Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить влияние проблемных ситуаций на развитие исследовательских способностей старших дошкольников.
Объект исследования – проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру.
Предмет исследования – особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………6
1.2. Проблемные ситуации как средство развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..12
1.3. Использование проблемных ситуаций в развитии исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру…………………………………………………………….22
Выводы по первой главе……………………………………………………......30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..31
2.1.Диагностика уровня развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….31
2.2. Практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

определение проблемных ситуаций.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав документацию воспитателя, выяснив его отношение к развитию исследовательских способностей из беседы с ним, отметили, что в соответствии с программными задачами обучения и воспитания, большое внимание уделяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста развитию их исследовательских способностей. Воспитателем активно используются методы развития исследовательских способностей, такие как: эксперименты, исследовательский метод, в состав которого входят наблюдения, элементарные опыты. Организация такой учебно-воспитательной работы влечет за собой более глубокое познание детьми окружающего мира, его особенностей, формирование хоть и образных, но правильных представлений об окружающем на данном этапе развития детей.

 

С целью исследования сферы интересов к предметам в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей была использована методика А.Е. Чистяковой, Г.П. Тугушевой.

Предлагалось ребёнку выбрать те предметы из уголка экспериментирования, которые больше его заинтересовали:

- приборы –помощники (увеличительное стекло, магнит, компас);

- сосуды из различных материалов (стекло, пластмасса) разной формы;

- природный материал (глина, песок, камни, мох и т.д.);

- утилизированный материал (проволока, кусочки ткани, меха и т.д);

- технические материалы (гвозди, шурупы, скрепки и т.д.);

- разные виды бумаги;

- красители (гуашь, краски и т.д);

- медицинские материалы (шприцы, пипетки, колбы и т.д.);

- другие материалы (воздушные шары, сахар, соль и т.д).

Выясняли предпочтения детей: что ребёнку больше понравилось, почему и что он планирует с этим делать.

За каждый выбор ребёнок получал баллы. За первый выбор -9 баллов, за второй -8, за третий -7, за четвёртый -6 баллов, пятый -5, за шестой -4, седьмой -3,восьмой -2 и за девятый выбор – 1 балл.

Результаты были зафиксированы в таблице 4.

Таблица 4

Предпочтение детей в выборе оборудования из уголка экспериментирования

ФИО

Оборудование из уголка экспериментирования

 

приборы –помощники

сосуды из различных материалов

природный материал

утилизированный материал

технические материалы

разные виды бумаги

красители 

медицинские материалы

другие материалы

Итого

5.26

3.0

6.4

3.2

5.0

3.0

5.8

6.0

4.73


 

Из результатов выяснено, что наибольший интерес дети проявили к природному материалу: это шишки, камни, песок и т.д. Их заинтересовала работа с красками, увеличительными стёклами. Результаты выбора различных видов бумаги, сосудов разной формы, меха, кусочков ткани показали меньшую заинтересованность. Связано это со не знанием детей возможной деятельности с этими предметами.

 

Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности детей, разработанная А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы» (Приложение 1). Критерии диагностики исследовательской деятельности в таблице 5 и 6.

Таблица 5

Результаты диагностики развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста, в %

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Скорость ответа на проблемный  вопрос

19

43

38

2. Быстрое нахождение задач

14

43

43

3. Нахождение новых способов решения  задач

9,5

43

47,5

4. Реакция на помощь в решении  задач

14

43

43


 

У 19% детей скорость ответа на проблемный вопрос на высоком уровне, 43% детей старшего дошкольного возраста показали средний уровень скорости ответа на проблемный вопрос, у 38% детей – низкий уровень.

Быстро находят задачу 14 % детей, средний уровень нахождения задач в исследовательской деятельности показали 43% детей, с низким уровнем выявлено 43 % детей. Высокий уровень в нахождении новых способов решения задач показали 9.5% детей, 43 % детей показали средний уровень, большой процент детей пришелся на низкий уровень – 47, 5 %.  14 % детей показали высокий уровень реакции на помощь в решении задач, 43 % - средний уровень, 43 % - показали низкий уровень реакции на помощь в решении задач. Результаты исследования показали средний уровень исследовательских способностей.

 

 

 

Таблица 6

Показатели критериев развития исследовательских способностей

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Развитие познавательных способностей

14

43

43

2. Развитие творческого воображения

9,5

38

52,5

3. Развитие творческого мышления

14

38

48

4. Развитие коммуникативных навыков  и умений

19

47,5

33,5


 

Познавательные способности у 14 % детей на высоком уровне, познавательные способности на среднем и низком уровне выявлено у по 43% детей. Творческое мышление на высоком уровне выявлено у 14% детей, 38% имеют средний уровень творческого мышления, 48% - низкий уровень. Коммуникативные навыки и умения высоко развиты у 19%, на среднем уровне – у 47, 5% детей, 33.5 % детей имеют низкий уровень коммуникативных умений и навыков.

Анализ резултатов показал, что

- Дети старшей группы недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира;

- Испытывают затруднения производить мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать;

- У детей есть желание к исследовательской деятельности, но уровень активности, самостоятельности, творчества в решении задач низок;

- Отмечается бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения и навыки, заниженная самооценка;

- Слабое формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Таким образом, результаты исследования привели к следующим выводам: большое значение имеет деятельность воспитателя по развитию исследовательских способностей детей, так как независимо от уровня развития каждый ребёнок нуждается в помощи взрослого в большей или меньшей степени. Результаты диагностики уровней проявления исследовательских способностей детей показали, что больше половины детей имеют высокий и средний уровень развития. Проявление исследовательских способностей поддерживается, поощряется воспитателем, что положительно сказывается на деятельности и развитии дошкольников. Детям с низким уровнем исследовательских способностей воспитатель уделяет особое внимание на занятиях, не в ущерб остальным детям, а лишь с целью заинтересовать, вовлечь в совместную деятельность, активизировать их, проводит индивидуальную работу и вне занятий с ними, что способствует раскрепощению детей, а также их постепенному развитию.

 

 

Практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

1. Создавая проблемные ситуации, необходимо побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучать не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений.

2. Проблемную ситуацию необходимо создавать с помощью определенных приемов, методов и средств:

- подвести детей к противоречию  и предложить им самим найти  способ его разрешения;

- изложение различных точек  зрения на один и тот же  вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление  фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

3. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

4. Чтоб каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, дать ему возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, материале, явлении и т.д., найти самостоятельно ответы на интересующие вопросы, чтоб развить умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.

5. Поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. Содержательная часть исследования должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

 

Заключение

 

Анализ научной литературы привел к выводу, что интерес к исследовательскому поведению ребёнка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников стали подлинными приметами современной педагогической психологии и дошкольной образовательной практики. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О. В., Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и др.), активно интересуются этим практические психологи и педагоги.

Для развития исследовательских способностей ребёнка, безусловно, пригодны все виды учебных занятий в детском саду, при этом изучению природы традиционно отводится особое место. Это не случайно, природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно ощущает себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что главными условиями формирования и развития исследовательских способностей дошкольников ученые выдвигают следующие:

1). Ранее начало, предоставление  свободы выбора, среда, окружающая  ребенка, поощрение творчества.

2).Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение  проблемных ситуаций, проблемный  диалог, дидактические игры и др.

3). Творческий потенциал самого  педагога, его тактичность.

Опытно-экспериментальная работа показала, что у детей средний уровень развития исследовательских способностей. По итогам исследования разработаны практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у старших дошкольников.

Список использованной литературы

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2005. -208 с.
  2. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Исследование генезиса механизмов рефлексивной саморегуляции познавательной деятельности // Новые исследования в психологии. - 2000. - С. 26 - 30.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. - СПб.: ISBN, 2009. - 400 с.
  4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 2003.  - 98 с.
  5. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М.: Дрофа, 2010.- 397 с.
  6. Вербицкий А.А. Проблемное обучение // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский: Сб. науч. трудов. - М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
  8. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение- понятие и содержание / Т.В. Кудрявцев. // Вестник высшей школы. - 2004. - № 4. - С. 24-32.
  9. Кудрявцев, Т. В. Психология творческого мышления  / Т. В. Кудрявцев. - М.: Наука, 2005. - 312 с.
  10. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер.- М.: Знание, 2004. - 274 с.
  11. Мартынова Е. А. Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст / Е. АМартынова. – М.: Учитель, 2010. – 151с.
  12. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.
  13. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром: Экспериментирование. / Е.В. Марудова. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
  14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2002. – 208 c.
  15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2005. - С. 246-258.
  16. Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа – плюс-минус. - 1999. - №5. - С. 32.
  17. Мухина B. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Педагика, 2006. – 608 с.
  18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 384 с.
  19. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. / В. Оконь. - М.: Просвещение, 2008. — 208 с
  20. Организация исследовательской деятельности обучающихся: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. 29 ноября 2012 года / ГАОУ ДПО ИРОСТ. – 104 с.
  21. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  22. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? / А. Н. Переверзева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  - СПб.: Реноме, 2012. - С. 51-54.
  23. Поддубный А.В. Еще раз о проблемном обучении / А.В. Поддубный // Биология в школе.- 1997. - № 5. - С.31-34.
  24. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет. / Н.Н. Подьяков. - СПб.: Речь, 2010. – 144 с.
  25. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии: научно-практический журнал школьного технолога (завуча). - 2006. - №2. - С. 61
  26. Ротенберг В. С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга / С.М.Бондаренко, В.С. Ротенберг. М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН»; 2001. – 256 с.
  27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
  28. Савенков А.И. Я - исследователь. / А.И. Савенков: Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2004. - 32 с.
  29. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А.И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 32 с:
  30. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: Ось-89,2006.

Информация о работе Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного в