Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Ландшафтоведение – раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы – ландшафты как части географической оболочки Земли. Слово «ландшафт» (нем. Landschaft) немецкого происхождения, означает вид местности, ограниченный ее участок. Закрепившись как термин в географии в конце XIX начале XX в, он приобрел определенный научный смысл и дал название одному из ее направлений ландшафтоведению. Объектом изучения ландшафтоведения является географическая оболочка; предметом ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Ландшафт …………………………………………………………….5
1.1 Культурный ландшафт……………………………………………………8
1.2 Требования для культурного ландшафта……………………………..10
Глава 2 Типология Культурных ландшафтов…………………………….12
Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии……………………………………………………………………….18
3.1 Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта……………………………………………………………………...18
3.2 Культурный ландшафт – природно-культурное наследие…………..21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список Литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Ландшафтоведению.docx

— 650.09 Кб (Скачать файл)
  • эта концепция оказывается достаточно широкой именно в силу специфики своей практической направленности,

  • типологическое и территориальное разнообразие объектов наследия и многообразие их ситуаций, в том числе взаимодействия с территориальным окружением, требует достаточно емкого представления о ландшафте,

  • культурный ландшафт в контексте решения проблем культурного и природного наследия выступает в двоякой функции:

  • собственно ландшафт – один из все более важных видов объектов наследия,

  • сохранение наследия - определенная ландшафтная практика, хотя бы только в силу простой необходимости обеспечения охранных зон, режимов доступа и т.п.

  • исследования и разработки ведутся в сравнительно крупном масштабе, для отдельных территорий, что накладывает отпечаток на содержание представлений о культурном ландшафте, но зато позволяет реализовать представления картографически,

  • еще более существенный отпечаток накладывает сам материал – содержательно насыщенные, глубокие по смыслу, культурно ценные, нередко сакральные или сакрализованные, часто уникальные объекты и территории,

  • наделение конкретного объекта статусом «наследия» является внешним,

  • проблему представляет плюрализм мнений разных групп по поводу того, что именно полагать наследием вплоть до противоречий и конфликтов (ср. известную проблему реставрации – на какой именно момент существования объекта его реставрировать?),

  • наделение объектов всемирного наследия высоким статусом автоматически повышает их привлекательность (наплыв посетителей), что столь же автоматически может усугубить ситуацию (автор наблюдал это на Байкале),

  • объекты наследия по самому определению задаются в широком контексте, в пределе всемирном, что может означать острые коллизии прав на объект и реакции местного населения,

концепция культурного ландшафта в аспекте наследия должна развиваться в концепцию зонирования всей территории, как это произошло в природоохранной деятельности с переходом от идеи охраны локальных заповедников к тотальному экологическому зонированию, что потребует выработки заведомо иной концепции культурного ландшафта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. "Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому - культурный ландшафт"

Так что же отличает культурные ландшафты от всех прочих, измененных хозяйственной деятельностью? Каковы их характерные черты с геоэкологической точки зрения?

Культурный ландшафт, как и другие природно-антропогенные геосистемы, включает три основные составляющие, три подсистемы: природную, социальную и производственную. Это было показано В. В. Докучаевым еще 100 лет назад в его учении о природных зонах. Названные составляющие взаимодействуют друг с другом посредством прямых и обратных вещественных, энергетических и информационных связей. Образование культурного ландшафта тогда становится возможным, когда это взаимодействие достигает полной гармонии, когда подсистемы оптимально соотносятся между собой и целым. Гармоничность культурного ландшафта определяется прежде всего антропогенным фактором, способностью и стремлением социума вести экофильное, рациональное природопользование.

Из сказанного вытекает непреложный вывод: в культурном ландшафте социальная составляющая должна обладать высокой экологической культурой. Какой бы совершенный сельскохозяйственный ландшафт ни создали мелиораторы, но если крестьянин-хлебороб не научился в нем по-настоящему культурно работать, деградация земель неизбежна. То же можно сказать о городских, рекреационных и других культурных ландшафтах, эксплуатация которых — большой не только физический, но и интеллектуальный и духовный труд.

Использование культурного ландшафта должно быть таким, чтобы он оптимально выполнял свойственные ему социально-экономические функции (ресурсовоспроизводящие, средообразующие, природоохранные и др.)- В связи с этим необходимо постоянное поддержание производственно-экологическою потенциала культурного ландшафта. В геоэкологии и социальной экологии это требование нашло отражение в законе социально-экологического равновесия. Суть его в следующем: "Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды...". У Б. Коммонера на этот счет есть меткий афоризм: "ничто не дается даром". К нему он добавляет пояснение: "...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно ... все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен". Один из главных законов земледелия так и называется — "закон возврата ". Он требует возмещения потерь плодородия возделываемых земель путем внесения органических и минеральных удобрений, восстановления структуры почвы, оптимизации ее водного и воздушного режимов и т. п.

В свою очередь, поддержание устойчивого функционирования культурного ландшафта, будь он сельскохозяйственным, городским или рекреационным, невозможно без организации постоянного контроля за его состоянием. Иными словами, непременной частью культурного ландшафта должен быть мониторинг; главная цель которого - обеспечение текущей информацией систем управления культурным ландшафтом.

В естественных условиях регуляция всех процессов осуществляется механизмами, выработанными в ходе длительной эволюции ландшафтной сферы. Биогеохимический круговорот вещества и энергии — главный фактор ее саморегуляции. В антропогенных ландшафтах не удается избежать трансформации, а нередко и полного разрушения этого круговорота. Утраченная саморегуляция замещается антропогенным управлением. Без него культурный ландшафт существовать не может. В случае прекращения или ослабления управления, ухода и охраны со стороны человека культурный ландшафт деградирует, теряя способность выполнять заданные ему социально-экономические функции. Так происходит с заброшенными пахотными землями, превращающимися в бурьянистую залежь, дичающими без должного ухода садами и парками, населенными пунктами, дорогами и мостами, лишившимися текущего и капитального ремонта, и т. п.

Различают два основных вида управления антропогенными ландшафтами: "мягкое" и "жесткое". "Мягкое" управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздействия главным образом на биоту и природные воды. Еще А. И. Воейков и В. В. Докучаев призывали окультуривать природную среду, преобразуя ее растительный покров, поверхностные и подземные воды. Эти компоненты ландшафта легче других поддаются искусственным изменениям и служат эффективными рычагами мягкого управления.

Естественная и культурная растительность и водоемы -главные элементы экологического каркаса культурных ландшафтов, цель которого - поддержание устойчивого функционирования природно-производственных геосистем. Таковы защитные лесонасаждения, массивы искусственного залужения, парки, лесопарки, озера, пруды, реки и т. п. К мягкому регулированию ландшафта относится гидромелиорация, ориентированная на оптимизацию водных режимов земель посредством осушения, орошения и обводнения. Тысячелетия функционируют оазисы, созданные на орошаемых землях в пустынных районах. Уже в эпоху бронзы существовали Самаркандский, Бухарский и Хорезмский оазисы в Узбекистане, Мургабский и Тедженский - в Туркмении. В результате искусственного осушения в цветущие сады и плантации превращены ранее заболоченные земли Колхиды, освоены под сельскохозяйственные угодья болота Полесья. Только с помощью "мягкого" регулирования (полезащитных лесонасаждений, прудов и водоемов) создан по проекту В. В. Докучаева культурный сельскохозяйственный ландшафт в Каменной степи на юге Воронежской области.

"Жесткое" ландшафтное  регулирование производится, как  правило, путем создания инженерно-технических  сооружений: гидроузлов, плотин, шлюзов, каналов, всевозможного рода защитных  сооружений в виде дамб, волноломов, водоотводов, опорных стенок, водосливных  лотков и т. п. Они способны  защищать от разрушительных природных  процессов города, поселки, железные  и шоссейные дороги, промышленные  и энергетические объекты, рекреационные  комплексы и др. Для примера  сошлемся на опыт защиты южноказахстанского  города Алматы (бывшая столица  Казахстана) от катастрофических  селей. Со дня основания в середине  XIX века город неоднократно подвергался их разрушительному воздействию. Сели сходили с гор Заилийского Алатау по долинам рек Малой Алмаатинки и Большой Алмаатинки. В 60-е годы высоко в горах, в урочище Медео была возведена грандиозная противоселевая плотина высотой около 300 м. С тех пор она не раз спасала город от катастрофических селей.

Другой пример. Вдоль черноморского побережья Кавказа от Туапсе до Сухуми тянется узкая лента железнодорожного полотна. Она зажата между горами и морем. В результате железная дорога постоянно находится под угрозой разрушения абразионными процессами со стороны моря, обвалами, оползнями, оплывинами и селями - со стороны гор. На большей части своего протяжения она "жестко" защищена множеством инженерно-технических сооружений. Среди них: железобетонные буны, волноломы, волноприбойные стенки вдоль берега моря, бетонированные водосливы, водоотводы, опорные стенки у подножья гор.

Инженерно-технические сооружения, внедряемые в ландшафт, являются в нем чужеродным образованием. Они быстро стареют, разрушаются природными процессами и сами нуждаются в постоянном уходе и охране. Экологическая и экономическая эффективность их со временем падает. Начинает работать "правило старого автомобиля", согласно которому поддержание, разрушающегося инженерно-технического сооружения обходится подчас дороже строительства нового. Помимо того, техногенные изменения среды способны вызывать неблагоприятные цепные реакции в ландшафтах, которые, к сожалению, не всегда учитываются.

Как видно, жесткое управление ландшафтом, хотя и является иногда единственно возможным, сопряжено с большими экономическими затратами и чревато зачастую неблагоприятными побочными эффектами. Прежде чем прибегать к нему, необходимо мобилизовать все резервы естественной регуляции ландшафта путем "мягкой" перестройки его структуры и функционирования. Это требование в первую очередь касается культурных ландшафтов.

Здоровая, экологически благоприятная среда обитания — еще одна характерная черта культурного ландшафта. Не может ландшафт быть культурным, если он непригоден для нормального, безопасного проживания в нем человека. Как бы ни был благоустроен городской ландшафт, но если его воздушный бассейн насыщен выхлопными газами автотранспорта, выбросами промышленных и энергетических предприятий, его невозможно отнести к культурным ландшафтам. Как бы ни было эффективно растениеводство, но если оно сопровождается накоплением ядохимикатов (пестицидов) и азотных соединений в нижних звеньях агроландшафтной катены, то этот ландшафт далек от культурного.

Особые требования предъявляются и к внешнему облику культурного ландшафта - его пейзажу. Во французской географической литературе термины "пейзаж" и "ландшафт" используются как синонимы. В отечественной науке они не идентичны. Под пейзажем в российской школе ландшафтоведения подразумевается внешний облик ландшафта, воспринимаемый визуально с определенной точки обзора. Восприятие культурного ландшафта должно удовлетворять высоким эстетическим требованиям. Проще говоря, культурный ландшафт должен быть красив. В древнегреческой натурфилософии как бесспорная истина признавалось: красивое есть полезное (Сократ). Эта простая оценка красоты апробирована временем.

Польза эстетичного ландшафта заключается не только в поддержании физического и духовного здоровья его обитателей, но и в воспитательном потенциале. Красивый ландшафт способен растить экологически и этически совершенного человека. Видно, неслучайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Напротив, изуродованный производством ландшафт духовно растлевает своих обитателей.

Итак, главные особенности культурного ландшафта с геоэкологической позиции выражаются в следующем: а) гармонизация природной, социальной и производственной подсистем; б) оптимальное и устойчивое функционирование; в) минимизация деструктивных процессов; г) здоровая среда обитания; д) наличие постоянного мониторинга; е) антропогенная регуляция, охрана и уход; ж) высокое художественное достоинство пейзажного облика

 

 

 

Список литературы

1. В рекомендациях и рисунках использованы материалы кн.: Пойкер X. Культурный ландшафт: формирование и уход. М., 1987

2. Казаков Л. К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Казаков. — 2-е изд., испр.-М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 336 с

3 Статья Ю.А.Веденина и М.Е.Кулешовой "Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия", опубликованной в журнале "Известия АН. Серия географическая, 2001, № 1, с.7-14"

4.Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М., 1991. – 366с.

5. Николаев В. А. Ландшафтоведение. Семинарские и практические занятия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 94 с

6.ВладимирКаганский Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии. Литература:

  1. Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та. 1998. – 476 с.

  1. Калуцков В.Н., Иванова А.А., Давыдова Ю.А. и др. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье и Поморье.- М.: Изд-во ФБМК, 1998- 136 с.

Информация о работе Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии