, чем рентабельность производства продукции машиностроения и металлообработки. В сравнении с 2002 годом в 2003 году произошло снижение уровня рентабельности от производства продукции по отраслям. Так уровень рентабельности от производства продукции машиностроения и металлообработки снизился на 1,04 пункта, а уровень рентабельности от производства швейной продукции − на 0,85 пункта, и достигли значения на уровне 20,16% и 20,98% соответственно.

Проведенный анализ маржинального  дохода и точки безубыточности на примере одного из изделий выпускаемом  на ЧУП «Цветлит» (головки вентильной) имеет следующие результаты. При производственной мощности предприятия 1000 штук порог рентабельности . Порог рентабельности зафиксирован на уровне 948 штук или 622 511 тыс. руб. Критическая точка расположена на уровне 94,8% возможного объема реализации продукции. Зона безопасности (зона прибыли) составляет лишь 5% или 52 штуки изделия. Прибыль, которую может получить предприятия, используя всю производственную мощность, т.е. 1000 штук составляет 16 928 тыс. руб.

Снижение уровня рентабельности предприятия  в 2003 году по сравнению с 2002 годом повлияло и на уровне рентабельности капитала. Можно сказать, что рентабельность капитала в 2003 году снизилась по сравнению с уровнем рентабельности 2002 года. Причем произошло снижение коэффициентов рентабельности рассчитанных как по валовой прибыли от реализации, так и по чистой прибыли и по прибыли от основной деятельности. Причинами снижения уровня рентабельности капитала стали превышение темпов роста среднего собственного капитала и среднего оборотного капитала за 2003 год над темпами роста валовой прибыли от реализации, чистой прибыли и прибыли от основной деятельности. Чем выше разница между темпами роста капитала и темпами роста прибыли, тем заметнее снижения уровня рентабельности капитала.

Основные пути повышения рентабельности предприятия заключаются в снижение себестоимости продукции с одновременным ростом объема выручки от ее реализации. Изучив основные статьи работы ЧУП «Цветлит», следует отметить, что предприятию следует постоянно вести работу в направлении:

Снижения издержек, прежде всего, за счет пересмотра нормативов конструкторского и технологического сопровождения производства, ужесточения контроля за ценами приобретения товарно-материальных ценностей, сокращения посредников в материально-техническом снабжении и при реализации готовой продукции, проведения мероприятий по энергосбережению и снижению материалоемкости;

Снижения транспортно-заготовительных  расходов, потерь от брака и технологических  потерь, коммерческих расходов;

Внедрения передовых технологических  процессов и оборудования;

Повышения квалификации рабочих, внедрения  многостаночного обслуживания, совмещения профессий, улучшения использования  рабочего времени;

Снижения общехозяйственных и  общепроизводственных расходов.

Совершенствование организации управления, автоматизация управленческих процессов обеспечит снижение управленческих расходов.

Для увеличения объемов выручки  от реализации продукции необходимо внедрять новые приемы работы с дебиторами, среди которых можно выделить следующие:

В случае возникновения неблагоприятных тенденций проводить пересмотр условий договоров, форм платежей и расчетов с неплатежеспособными партнерами;

Использовать права реализации просроченной задолженности третьим  лицам;

Накладывать штрафные санкции покупателям  при просрочке оплаты отгруженной им продукции.

 

Список использованных источников

 

    1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. практ. пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. – 256с.
    2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Рабочий учебник. (Юнита 3: Анализ финансово-хозяйственной деятельности) / Разраб. Е.В. Богинской; Современный гуманитарный университет. Дистанционное образование. − М.: Современный гуманитарный университет, 2002. – 91с.
    3. Аносов В. О резервах роста рентабельности на современном этапе // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №9. – С.21-23
    4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248с.
    5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 327с.
    6. Балобанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.
    7. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 222с.
    8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 215с.
    9. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. – 408с.
    10. Бокша Н.В. Издержки и результаты производства // Веснiк Беларускага Дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. – 2002. – № 6. – С. 96-98
    11. Бука Л.Н. Совершенствование анализа рентабельности продукции // Бухгалтерский учет и анализ. – 1999. – № 12. – С. 21-22
    12. Бухгалтерский учёт / Под ред. Н.И. Ладутько. ─ 2-е изд., перераб. и доп. ─ Мн.: ФУАинформ, 2001. ─ 832с.
    13. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева, Ю.И. Акулич; Под общ. ред. О.А. Левковича. ─ Мн.: Амалфея, 2003. – 640с.
    14. Бухгалтерский учет / Под. общей ред. Е.И. Тишкова. ─ Мн.: Выш. шк., 2001. ─ 684с.
    15. Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. ─ 10-е изд., перараб. и доп. ─ Мн.: Книжный Дом, 2004. – 432с.
    16. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 176с.
    17. Гончарук О.В. , Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами предприятия: Учебное пособие. − СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. − 264с.
    18. Гражданский кодекс Республики Беларусь.− Мн.: Школа предпринимателя “Амалфея”, 1994. − 645с.
    19. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов/ Под общей ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576с.
    20. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Деловая информация. –2001. – №3. – С.111-123.
    21. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – 4-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384с.
    22. Кравченко Л.И. Анализ финансового положения предприятия – Мн.: ПКФ «Экаунт», 1994. – 53с.
    23. Коваленко Е.М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень // Экономика. Финансы. Управление. − 2004. − № 2.− С.10-15
    24. Коваленко Е.М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень // Экономика. Финансы. Управление. − 2004. − № 3.− С.7-16 (окончание)
    25. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. − 400с.
    26. Ничипорович С. Анализ и контроль за финансовым состоянием субъектов предпринимательской деятельности // Вестник Министерства по налогам и сборам. ─ 2004. ─ №29. ─ С.60-63
    27. Ничипорович С. Анализ и контроль за финансовым состоянием субъектов предпринимательской деятельности // Вестник Министерства по налогам и сборам. ─ 2004. ─ №30. ─ С.67-71
    28. Ничипорович С. Анализ и контроль за финансовым состоянием субъектов предпринимательской деятельности // Вестник Министерства по налогам и сборам. ─ 2004. ─ №32. ─ С.61-63
    29. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь, одобрен советом Республики Беларусь 08.06.2001 года // Национальная экономическая газета. – 2001. – № 53. – С.5-10. – (Приложение «Информбанк»)
    30. Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организацией и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующие положение на товарных рынках: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 // Национальный реестр правовых актов. – 22.03.2003. – № 5/9125
    31. Правила по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования // Национальный реестр правовых актов. – 12.05.2000. – № 8/3453
    32. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2003. – 536с.
    33. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.– 407с.
    34. Пузанкевич О. Анализ финансового состояния предприятия: Основные подходы // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. – № 8. – С.51-57
    35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400с. – (Серия «Высшее образование)
    36. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 303с. – (Серия «Высшее образование»)
    37. Сивчик Л. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия с учетом нового плана счетов // Веснiк Беларускага Дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. – 2004. – № 4. – С.40-45
    38. Сурин О. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Аудит и налогообложение. – 2001. – № 1. – С.17-20
    39. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для студентов экон. спец вузов. / Под общ. ред. Л.И. Кравченко.– 2-е изд., перераб. и доп.– Мн.: Новые знания, 2003. – 383с.
    40. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для студентов экон. спец вузов. / Под общ. ред. В.В. Осмоловского. – Мн.: Новое знание, 2001. – 318с.
    41. Управление финансами: Учебник. / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов. − М.: ИНФРА-М, 2004. − 503с.
    42. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. − 2-е изд. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 . − 451с.
    43. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. − 2-е изд. − М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2000. − 752с.
    44. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие для учащихся средних специальных учеб. заведений / Т.В. Карпей, В.С. Коржов, Л.А. Селькина и др.; Под общ. ред. Т.В. Карпей. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Дизайн, ПРО, 2003. – 272 с.
    45. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З, Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В. Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 464 с.
    46. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.
    47. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 553 с.
    48. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 742 с.
    49. Экономика предприятия: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / Под общ. ред. Н.А. Алексеенко. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2003. – 156 с.
    50. Экономический анализ: Учебник для студ. экон. спец вузов./ Г.В. Савицкая. – 9-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2004. – 640с.

 

Приложение 1

 

Анализ показателей рентабельности продаж и рентабельности производственной деятельности за 2002-2003 годы (млн. руб)

п/п

Показатель

Данные за

Отклонения

2002 год

2003 год

1

Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом косвенных налогов)

7498

10437

2939

2

Себестоимость реализации товаров, работ, услуг

6293

8932

2639

3

Прибыль от реализации

1178

1467

289

4

Чистая прибыль

1230

1597

367

5

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) %:

     

6

по прибыли от реализации (стр. 3 / стр. 2)

18,72

16,42

-2,3

7

по чистой прибыли (стр. 4 / стр. 2)

19,55

17,88

-1,67

8

Рентабельность продаж (оборота) %:

     

9

по прибыли от реализации (стр. 3 / стр. 1)

15,71

14,06

-1,65

10

по чистой прибыли (стр. 4 / стр. 1)

16,4

15,31

-1,09


 

Приложение 2

 

Таблица 1. Анализ показателей рентабельности от производства по отраслям за 2002-2003 годы (%)

Показатель

Данные за

Отклонения

2002 год

2003 год

Рентабельность от производства продукции:

     

машиностроения и металлообработки

21,2

20,16

-1,04

швейной продукции 

21,83

20,98

-0,85


 

Таблица 2. Анализ уровня рентабельности от производства продукции и рентабельности реализации продукции за 2002-2003 годы

Показатель

Данные за

Отклонения

2002 год

2003 год

Рентабельность от производства продукции

21,16

20,16

-1,0

Рентабельность от реализации продукции

18,61

16,35

-2,26


 

 

Приложение 3

 

Диаграмма 2.4


Информация о работе Анализ рентабельности производства и разработка путей ее повышения на предприятии (на примере ЧУП «Цветлит»)