Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить влияние проблемных ситуаций на развитие исследовательских способностей старших дошкольников.
Объект исследования – проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру.
Предмет исследования – особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………6
1.2. Проблемные ситуации как средство развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..12
1.3. Использование проблемных ситуаций в развитии исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру…………………………………………………………….22
Выводы по первой главе……………………………………………………......30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..31
2.1.Диагностика уровня развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….31
2.2. Практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

определение проблемных ситуаций.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ

 

Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …»

Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представить, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или летчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу.

Задание остается тем же – посмотреть на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Заданием для развития умений смотреть на мир «другими глазами» являются упражнения на составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задания детям формулируются примерно так:

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Задание «Составьте рассказ используя данную концовку»

Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

«…Нам так и не удалось выехать на дачу».

«… Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

 «Метод шести  думательных шляп»

Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации.

Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа – преимущество, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Задание «Сколько значений у предмета»

Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и др. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Назови как можно больше признаков предметов»

Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как командный увлекательный конкурс.

Задание «Тема одна – сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» («Город», «Лес» и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу и многое другое.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ

Задание «Давайте вместе подумаем»

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течет вода?и др.

Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?», «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

Бывают и неправдоподобные гипотезы: «А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ТРЕНИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ ВЫРАБАТЫВАТЬ ГИПОТЕЗЫ И ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ

Гипотезы, предложения, а также различные провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.

Делая предположения, целесообразно использовать следующие слова:

Может быть …

Предположим …

Допустим …

Возможно …

Что если …

Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

письменный стол;

нефтяное месторождение;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

Упражнение, предполагающее обратное действие  

Очень эффективно в лане тренировки умения выдвигать гипотезы. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему весной тает снег?

Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Почему летом снег  в горах не тает?

Задания типа «Найди возможную причину события»

Звонят колокола;

Трава во дворе пожелтела;

Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;

Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий.

Задание «Чтобы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Задание «Вопросы и ответы»

Читаем детям и ставим задачу - отвечать хором:

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

Задание «Найди загаданное слово»

 Дети задают друг другу  разные вопросы об одном и  том же предмете, начинающихся  со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе  должна быть невидимая явно  связь. Например, в вопросах об  апельсине звучит не «Что это  за фрукт?», а «Что это за предмет?»

Игра «Угадай о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.  Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему космонавты надевают в космосе скафандр?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Задание «Задайте как можно больше вопросов филину (ворону, медведю, дельфину и др.), изображенному на рисунке»

Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он?

Задание «Вопросы домашних животных»

Как ты думаешь, какие вопросы тебе хоте ли бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.

Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:

Кто …?

Что …?

Когда…?

Где…?

Как…?

Почему…?

А как дальше? Помогите Гоше задать вопросы хозяину.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

Приемы, сходные определениям понятий

Чтобы дети поняли значимость определений, воспользоваться можно, например, следующим заданием: На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

Лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.

Сравнение

Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Например, подберите сравнение для таких объектов:

лампа;    автомобиль;

гиппопотам;    книга;

Например, гиппопотам похож на корову или лошадь (в переводе с древнегреческого это слово означает «водяная лошадь»). Или, например, слон, словно большая живая гора; он как огромный паровоз и т.д.

Различение

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – это фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор другой.

Загадки

Являются важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников.

Можно предложить детям самим сочинить загадки.

Игра «Трудные слова»

Поделим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неизвестно.

Этим словам подгруппа дает четкие определения. После чего предлагает другой подгруппе ответить, что означают эти слова. И просит их дать определения. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл.

 Задание «Выявление причин и следствий»

Слова в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием:

Смех, шутка.

Причина:      Следствие:

  шутка         смех

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УИЕНИЙ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ

Задание «четвертый лишний»

Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить овощ – помидор.

Задание «Продолжи ряды»

Например: полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда, алмазы и др.

Игрушки - …

Люди - …

Деревья - …

Животные - …

Задание «Найти ошибки и их прокомментировать»

Предложим детям такую классификацию автомобилей:

Легковые, грузовые, большие, маленькие, черные, белые, умеющие плавать, пластмассовые, желтые, нарисованные на стене, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.

Спросим у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Задание «Проверить правильность утверждений»

Все деревья имеют ствол и ветви.

Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь – дерево.

Все граждане России имеют право на труд.

Петров гражданин России.

Следовательно, Петров имеет право на труд.

Задание «Назовите как можно больше предметов»

Какие предметы одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.)?

Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющимися: блестящими, синими, твердыми.

Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Информация о работе Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного в