Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения работы является исследование сущности анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли. Исходя из поставленной цели следует решить задачи:

- рассмотреть теоретические основы анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли;

- выявить сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

- пояснить расчет маржинального дохода

- определить расчет точки безубыточности

- дать организационно-экономическую характеристику организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли……………………………………………………………………..……4
Расчет маржинального дохода…………………………………………...…9
Расчет точки безубыточности……………………………………………...13
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛАКОМКА»
Краткая характеристика и финансового состояния ОАО «Лакомка»…..18
Анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли ОАО «Лакомка»………………………………………………………………..…...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

     Данные  таблицы   показывают, что чистая прибыль (нераспределенная) увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 21264 тыс.р или на 167,7%.

     Таким образом, предприятию необходимо проводить комплексную оценку финансового состояния. Исходя из изученного, можно сказать, что в структуре активов предприятия значительно увеличилась доля оборотных средств, что само по себе неплохо, так как в результате этого ускоряется оборачиваемость совокупного капитала. Однако в основном этот прирост вызван увеличением стоимости производственных запасов в связи с и инфляцией и ростом дебиторской задолженности. В целом предприятие можно оценить как платежеспособное, ликвидное и финансово устойчивое.

 

2.2. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли

     Все затраты предприятия, которые связаны  с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и  постоянные.

     Переменные  затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции [10, с. 341].

     Постоянные  затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом [23, с. 50].

     В отличие от переменных затрат постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень сложное.

     Предприятию более выгодно, если на единицу продукции  приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли (приложение 3).

     Анализ  структуры издержек обращения показывает, что в 2009 году по сравнению с плановым уровнем достигнута экономия. 

     Это в первую очередь объясняется  тем, что в 2009 году фактический объем продаж ниже запланированного, что привело к соответствующей экономии по статьям переменных затрат которые напрямую зависят от объема продаж. А именно по статьям «транспортные расходы», «Командировочные расходы», «Складские расходы», «Реклама», «Услуг сторонних организаций» и «Налог на пользователей автодорогами».

     При составлении бизнес-плана на 2009 год ожидалось введение в эксплуатацию нового офиса с возникающими в связи с этим затратами на амортизацию. Этого не произошло и в соответствии с этим по данной статье наблюдается существенная экономия.

     Расходы по статье «Реклама» несколько ниже плановых, хотя в целях повышения  эффективности продаж и увеличения их объемов планировались дополнительные расходы, в которые были включены затраты на участие выставках  на 200 тыс. руб.

     Ввиду изменения в законодательстве вступивший в силу после утверждения Бизнес-плана на 2009 год, «Банковские услуги» и «Проценты по кредитам на издержки обращения не относятся, а учитываются в составе прочих операционных расходов. В 2009 году эти затраты составили 81 тыс. руб. и 365 тыс. руб. соответственно.

     Между тем, по некоторым видам затрат наблюдается  перерасход. Немаловажным фактором в  этом явился рост цен на отдельные  виды услуг. Это в первую очередь  касается статей: «Услуги связи», «Содержание  автотранспорта», «Консультационные» и «Посреднические услуги».

     Износ транспортных средств из-за постоянной загруженности автопарка повлек за собой увеличение затрат по закупу авто запчастей в составе статьи «Содержание автотранспорта» [20, с. 187].

     Расходы на оплату труда составили 2 446 тыс. руб., что практически в точности соответствует плану. Их доля общих затрат равна 33,6%.

     В целом, общая сумма издержек обращения  составила 9 844 тыс. руб. по году и 3 023 тыс. руб. в четвертом квартале, что  соответственно на 20,0% и 1,9 % ниже, чем было запланировано.

     Проведем  анализ безубыточности ОАО «Лакомка» за 2009 год.

     Таблица 2

     Анализ  безубыточности ОАО «Лакомка»

№ строки Показатели Сумма

тыс., руб.

Постоянные  затраты

1 Услуги организаций 739
2 Износ ОС 162
3 Амортизация НМА 4
4 Представительские расходы 126
5 Содержание  автотранспорта 435
6 Услуги связи 796
7 Аренда 272
8 Постоянные  затраты-всего 2366

Переменные  затраты

9 Себестоимость товара 439769
10 Зарплата 2446
11 Отчисления  на зарплату 859
12 Таможенные услуги 60
13 Услуги ТПП 65
14 Транспортные  расходы 347
15 Переменные  затраты-всего 57338

Полупеременные  затраты

16 Налоги в  составе издержек обращения 233
17 Износ МБП 86
18 Командировочные расходы 242
19 Юридические услуги 81
20 Реклама 175
21 Консультационные  услуги 387
22 Посреднические  услуги 1091
23 Прочие услуги 1239
24 Полупеременные  затраты- всего 3534

Расчет  безубыточности

25 Постоянные  затраты 2366
26 50% полупеременных  затрат 1767,0
27 Постоянные  затраты-всего 4132,5
28 Переменные  затраты 57338,0
29 50% переменных  затрат 1767,0
30 Переменные  затраты-всего 59105,0
31 Затраты-всего 63237,5
32 Прибыль 52645
33 Выручка от реализации 534435
34 Безубыточность, тыс.руб. 4643
 

     Порог рентабельности (Vk) = с / 1-а, где с – постоянные расходы, а – доля переменных затрат в выручке (59105 / 534435) = 0,11

     Порог рентабельности = 4132,5 тыс. руб. / 1 – 0,11 = 4643 тыс. руб.

     Реализовав  продукции на сумму 4643 тыс. руб. предприятие  ОАО «Лакомка» достигнет безубыточности и полностью покроет свои расходы.

     На  основании данных ОАО «Лакомка» критическая точка объема производства  (безубыточность) составила 4643 тыс. р. В ней затраты предприятия равны выручке от реализации продукции.

     На  основании данных расчета безубыточности построим график достижения безубыточности ОАО «Лакомка» (приложение 4).

       Таким образом, в целях изучения зависимости  между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.

       Анализ  безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение  короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Развитие  рыночных механизмов выдвигает на первый план необходимость соизмерения  затрат производства и прибыли, их сбалансированности относительно друг друга, что является базой устойчивого развития предприятия. В этих условиях для выработки эффективных управленческих решений необходимо создание системы управления затратами, обеспечивающей постоянную направленность на конечные результаты производства.

      Нестабильность экономической ситуации в России, снижение платежеспособного спроса, инфляционные процессы создают неопределенность внешних условий функционирования предприятий. В то же время увеличивается значимость эффективного управления издержками производства предприятием и формированием объективной и достоверной информации для принятия обоснованных решений, направленных на поддержание рентабельной работы предприятий.

      В этих условиях основным инструментом управления предприятием становится система  учета, контроля и анализа издержек производства. Изучение уровня, структуры и поведения затрат, а также контроль за формированием себестоимости продукции необходимы для обеспечения прибыльности продукции и, в конечном итоге, для выживания предприятия в рыночных условиях.

      Другим  важным показателем, характеризующим  эффективность работы предприятия, является прибыль. В обобщенном виде этот показатель отражает все стороны  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его достижения и недостатки, служит основой любого бизнеса.

      Чтобы определить величину маржинального дохода, необходимо:

      1) из выручки предприятия за  реализованную продукцию вычитают  все переменные затраты, т.е.  все прямые расходы и часть  накладных расходов (общехозяйственные  расходы), зависящих от объема  производства и относящихся к категории переменных затрат.

      2) величина маржинального дохода  определяется путем сложения  постоянных затрат и прибыли  предприятия.

      Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов А.А.; Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 624с.
  2. Васин Ф.П. Управленческий учет: учебное пособие. – М., 2007. – 350с.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега – Л, 2006. – 576 с.
  4. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - М.: "Омега", 2006. с. - 256
  5. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – Казань; Изд-во КФЭИ, 2007 – 512 с.
  6. Головизнина А. Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 410с.
  7. Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет: основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: 2008. – 247.
  8. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 378с.
  9. Каверина О.Д. Управленческий учет. - М.: Финансы, 2007. – 420с.
  10. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2007. – 341 с.
  11. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006.
  12. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета.: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. с - 143
  13. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2006. – 544 с.
  14. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  15. Николаева С.А. Учет затрат в условиях рынка. - М.: Аналитика-Пресс, 2007. – 285 с.
  16. Никонова И. А. Д.эк.н., профессор, заместитель председателя правления Межрегионального инвестиционного банка, преподаватель МАИ, Элитариум — Центр дистанционного образования, 2008
  17. Палий В.Ф. Организация управленческого учета.- М.: Бератор-Пресс, 2006. – 450с.
  18. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2007. С. 63
  19. Разливаева Л.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие – Караганда, 2007 – 200с.
  20. Соколов Ю.А. Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах. - М.: "Альфа-Пресс", 2005. с - 187
  21. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. – 211 с.
  22. Шевченко И.Г. Управленческий учет. - М: Школа Интел-Синтез, 2007. – 620с.
  23. Шеремет А.Д. Управленческий учет. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2006. – 512 с
  24. Пашигорева Г.И., О.С. Савченко, Цели и задачи управленческого учета Бухгалтерский учет, 2000, №19, С. 33.
  25. Тафинцева В.Н. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов, «Финансовый менеджмент», №3, 2001
  26. Материалы с сайта: www.0eco.ru

Информация о работе Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли