Применение яблонь в ландшафтном дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Территория нашей страны богата природными ландшафтами. Их разнообразие обусловлено зональностью — это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и смешанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтропическая зона. Все это создает неповторимое природное своеобразие.
В современной ландшафтной архитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ландшафта, По определению Л. С. Залесской, Е. М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понимании — это однородный участок суши, окаймленный естественными границами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, т. е. состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1. Понятие о природном и антропогенном ландшафте
1.2. Ландшафт и пейзаж
1.3. Роль природных условий в формировании пространственной структуры садов и парков
1.4. Элементы парковой композиции
1.4.1. Поляны, газон
1.4.2. Партеры
1.4.3. Солитеры (одиночные посадки)
1.4.4 Аллеи
1.4.5. Рядовые посадки
1.4.6. Живые изгороди
1.4.7. Боскеты
1.4.8. Группы
1.4.9. Куртины и рощи
1.4.10. Массивы
1.5. Основные композиции групп из деревьев и кустарников
1.6. Размещение декоративных групп
1.7. Яблоня в дизайне
Глава 2.
2.1. Обзор основных сортов яблонь.
2.2. Сорта декоративных яблонь.
2.2.1. Сорта колонновидных яблонь.
2.2.2. Яблони на карликовых подвоях.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Элла.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Яблони появились в Азии около 65 миллионов лет назад. Затем они попали на западное побережье Северной Америки, а также в Европу. Сейчас, по данным разных авторов, общее число дикорастущих видов яблони колеблется от 30 до 50. Различные условия произрастания и перекрестное опыление привели к огромному их разнообразию. Восточная Азия - первичный центр происхождения этого рода, и поэтому в нем сосредоточено наибольшее число дикорастущих яблонь. Россия по составу дикорастущих плодовых занимает второе место после Китая. Однако по числу видов, использованных в селекции промышленных сортов, Россия выходит на первое место. Так, широко известные дикорастущие виды европейской группы: яблони лесная (Malus sylvestris) и восточная (М. orientalis) - послужили исходным материалом для значительного числа среднерусских и кавказских сортов.

Все яблони исключительно декоративны в период цветения и плодоношения. Ряд видов имеют декоративные формы, сорта и гибриды, которые с успехом используются в одиночной, групповой и аллейной посадках. Плодовые деревья издавна сажали для оформления улиц, дорог, защиты построек, от ветра и пыли. Для украшения они и сейчас широко используются в городах Европы и особенно Азии. В озеленении Москвы дикорастущие яблони встречаются редко, а их видовой ассортимент ограничен. Экземпляры яблони лесной, сибирской, маньчжурской, сливолистной, Недзвецкого, домашней встречаются в старых зеленых насаждениях Москвы: в Измайловском парке, в Нескучном саду, Сокольниках, на некоторых старых бульварах. В сквере у Большого театра  среди асфальта и машин цвели и плодоносили более 60 лет яблони сливолистные. Примером жизнестойкости и долголетия могут служить яблоневые аллеи, окружающие Московский государственный университет на Воробьевых горах: высаженные в 1950 году, они до настоящего времени цветут и плодоносят, сохраняя эстетику насаждений. Не менее хороши яблони и для украшения приусадебного участка.

Понятие "низкая декоративность" неприменимо ни к каким яблоням, но культурные крупноплодные сорта не могут конкурировать по разнообразию и уровню декоративности со своими дикорастущими сородичами. Главный садовник при Императорском Лесном институте Э. Л. Вольф в книге "Декоративные кустарники и деревья для садов и парков", изданной в 1915 году, дает восторженную характеристику декоративным достоинствам дикорастущих яблонь: "Декоративные яблони как будто ломятся под тяжестью своей сказочной цветочной пышностью наряда, нет ни одной веточки, которая не была бы окутана цветочным снегом. Для сада нет более прочного и богаче цветущего украшения". И далее: "Уж если обыкновенная яблоня плодового сада во время своего цветения и позже, когда она увешана сияющими плодами, вызывает восхищение, то еще в высшей степени являются перворазрядным украшением многочисленные и разнообразные виды и формы декоративных представителей этого рода, с дивно богатым цветочным великолепием соединяющие не менее роскошное убранство плодами".

Стадии бутонизации и цветения наиболее красочны. Само цветение длится в среднем 10 дней, но бутонизация существенно удлиняет декоративную фазу. Многие дикорастущие яблони с бутонами выглядят более эффектно, чем в цвету. А одновременное присутствие на ветвях бутонов и цветков, сформированных в разной степени, создает прекрасную цветовую гамму. Особой красотой в это время отличаются формы с розово-карминными оттенками цветков и бутонов. Это среднеазиатские яблони пурпуровая (М. ригригеа) и Недзвецкого (М. niedzwetzkyana), японские - Цуми и Саржанта, восточноазиатские - сиккимская (М. sikkimensis), xyбэйская (М. hupehensis) и некоторые другие. Эффектны дикорастущие яблони и осенью - в стадии плодоношения. Плоды дикорастущих яблонь различаются формой, размерами, окраской. Фаза плодоношения длится до одного месяца. У многих видов плоды сохраняются на дереве после опадения листвы и склевываются птицами. Различаются дикорастущие яблони также высотой, формой кроны и осенней окраской листьев.

Надо заметить, что яблоневый сад мы воспринимаем несколько по-иному, чем одиночные яблони: цельно и практически не вычленяя отдельные деревья. Садом значительно сложнее любоваться со стороны. Всегда хочется войти в него и насладиться именно присутствием в нём. А вот отдельной яблоней – наоборот. Значит, и поступать мы должны исключительно в соответствии с этими своими пожеланиями. Если это старый плодовый сад, то имеет смысл обыграть его изнутри, разместив место отдыха под его кронами. А если это одиночное дерево, то можно обыграть его фон, при необходимости дать какую-либо подбивку снизу и найти оптимальную точку для любования всем созданным, но уже со стороны. И в первом и во втором случае есть некоторые тонкости. Если мы находимся внутри сада, то не можем оценить по достоинству форму кроны, но зато особенно явственно видим расположение ветвей, текстуру коры. Значит, именно стволы мы и должны подчеркнуть. Стоит осторожнее относиться к подсадкам под яблоню. Ими можно полностью заглушить всю красоту стволов и оставить над собой только яблоневую «крышу». Крупные кустарники, которыми вы хотите ограничить и сделать более уютным место своего отдыха в саду, посадите за стволами, так, чтобы они стали фоном, а не перед ними, иначе они их закроют. Что значит крупные? Ну если вы сидите в саду, то крупным для вас будет уже всё то, что выше 1,2 – 1,5 метра. А вот мелкие кустарники и многолетники можно как раз посадить перед стволом на фоне ранее высаженных крупных кустарников. Присмотритесь к стволам своих яблонь: светлые они или тёмные, присмотритесь к тому, какую текстуру они имеют и в зависимости от этого подберите виды кустарников для фона. Лимитирующим фактором в выборе растений под яблони будет только тень. Никакие другие факторы (сухость, как под берёзами, кислая среда, как под соснами, и так далее) здесь определяющими не являются. А уж теневых растений у нас предостаточно. Правда, будьте готовы к тому, что урожай собирать будет сложнее, а падающие плоды и вовсе могут повредить слишком хрупкие растения.

Приходится считаться и с тем, что такие сады, оставшиеся нам в наследство, – это чаще всего рядовая посадка деревьев. Как «разбить» эти ряды? Дело в том, что чувствуем мы их только по одному признаку – по расположенным в ряд точкам соприкосновения ствола и земли. По кронам, находясь в саду, мы этого не замечаем, так как не видим их. По стволам в результате их кривизны – тоже. А вот по точкам… Ещё из школьного курса геометрии известно, что две точки на плоскости задают прямую, а уж если таких точек несколько и в ряд, то прямая просто бросается в глаза. Чтобы зрительно разбить её, мы должны ослабить действие некоторых точек. Сделать это можно, если по-разному заполнить приствольные круги у разных деревьев. Так если какое-то дерево останется, как и было, открытым на газоне, а другое будет подбито многолетниками или невысокими кустарниками, то у второго точка соединения ствола и основания будет автоматически поднята по сравнению с первым, таким образом прямая будет разрушена. Так можно поступить и с другими точками, играя с высотой подбивки и её цветовым решением. В результате прямизна ряда просто перестаёт восприниматься.

  

Рис. 14. Высаженные под дерево кустарники и травянистые многолетники. При таком их расположении весь эффект от яблоневой кроны – «меркнет». Рис. 14.а. Высажены в качестве подбивки все те же растения, что и на рис. 1, но их расположение не только не скрывает эффектного яблоневого ствола, но и удачно подчёркивает его. 

 

Свои тонкости есть и у оформления взрослого яблоневого дерева с его необыкновенно красивой структурой, которым мы любуемся со стороны. Причём здесь играет роль буквально всё: и форма кроны, и извилистость стволов и рисунок ветвей. В совокупности все эти признаки работают не так, как каждый из них в отдельности. Нарушение восприятия одного из них может свести всё впечатление на нет. Попробуйте провести эксперимент: возьмите изображение красивой раскидистой яблони и белым листом бумаги просто прикройте нижнюю часть ствола хотя бы до половины. Вы отчётливо увидите, как изменится эффект от растения, причём не в лучшую сторону. То же самое произойдёт и в случае, если в роли «листа бумаги» выступит какой-нибудь кустарник, которым вы из благих побуждений решите «подбить» свою яблоню. Если возникло такое желание – сажайте невысокие растения, не закрывающие ствол. А уж если высокие, то включайте их в состав общей композиции, но в стороне от ствола.

  

Рис. 15. Вертикаль подчинена раскидистой яблоневой кроне. При восприятии с удаления (когда читается вся крона дерева) – это смотрится странно. Рис. 16. Та же ситуация, что и на рис. 14, но мы находимся существенно ближе к композиции (например, в самом яблоневом саду). Композиция в этом случае смотрится более логично. 

Обратите внимание и на форму кроны высаживаемого в подбивку растения. Всегда бывает несколько странно, когда под взрослую яблоню с раскидистой, практически зонтичной формой кроны высаживается вертикальное, например, хвойное растение. Вертикаль вообще трудно себе представить подчинённой зонту. Вот наоборот – это вполне логично. Первый же случай, на мой взгляд, возможен только тогда, когда мы не видим кроны яблони целиком, а любуемся только картинкой под ней. Например, такая ситуация возникает в случае, который мы разбирали перед этим, то есть когда мы находимся в самом плодовом саду.

Рис. 17. Старый яблоневый сад, высаженный рядами. Точки соприкосновения стволов и земли образуют ряды. Рис. 18. Попытка «обыграть» яблоневый сад способами А или В, только усиливает ряды с рис. 1, т.к. появляются линии, параллельные им, а требуется их наоборот «разбить». Рис. 19. «Обыгрываем» стволы теми же растениями, что и на рис. 18, но располагая их в совершенно иной структуре. Меняя расположение растений и их высоту, мы «смещаем» те точки, которые образуют прямые на рис. 17.Но неизбежно наступает момент, когда и эти яблони начинают умирать. Я знаю людей, у которых сады или отдельные яблони уже давно не плодоносят. Но у них не поднимается рука рубить их. И не потому, что они необыкновенно красивы, а во многом потому, что это память. Память о родителях, о бабушке с дедушкой, о собственном детстве… да мало ли о чём. Эти яблони были свидетелями семейных событий, ими любовались, вместе с ними радовались весне и грустили осенью. И теперь так вот взять и вырубить? Ведь это уже не просто древесина. Тем, кто всё-таки по каким то причинам вынужден проститься со старым садом, советую оставить хотя бы одно дерево. И вы увидите, какие метаморфозы с ним произойдут. Это похоже на мистику, но оно возьмёт на себя энергетику всех уходящих деревьев, сконцентрирует её на себе. Станет ядром сада, к которому вы не раз будете подходить, сожалея о вырубленных деревьях. А оно будет лечить вас. Когда-то, конечно, своей смертью умрёт и оно. Увы, как многие другие растения, яблони посадкой на пень не восстанавливаются. Было бы так – мы бы, не дожидаясь, жёстко обрезали её задолго до угасания, омолодив тем самым и удлинив срок её жизни, а с ним и свой. Но увы. Однако иногда имеет смысл сохранить даже корягу от мёртвого дерева. Древесина яблони довольно долго не гниёт, она очень прочна (это знают все, кто хоть раз пилил в саду яблоню, вишню…). Она особенно долго простоит, если её очистить от коры. Но, обыгрывая такие коряги, – будьте осторожны. Она не должна стать диссонансом. Всё-таки это мёртвое дерево, а значит – контраст всему нарождающемуся и уже живущему в вашем саду. И контраст этот не всегда к месту. К примеру, если это яблоневый ствол, изогнувшийся на земле и обрамляющий посадки многолетников, с прорастающими между ним папоротниками и подлезающими под него почвопокровными, – это выглядит довольно естественно. А вот голые, очищенные от коры, торчащие вверх стволы с обрезанной сверху кроной, увитые какой-то лианой-летником, – очень спорное решение. Наверное, в данном случае ствол нужно декорировать так, чтобы ощущение мёртвого дерева уходило, а не подчёркивалось, как это происходит в приведённом примере. Если по оставленным стволам пустить многолетние древесные лианы, которые, вырастая, начнут виться друг по другу и со временем свисать зонтом, – это будет более интересный вариант. Можно добавить и отвлекающие элементы, например, кормушку для птиц или висящий фонарь в стиле участка. Старые яблони могут помочь в создании сада любого стиля, не только такого классического «дачного», о котором говорилось выше. Как элемент садового дизайна, старые деревья нейтральны. Все зависит от того, как вы с ними поступите. В качестве аксессуаров могут появиться и цепи, и канаты, и плетённые из лозы изделия. Даже подпорки под обремененные плодами ветви могут быть решены очень по-разному и стать настоящим произведением искусства.

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Обзор основных сортов яблонь.

Яблоня бурая, или приречная — Malus fusca (Raf.) C.K.Schneid.

Распространена на западе Северной Америки, от Аляски до Калифорнии. Дерево 10-12 м высотой, иногда кустарник с ярко-красными, позднее темно-коричневыми ветвями. Листья яйцевидные или продолговато-яйцевидные, до 10 см длиной, по краю остропильчатые, нередко трехлопастные, с обеих сторон более или менее волосистые, при основании закругленные. Цветки белые или светло-розовые, до 2,5 см в диаметре, по 6-12 в зонтиковидных соцветиях. Плоды очень эффектные — желтые с красным бочком, или красные, шаровидно-овальные (1,8 х 1,2 см), с опадающими чашелистиками.

Одна из высокоморозостойких и декоративных яблонь. Используется в одиночных посадках и сложных композициях в европейской части России. В культуре с 1836 года. Декоративность бурой яблони определяется красивыми весь вегетационный сезон буро-антоциановыми лопастными листьями. Угрозу представляют сильные морозы и длительная теплая осень, провоцирующая рост побегов. Однако частота повторяемости таких сезонов в нашей климатической зоне 1к 10.

Яблоня гибридная — Malus hybridus.

Объединяет множество гибридов на основе яблони Недзвецкого. Они характеризуются широкими кронами до 6-7 м высотой и 4-5 м шириной. Листья, цветки, бутоны и плоды этих яблонь содержат антоциан, определяющий их окраску разной степени интенсивности. Яблони очень декоративны в ярких фиолетово-пурпуровых бутонах и в фазе массового цветения. Плоды с антоцианом в мякоти и кожице. Яблони с хорошей зимостойкостью, но могут поражаться паршой. Однако степень повреждения не достигает того уровня, который делает непригодным применение растения для декоративных целей, а антоциановая окраска растений хорошо маскирует споры гриба. Яблони хороши для любых типов посадок.

Яблоня пурпурная (М. х рurpurea).

Это гибрид между яблонями Недзвецкого и кроваво-красной (М. niedzwetskyana х М. atrosanguinea). Существует большое количество сортов яблони пурпурной с той или иной степенью окрашенности листьев в темно-красный цвет. В основном это небольшие деревья (высота около 4-5 м) с бордовыми молодыми листьями и побегами. У некоторых сортов листья становятся полностью зелеными с течением времени, у других - все лето насыщенного пурпурного цвета или же красноватого оттенка. Эти деревья хороши не только своими декоративными листьями, но и очень красивым цветением. Цветки, в зависимости от сорта от нежно-розового до темно-бордового цвета, махровые или простые, могут покрывать полностью все дерево. При благоприятной погоде цветение может продолжаться до двух недель. Затем цветки сменяются пурпурно-красными декоративными маленькими яблочками. У некоторых сортов они съедобны и очень приятны на вкус. Прекрасно выдерживающие наш климат, эти деревья достойны самого широкого применения в озеленении садов Средней полосы России.

Информация о работе Применение яблонь в ландшафтном дизайне