Пастель и её применение в дизайне интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать Пастель и её применение в дизайне интерьера
Объект исследования: пастель, как вид искусства, и роль картин в дизайне интерьера.
Предмет исследования: Пастель и её применение в дизайне интерьера

Вложенные файлы: 1 файл

f.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная  академия образования имени В.М. Шукшина»

Кафедра изобразительного искусства

Курсовая работа

По дисциплине «Декоративно-прикладное искусство»

«Пастель и её применение в дизайне интерьера»

Бийск - 2010

 

Введение

Наиболее знакомое, часто употребляемое  в повседневной жизни понятие - «пастельные  тона». Каждый, не задумываясь, скажет, что оно означает нежные, приглушенные оттенки. Но спросите у случайного собеседника: «Что такое пастель?» - и, скорее всего, получите лишь общий, расплывчатый ответ: «Пастель - это один из видов изобразительного искусства». Широкой публике пастель  гораздо менее известна, чем масляная живопись, акварель или гравюра.

В наше время, когда быстрота процессов  давит на нервную систему человека очень важна гармония и мягкость красок палитры интерьера. Картины в комнате исполненные пастелью подойдут больше, чем маслом или каким либо другим материалом. В пастели изначально заложено стремление к покою, созерцанию. Сюжеты её - будь то пейзажи, интерьеры, портреты - незамысловаты, но всегда проникнуты особым лиризмом, ощущением гармонии и тонко уловимыми настроениями природы. Такие картины легко впишутся в интерьер дома и офиса и будут радовать глаз.

Питер Кумбз, Ольга Трещева, Н.Платонова и другие авторы рассматривали технологию и особенности выполнения рисунка пастелью. На основе их статей и книг выполнена данная курсовая. В нашем городе, в городе Бийск, есть художники, которые также занимаются пастелью: график Сергей Иваненко, и живописец Валерий Баринов.

Но не смотря на вышесказанное роль рисунка пастелью в интерьере исследована недостаточно.

Цель курсовой работы: исследовать Пастель и её применение в дизайне интерьера

Объект исследования: пастель, как вид искусства, и роль картин в дизайне интерьера.

Предмет исследования: Пастель и её применение в дизайне интерьера

 

Задачи исследования:

· Анализ литературы по теме исследования

· Рассмотреть историю развития рисунка в техники пастели

· Определить роль картин в интерьере

· Выполнить рисунок пастелью «Закат»  для оформления интерьера

Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ работ выполненных пастелью, обобщения опыта работы пастелью, беседы

Методология исследования опирается на работы…….

Практическая значимость данного  исследования заключается в разработке методических рекомендаций по рисованию  пастелью.

 

Глава 1. История

1.1 История пастели

Рисование пастелью позволяет установить наиболее тесный контакт между художником и материалом. Цветной мелок становится как бы продолжением пальцев, и между  рукой художника и пастелью возникает  такая же связь, как между рукой  скульптора и глиной, с которой  он работает.

О пастели и рисовании пастелью написано очень мало, и для многих художников, работающих в другой технике, пастель как материал и как  художественное произведение принадлежит  к области неведомого. Когда пишешь пастелью кажется, что живопись рождается тут же, от прикосновения твоих пальцев.

Как любая техника, рисование пастелью имеет свои неудобства. Пастельная живопись создается спонтанно, на одном  дыхании. При этом требуется большое  мастерство, легкость, а если же возникает  необходимость вернуться назад, к уже сделанному, надо быть осторожным.

Для пастели хороши все сюжеты, по видимому, из-за той легкости, с которой растушевываются краски на пастозном фоне, что позволяет уравновесить тончайшие оттенки цвета, свет и тени. Однако художники часто отдают предпочтение обнаженной и полуобнаженной женской фигуре.

Мелки для рисования пастелью бывают мягкими и твердыми. В первом случае при широком и свободном нанесении  красочного слоя можно получить фактуру, напоминающую живопись маслом. При  работе твердой пастелью фактура  изображения напоминает рисунок. Великие  французские художники эпохи барокко, такие, как Кантен де Латур и Шарден, довели технику рисования мягкой пастелью до совершенства и оставили нам произведения высочайшего уровня. Эдгар Дега, один из самых выдающихся мастеров пастельной живописи, работая твердой пастелью как обыкновенным карандашом, сумел извлечь из этой техники все ее возможности. Если вы хотите именно писать пастелью, лучше взять мягкие мелки: они легче наносятся на основу, а краски лучше смешиваются на бумаге.

Итак, пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) - это, техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяют для обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике

История пастели как материала  насчитывает около трехсот лет. Только около 1720 года художники поняли, что пастель отвечает всем требованиям "большой живописи". Ее появление  в истории живописи нельзя отнести  ни к счастливой случайности, ни к  разряду гениальных открытий.

Пастель похожа на другие материалы, которые применяются в рисунке, и ее самостоятельное развитие начинается с момента, когда рисунок перестает  быть вспомогательной техникой для  живописи и становится равноправным видом искусства.

Это осознание значимости рисунка  начинается в XV веке, в эпоху Возрождения, когда художники открыли для  себя античную культуру, что привело  к появлению нового взгляда на природу человека. Именно в это  время начинается углубленное изучение анатомии, требовавшее графического отображения полученных знаний. Именно с этого периода начинается история  пастели.

Точно так же богатство и динамичность готических форм нуждались в новых  способах выражения. Начиная с XVI века, в период Чинквеченто, овладение  техникой рисунка становится обязательным для всех художников. Многие вскоре достигли в этой области невероятных  высот. Используя все возможности, предоставляемые известными в то время материалами - сангиной, углем, тушью, свинцовым карандашом, мелом, - они работали подчас в смешанной  технике. В рисунках Леонардо да Винчи (в частности в "Мадонне с  младенцем, св. Анной и Иоанном Крестителем"), Андреа дель Сарто, Рафаэля, Микеланджело впервые видна фактура, напоминающая пастель, когда она используется как материал для рисунка.

Несмотря на то, что мастера Чинквеченто  применяли разные материалы, их все  же можно назвать пионерами техники, похожей на пастель.

Эта манера рисунка будет процветать и в эпоху барокко, у которой  нет четких границ с Возрождением. На самом деле Рафаэль и Микеланджело, как и все большие художники  последней четверти XVI века, еще очень  далеки от эстетики барокко.

Итак, история пастели начинается в эпоху Возрождения с обычных  набросков, исполненных такими материалами  как сангина, уголь, свинцовый карандаш и мел.

Эпоха барокко, охватывающая период от Возрождения до классицизма, то есть с начала XVII до середины XVIII века, открывается  маньеризмом. Для барокко характерен апофеоз фантазии, порожденной восхищением  художников великими мастерами XVI века и неослабевающим интересом к  классической древности. Барочные тенденции  распространяются по всей Европе, и  в 20-50-е годы XVIII века достигают Франции  и Германии, где проявляются в  своеобразной форме, известной под  названием "рококо".

Именно в этот период и появляется пастель, нашедшая более чем достойное  выражение в творчестве венецианской художницы Розальбы Каррьеры (1674-1757).

Розальба Каррьера прославилась главным образом благодаря своим блестящим пастельным портретам, однако не менее известны ее миниатюры и живописные портреты грешных дев.

Итак, основной толчок в развитии пастели  дала Розальба Каррьера своими портретами.

Розальба Каррьера имела огромный успех во Франции в эпоху Людовика XV. Сто пятьдесят ее пастелей хранятся в Дрезденской картинной галерее.

Современником Розальбы Каррьеры и известнейшим портретистом своего времени был Морис Кантен де Латур (1704-1788). Он сумел запечатлеть все легкомыслие разодетых в шелка и бархат современников. Вот-вот и они заговорят.

В это время увлечение пастелью охватило весь Париж. Число художников, отдавших предпочтение этой технике, к 1780 году достигло двух с половиной  тысяч. Утонченность пастели в сочетании  с галльским темпераментом позволяла  наилучшим образом передать дух  эпохи через портреты ее самых  прославленных представителей.

Всем, кому интересна техника пастели, полезно поглубже изучать наследие Розальбы Каррьеры, Кантена де Латура и их современника Жан-Батиста Перронно. Их творчество наглядно показывает, что пастель как техника достойна самых больших мастеров.

С этим же периодом связано и имя  Антуана Ватто (1684-1721). Большой поклонник Рубенса, он прославился главным образом как автор "галантных празднеств". Его многочисленные живописные полотна, великолепные сангины, проникнуты тонкой грустью, навеянной мыслью о быстротечности жизни.

Большое количество превосходных произведений - свидетельств этой пышной эпохи оставили нам современники Ватто - Буше и Фрагонар.

Как упоминалось ранее, самым известным  художником XVIII века, работавшим в технике  пастели и расширившим ее возможности, был Кантен де Латур. Он родился в Сен-Кантене и юношей приехал в Париж, где безвыездно прожил шестьдесят лет - с 1724 по 1784 год, не считая нескольких поездок в Лондон и другие города. Он быстро приметил моду на пастельные портреты, ставшие особо популярными благодаря творчеству Розальбы Каррьеры, и посвятил этому жанру всю свою жизнь. Созданные им произведения отличаются изяществом, порой близким к слащавости, и тонким психологизмом. В преклонном возрасте художник вернулся на родину, где сейчас находится самое большое собрание его работ, в том числе множество этюдов и набросков, которые по своим художественным достоинствам часто превосходят его законченные портреты.

Де Латур выделяется среди портретистов своего времени не только совершенством техники, но и пониманием духа эпохи, о чем свидетельствуют созданные им портреты Даламбера и Руссо, Морица Саксонского и мадам Помпадур...

XVIII век дал немало хороших  художников-портретистов. В Испании  это Висенте Лопес-и-Портанья, удостоенный в 1815 году звания придворного живописца. Назовем также имена Жак-Андре Аведа (1706-1766), друга Шардена, и Франсуа-Гюбера Дровэ (1727-1775) - ученика Буше,- чей слегка слащавый стиль прекрасно подходил для детских портретов. Однако единственным серьезным соперником де Латура был Перронно.

Он объездил всю Европу и умер в Амстердаме. Прекрасным примером его творчества может служить  знаменитая пастель "Девочка с  кошкой" (1745), хранящаяся в лондонской Национальной галерее.

Итак, в эпоху Рококо пастель  обретает огромный успех, увлечение  пастелью охватывает весь Париж, а портреты в этой технике становятся популярны.

Впервые термин "импрессионист" был употреблен в 1874 году в связи  с картиной Клода Моне "Впечатление. Восход солнца". Слово это было введено в обиход оставшимся неизвестным  критиком, вложившим в него явно уничижительный смысл. Постепенно определение  перешло на всех участников выставки, организованной Обществом живописцев, скульпторов и граверов, членами  которого были Писсарро, Моне, Дега, Ренуар, Сислей, Сезанн, Гийомен и Берта Моризо. Всех их объединяло стремление порвать с официальным академическим искусством.

Итак, импрессионизм обозначил  разрыв с прошлым не только совершенно иной манерой письма, но и утверждением за художником права выбора сюжетов, отвергавшихся академическим искусством как малохудожественные.

Импрессионисты совершенно по-новому увидели и изобразили в своих  работах оживление и суету  парижских бульваров, праздничное  разноцветье городских садов, кварталы бедноты, основываясь на ином отношении  к цвету, оскорблявшем вкус приверженцев традиционной живописи.

Сам способ нанесения мазков - один рядом с другим, неопределенность границы между задним и передним планом, между предметами и их тенями сводили на нет значение рисунка, считавшегося до импрессионистов границей формы. Речь шла о действительно  новом понимании живописи, заключавшемся  в том, что художник-импрессионист  изображал реальный мир посредством  цветовых впечатлений. И этой концепции  идеально соответствовала пастель.

Некоторые художники этого периода  использовали пастель для того, чтобы  запечатлеть ускользающие мгновения  в виде набросков, на основе которых  они впоследствии создавали свои живописные полотна.

Другие, как Дега, обнаружили в пастели  идеальный материал для живописи и достигли блестящих результатов.

Самые известные в мире пастели  созданы Дега. В пастелях импрессионистов  цвет является носителем света; он рождает  реальность, живущую благодаря цвету  и свету. Именно с появлением импрессионизма связано начало истории современной  живописи. И как это часто бывает, новое столкнулось с полным непониманием и неприятием. Импрессионизму принадлежат  такие имена, как Мэри Кассатт, Буден, Берта Моризо, Тулуз-Лотрек, Базиль. Остановимся на творчестве Кассатт. Она родилась в Питсбурге в 1844 году, была ученицей Дега. Мэри Кассатт довела технику пастели до поразительного совершенства, блестяще применяя ее при создании трогательных жанровых сцен, главными персонажами которых являются женщины и дети. Мэри Кассатт и Розальба Каррьера - две художницы, обогатившие искусство пастели женственностью и особой нежностью.

Информация о работе Пастель и её применение в дизайне интерьера