Применение яблонь в ландшафтном дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Территория нашей страны богата природными ландшафтами. Их разнообразие обусловлено зональностью — это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и смешанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтропическая зона. Все это создает неповторимое природное своеобразие.
В современной ландшафтной архитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ландшафта, По определению Л. С. Залесской, Е. М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понимании — это однородный участок суши, окаймленный естественными границами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, т. е. состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1. Понятие о природном и антропогенном ландшафте
1.2. Ландшафт и пейзаж
1.3. Роль природных условий в формировании пространственной структуры садов и парков
1.4. Элементы парковой композиции
1.4.1. Поляны, газон
1.4.2. Партеры
1.4.3. Солитеры (одиночные посадки)
1.4.4 Аллеи
1.4.5. Рядовые посадки
1.4.6. Живые изгороди
1.4.7. Боскеты
1.4.8. Группы
1.4.9. Куртины и рощи
1.4.10. Массивы
1.5. Основные композиции групп из деревьев и кустарников
1.6. Размещение декоративных групп
1.7. Яблоня в дизайне
Глава 2.
2.1. Обзор основных сортов яблонь.
2.2. Сорта декоративных яблонь.
2.2.1. Сорта колонновидных яблонь.
2.2.2. Яблони на карликовых подвоях.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Элла.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Подбор и размещение в нем растений неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоративных сооружений.

Применение перечисленных приемов в различных сочетаниях дает бесчисленное множество конкретных решений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообразные по форме композиции.

При проектировании озелененного объекта необходимо помнить, что соотношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-кустарниковой растительностью) пространств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение получается, если под лесные и парковые насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70—80 % на юге.

Закрытые пространства характеризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движения при выявлении отдельных экземпляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высоты пространства к его ширине примерно 1:2.

Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с групповым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории участок лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замкнутость исчезает при соотношении высоты к ширине 1:6.

Открытые пространства - это участки, не занятые насаждениями: поляны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.

Промежуточным типом пространства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.

1.4. Элементы парковой композиции

1.4.1. Поляны, газон

Почти на всех озелененных объектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на которых густо растет трава. Травянистые покрытия подразделяются на газоны и луга (поляны, лужайки). Основная разница между ними в том, что газоны регулярно подстригают и травостой на них густой, но не высокий, а луга скашивают один-два раза в год.

Декоративные    газоны    подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами.

Обыкновенные газоны - травостои большинства наших улиц, скверов, садов внутриквартального озеленения.

Луговой газон — это уже не газон, а луг. Это живописные парковые поляны свободной планировки, природный луг с полевыми цветами.

Надо помнить, что газон хорош лишь в сочетании с древесно-кустарниковой растительностью, при правильном соотношении между ними. Композиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами определяет художественный облик отдельных участков и парка в целом. Важно правильно определить место полян в плане. Не рекомендуется ровно разбрасывать их по всей территории парка, так как это нарушит облик его частей. В тенистых зонах, где преобладают лесные ландшафты, большое количество полян нецелесообразно, здесь уместны лишь небольшие лесные лужайки. В солнечных зонах желательна концентрация ряда более крупных полян, может быть, соединяющихся между собой.

Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными достоинствами обладают поляны со средней шириной 80—120 м.

Величина полян зависит от их назначения и величины озелененного объекта.

Если в большом парке уместны поляны в несколько гектаров, то в маленьком парке, в саду они будут не масштабны,

Величина поляны перед зданием обычно рекомендуется шириной не менее самого здания, а длиной в 2—5 раз больше здания.

Поляна должна раскрывать пространство    парка.    Затененные   поляны меньше радуют глаз. Значит, длинную ее ось выгоднее располагать примерно с востока на запад, чтобы северная сторона не затенялась в течение всего дня. На освещенной опушке поляны размещают светолюбивые породы, желательно с темными и компактными кронами, а на теневой стороне, светлые, ажурные и более теневыносливые породы.

Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки дорожек. Поляна может чувствоваться заранее, если дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. Восприятие может быть и внезапным, если дорожка подходит по касательной, и поляна внезапно раскрывается сбоку. Огромную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек.

Парковые поляны имеют эстетическое назначение — вносить в пейзажи пространство, свет, теплоту,

Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с массивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.

В зависимости от использования поляны имеют газонный покров различного состава. Газоны бывают: декоративными — трава определенного ассортимента, подвергающаяся регулярному уходу, стрижке и поливке; луговыми — трава не подстригается, а скашивается; «мавританскими»— газонные травы смешиваются с однолетними цветами; спортивными — устойчивые травы, хорошо   выдерживающие   вытаптывание.

Газоны отличаются друг от друга особым подбором семян растений (травосмесь), характером подготовки почвы и формами ухода.

1.4.2. Партеры

Партером называется декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более элементов.

Из окон зданий партер должен восприниматься целиком. Основным требованием к партеру является единовременное и полное его визуальное восприятие. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон 1:3 до 1:7.

В рисунке партера используют растительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень различных инертных материалов.

Рисунок классических партеров довольно равномерно заполняет отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков.

Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную,   но   и   декоративную   роль,

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся партеры:

  1. Кружевные, узорчатые или партеры— «вышивки».
  2. Наборно-орнаментальные.
  3. Английские.
  4. Разрезные.
  5. Партеры около оранжерей.
  6. Водные.

1.4.3. Солитеры (одиночные посадки)

Солитер — одиночное дерево, растущее на поляне, площадке, поле или в отдалении от массива зеленых насаждений. Солитер, высаженный на поляне или площадке, как правило, выполняет роль композиционного центра. Он должен отличаться от окружающих деревьев своеобразием кроны, окраской листвы, эффектным цветением или плодоношением. Солитер обычно высаживают в партерной части парков, садов, скверов или пейзажных частях парка на полянах и лужайках. Чем крупнее поляна, тем внушительнее выглядит одиночное дерево. Чем ближе от человека оно находится, тем   большее   значение   имеют   ветви кроны, окраска листвы, характер цветения и плодоношения. Чем дальше дерево от зрителя, тем большее значение приобретает его силуэт.

 



 

 


 



Расстояние солитера от зрителя должно быть не менее двух его высот. Форма дерева без заметного искажения воспринимается с расстояния, равного трем его высотам.


При регулярной планировке солитер помещают или на оси перспективы, или, используя несколько солитеров, размещают их через равные промежутки. При определении видовой перспективы следует учитывать, что с южной стороны под влиянием неравномерности освещения крона развивается сильнее, чем с северной, поэтому следует избегать просмотра солитера с запада или востока, крупный солитер хорошо воспринимается   с   расстояния   300  -  400   м.

Одиночные посадки — деталь композиции, ее резкий, выделяющийся штрих. И как деталь, посадки должны либо гармонично увязываться с окружающим пейзажем, либо создавать яркий, но оправданный контраст. Наиболее хорошо посадки выглядят на фоне зелени газона, луга в качестве композиционного центра. Тень от солитера не должна касаться кромки фоновых насаждений.

      Классическим солитерным деревом считается дуб, береза, особенно ее плакучие формы, липа, лиственница, ель, ива и многие другие. Но такие деревья, как клен ясенелистный, наращивающий с возрастом неровную, неряшливо формы крону, для солитерных посадок не годятся, в исключительных случаях используют пестролистную форму.

Для кустарников для солитеров желательны красиво цветущие (сирень обыкновенная), необычного колорита (клен гиннала) или цветущие и колоритные (калина).

1.4.4 Аллеи

Аллеей   называют  прямолинейную дорогу с рядовой обсадкой.

Аллейные  посадки деревьев  и  кустарников  размещают  вдоль дорожек.

 

 

Наиболее развитую систему аллей имеют парки и лесопарки.

В планировочной композиции парка выделяются основные и второстепенные аллеи. Основные аллеи соединяют входы в парк с наиболее интересными объектами, расположенными на территории парка (центральной площадью, крупным архитектурным объектом, клубом, дворцом культуры, выставочным павильоном, памятником архитектуры), территорией, наиболее интересной в ландшафтном отношении, и т. д.

Внутренние и второстепенные аллеи устраивают внутри зон и предназначены они для равномерного распределения посетителей парка на территории зоны.

По планировке аллеи бывают прямолинейные и изогнутые в плане. Прямолинейные аллеи устраивают преимущественно на равнинных участках. Начало и конец аллеи акцентируют или архитектурными сооружениями или посадкой наиболее декоративных деревьев и кустарников, или другими элементами территории и устройствами, которые могут выполнять роль композиционных акцентов, замыкающих аллею или оформляющих вход в нее.

Изогнутые в плане аллеи устраивают, как правило, при наличии рельефа. При этом надо стремиться к тому, чтобы на изломе аллеи создавались перспективы на застройку, памятник архитектуры, водное пространство, группу или одиночную посадку солитера и т. д.

По мере движения по криволинейной аллее должна создаваться система пейзажных видов, разных по глубине, с определенной последовательностью их чередования.

По своей конструкции аллеи бывают открытые и закрытые. Под открытыми аллеями понимают аллеи, обсаженные высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматривается окружающая территория. При устройстве открытых аллей большое значение имеет создание системы разных   по   глубине   пейзажных   видов.

Закрытые аллеи это аллеи, изолирующие посетителя от боковых видов и направляющие его внимание прямо по движению. Для их устройства могут высаживаться деревья в сочетании с живыми изгородями или деревья с низким штамбом, например ели или бук.

Возможны чередования отдельных открытых участков аллей с закрытыми.

Аллейные посадки могут создаваться как посадкой правильного ряда деревьев, т. е. высаженных на одном расстоянии друг от друга, так и обсадкой пешеходных частей аллей групповыми посадками с разрывами между ними. При этом при одинаковой ширине аллей правильные посадки деревьев зрительно удлиняют перспективу, тогда как обсадка аллей группами деревьев соответственно сокращает ее — прием укрупнения ритма.

Древесные породы при прямолинейном решении аллеи могут высаживаться как в один ряд с каждой стороны, так и в два ряда. При этом при посадке в два ряда с каждой стороны деревья могут располагаться как рядами, так и в шахматном порядке.

Аллеи бывают однородные или включают в себя посадки двух и более пород. При этом растения высаживают в определенных закономерных сочетаниях, которые чередуются между собой. Эти чередования могут образовывать метрические и ритмические ряды. Метрический ряд — равномерное построение одних и тех же элементов аллеи, например обсадка аллеи растениями одной породы с одинаковой высотой и кроной. Сложный метрический ряд — чередование разных пород, например посадка среди деревьев с шаровидной кроной деревьев с колонновидной кроной. Ритмический ряд посадки — размещение растения с нарастанием или убыванием какого-либо признака. Например, по высоте штамба или окраске листвы (переход от темно-зеленой до серебристой окраски). При аллейных посадках наиболее часто встречаются метрические ряды.

На главных аллеях обычно возникают встречные потоки посетителей. Поэтому планировка таких аллей должна иметь сложный профиль: для главного потока отводится центральная широкая аллея, а боковые узкие аллеи предназначены для встречных потоков. Разделительные полосы могут образовываться чистыми газонами, газонами с посадками деревьев» цветниками. Для формирования изогнутой в плане аллеи могут использовать однотипные и смешанные посадки.

В случае прокладки аллеи вдоль склона или у его подножия древесные и кустарниковые растения размещают так, чтобы закрыть склон. В связи с этим загущают посадки деревьев, около них высаживают живую изгородь. Со стороны пониженной части склона аллею формируют однотипными плотно-кронными деревьями с высоким штамбом.

При планировке основных композиционных осей парка большое значение приобретают трассировка маршрутов, насыщение их перспективами, живописными пейзажами, причем должно быть предусмотрено последовательное обновление пейзажей, открывающихся зрителю из различных пунктов.

В ландшафтном искусстве садово-парковым аллеям и дорогам важное значение придавалось с давних пор. В садах XVIII в. садово-парковые аллеи рассматривались в качестве важнейшего компонента всей планировки. За общее правило принималось положение, что каждая аллея в парке обязательно должна завершаться интересной перспективой, декоративным сооружением, скульптурой и т. п.

При устройстве перекрестков парковых дорог не следует делать их под слишком острым углом; такие углы легко вытаптываются и их трудно засаживать растениями. Нежелательно также и перекрещивание дорог под прямым углом, так как это создает впечатление однообразия и монотонности. Углы должны акцентироваться наиболее декоративными растениями.

Информация о работе Применение яблонь в ландшафтном дизайне