Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения работы является исследование сущности анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли. Исходя из поставленной цели следует решить задачи:

- рассмотреть теоретические основы анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли;

- выявить сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

- пояснить расчет маржинального дохода

- определить расчет точки безубыточности

- дать организационно-экономическую характеристику организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли……………………………………………………………………..……4
Расчет маржинального дохода…………………………………………...…9
Расчет точки безубыточности……………………………………………...13
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛАКОМКА»
Краткая характеристика и финансового состояния ОАО «Лакомка»…..18
Анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли ОАО «Лакомка»………………………………………………………………..…...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

    1. Сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли……………………………………………………………………..……4
    2. Расчет маржинального дохода…………………………………………...…9
    3. Расчет точки безубыточности……………………………………………...13
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛАКОМКА»
    1. Краткая характеристика и финансового состояния ОАО «Лакомка»…..18
    2. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли ОАО «Лакомка»………………………………………………………………..…...…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...31

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете является важной составляющей системы "директ-костинг". Данная система выигрывает по многим показателям отечественную систему полного учета затрат, применяемую на многих российских предприятиях.

       Главными задачами развития экономики на современном этапе является повышение прибыльности и эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятия на рынке. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа [2. c. 211].

      Руководителю  производственного предприятия  на практике приходится принимать множество  разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и  структуры реализации продукции, сказывается на финансовом результате предприятия. Методика анализа "затраты-объем-прибыль" является способом определения взаимосвязи между этими категориями. Данная методика является наиболее эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Она помогает руководителям предприятия выявить оптимальные порции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя эту методику, могут дать более высокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия [18, с. 63].

     Тема  данной работы является актуальной, так  как добиться этого можно только при умелом руководстве предприятием и принятии правильных управленческих решений, направленных на его развитие в нужном русле.

     Система управленческого учета призвана информировать руководство о  результатах деятельности предприятия  в целом и его отдельных  структурных подразделений, вести учет, контроль и планирование затрат, осуществляемых в процессе хозяйственной деятельности.

      Целью  выполнения  работы  является   исследование  сущности  анализа  взаимосвязи объема производства, себестоимости  и прибыли. Исходя из поставленной цели следует решить  задачи:

      - рассмотреть теоретические основы анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли;

      - выявить сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

      - пояснить расчет маржинального дохода

      - определить расчет точки безубыточности

      - дать организационно-экономическую  характеристику организации.

      Объектом  исследования данной работы является анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете.

      При подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия, статьи, публикации ведущих ученых-экономистов области анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли.

 

       1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    1. Сущность анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

      При планировании производственной деятельности часто используется анализ, основанный на исследовании соотношения «затраты – объем – прибыль». Если определен объем производства исходя из портфеля заказов, то используя этот анализ, можно рассчитать величину затрат и цену продажи, чтобы компания могла получить определенную величину прибыли. Анализ затраты – объем – прибыль – это анализ поведения затрат, в основе которых лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли, это инструмент управленческого планирования и контроля. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать его для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений [2, с.66].

      Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют критической, или мертвой, или точкой равновесия. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

      Наиболее  простой и доступный - это графический  метод, при котором уровень безубыточного  объема производства определяется как  точка, образованная пересечением линий  объема производства и полной (состоящей  из постоянных и переменных затрат) себестоимости. Объем производства больше порогового значения приносит предприятию прибыль, меньше - убыток. 

Рис. 1. Элементы взаимосвязи "затраты-объем-прибыль"

      Маржинальный  доход - это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами предприятия.

      Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка предприятия  от реализации продукции равна всем его совокупным затратам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

      Производственный  леверидж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости  от изменения объема реализации продукции.

      Маржинальный  запас прочности - фактическое отклонение выручки от реализации продукции от пороговой выручки (порога рентабельности). Необходимым условием применения методики анализа "затраты-объем-прибыль" является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные затраты изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, предприятия в своей практической деятельности могут использовать такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода [24, с. 33].

      Маржинальный  запас прочности - величина, покрывающая  превышение фактической выручки  от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия [5, с. 512].

      Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

      Нормой  маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в  выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального  дохода в цене товара.

      Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

      Методика  анализа "затраты-объем-прибыль" позволяет отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение между переменными  и постоянными затратами, ценой  и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Это можно достичь снижением цены продажи, увеличением объема реализации и снижением уровня постоянных затрат. На выбор модели поведения предприятия также оказывает влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. В использовании маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятия.

      Взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» может быть выражена формулой:

      Выручка от реализации = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль 

      Анализ  этой взаимосвязи позволяет определить объем производства, который необходим  для покрытия всех затрат, как переменных так и постоянных. При этом критической точкой считается точка, когда суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Таким образом, критическая точка   - это точка, начиная с которой компания начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку также называют точкой безубыточности или порогом рентабельности.

      

     Рис. 2.  График безубыточности

      Критическая точка показывает, до какого предела  может упасть выручка, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая предприятием, определяется разницей между выручкой от реализации и суммарными затратами. Каждое предприятие стремится максимализировать прибыль. Но невозможно продавать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент времени для того чтобы продавать большее количество товаров, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли.  Точка оптимальной цены продажи продукции определяет объем продаж, позволяющий предприятию  получать максимальную прибыль [8, с.30].

      Анализ  критической точки с поправкой  на фактор прибыли может быть использован  как основа для оценки прибыльности предприятия. Для составления различных  альтернативных планов производства можно  рассчитать соответствующую величину возможной прибыли[21, с.211].

      Анализ  взаимосвязи «затраты – объем  – прибыль», анализ критической  точки может быть полезен и  давать точные данные при соблюдении следующих допущений:

      1. поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;

      2. переменные затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства;

      3. производительность не меняется внутри релевантного уровня активности;

      4. переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования;

      6. объем продаж и объем производства приблизительно равны, т.е. остатки готовой продукции равны нулю [25, с.3].

 

1.2. Расчет маржинального дохода

      Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других [16, с.10].

Основные возможности  маржинального анализа состоят  в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Основные  этапы анализа:

  1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
  2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
  3. Расчет величины исследуемых показателей.
  4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Информация о работе Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли