Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения работы является исследование сущности анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли. Исходя из поставленной цели следует решить задачи:

- рассмотреть теоретические основы анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли;

- выявить сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

- пояснить расчет маржинального дохода

- определить расчет точки безубыточности

- дать организационно-экономическую характеристику организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли……………………………………………………………………..……4
Расчет маржинального дохода…………………………………………...…9
Расчет точки безубыточности……………………………………………...13
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛАКОМКА»
Краткая характеристика и финансового состояния ОАО «Лакомка»…..18
Анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли ОАО «Лакомка»………………………………………………………………..…...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

      Сущность  маржинального анализа заключается  в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста [8, с.410].

      Основной  категорией маржинального анализа  является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

      Средней величиной маржинального дохода является разница между ценой  продукции и средними переменными  затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

      Коэффициент маржинального дохода - доля маржинального  дохода в выручке от реализации или  доля среднего маржинального дохода в цене товара.

      Маржинальный  доход (М) рассчитывается по формуле:

      M = S - V

      где S — выручка от реализации; V —  совокупные переменные затраты.

      Маржинальный  доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого  вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

      M = (S-V) / Q = p -v

      где M — удельный маржинальный доход; Q —  объем реализации; р — цена единицы  продукции; v — переменные затраты  на единицу продукции.

      Найденные значения удельных маржинальных доходов  для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это  свидетельствует о том, что выручка  от реализации продукта не покрывает  даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

      На  практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата [1, с. 465].

      Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

      Таким образом, маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные. В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики. Необходимая часть маржинального анализа — рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала.

 

1.3. Расчет точки безубыточности

      Модель  безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

      - поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;

      - переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;

      - структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

      - поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;

      - на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства [15, с.30].

      Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия  равна нулю, т.е. объем, при котором  выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим  объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным [7, с. 247].

      Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:

  • Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
  • Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

      Алгебраическим  методом точка нулевой прибыли  рассчитывается исходя из следующей  зависимости:

      I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

      где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты 

      Отсюда  находим критический объем:

      Q ' = F / (p-v)

      где Q ' — точка безубыточности (критический  объем в натуральном выражении).

      Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном  выражении:

      S = F * p /(p - v) = Q' * p

      где S — критический объем производства и реализации продукции.

      Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток [9, с. 412].

      Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в  натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

      Точка закрытия предприятия — это объем  выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

      Q" = F / p

      где Q" — точка закрытия.

      Если  фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует  закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

      Еще один аналитический показатель, предназначенный  для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

      Кб = Оф - Q '

      где Kб — кромка безопасности; Оф —  фактический объем выпуска и  реализации продукции.

      Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

      К% = Кб / Qф * 100%,

      где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

      Кромка  безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков [17, с. 121].

      Расчет  точки безубыточности позволяет  фирме решить следующие задачи:

      1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

      2. Поскольку выручка зависит от  двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

      3. Если предприятие получает выручку  больше той, которая соответствует  точке безубыточности, оно работает  с прибылью. Эта прибыль тем  больше, чем больше разница между  фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться убытке [26].

      Во-первых, предполагается, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предположение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 2 выглядит как прямая линия.

Рис. 3. График выручки и издержек фирмы.

где FC — постоянные издержки; VC — переменные издержки; ТС — валовые издержки; ТR — валовая выручка (валовой доход); R' — пороговая выручка; Q' — пороговый объем продаж

      Во-вторых, аналогичное предположение относится  и к затратам. Известно, что при  расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон  убывающей отдачи, и темп роста  издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагается, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается [13, с. 33].

      Изображенная  на рис. 2 точка безубыточности —  это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых  издержек. Размер прибыли или убытков  заштрихован. Если фирма продает  продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема — получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции [14].

Информация о работе Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли