Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Ландшафтоведение – раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы – ландшафты как части географической оболочки Земли. Слово «ландшафт» (нем. Landschaft) немецкого происхождения, означает вид местности, ограниченный ее участок. Закрепившись как термин в географии в конце XIX начале XX в, он приобрел определенный научный смысл и дал название одному из ее направлений ландшафтоведению. Объектом изучения ландшафтоведения является географическая оболочка; предметом ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Ландшафт …………………………………………………………….5
1.1 Культурный ландшафт……………………………………………………8
1.2 Требования для культурного ландшафта……………………………..10
Глава 2 Типология Культурных ландшафтов…………………………….12
Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии……………………………………………………………………….18
3.1 Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта……………………………………………………………………...18
3.2 Культурный ландшафт – природно-культурное наследие…………..21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список Литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Ландшафтоведению.docx

— 650.09 Кб (Скачать файл)

1.В традициях русской географической науки оно означает "хороший" антропогенный ландшафт, изменённый человеком по определённой программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

2.Второе определение характеризует культурный ландшафт как некую местность, которая в течение длительного исторического периода была местом обитания определённой группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.

3.В третьем случае под культурным ландшафтом понимают ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Типология культурных ландшафтов

В настоящее время существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов:

1.По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты)

2.По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т.д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие процессы и действия, необходимые для поддержания их в "рабочем" состоянии.

3.По типу культуры (ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горнозаводские, военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным "почерком" освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).

4.По природным характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт - это результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.). Как правило, выбираются те характеристики, которые наиболее весомы в процессе созидания культурного ландшафта.

В документах ЮНЕСКО для оценки культурных ландшафтов применяется типология культурных ландшафтов, основанная на таких классификационных признаках, как степень культурных преобразований и жизнеспособность ландшафта. Согласно ей существует три основные категории культурных ландшафтов:

1.Целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты. К данной категории прежде всего относятся объекты ландшафтной архитектуры - парки и сады. Они создаются по замыслу художника и их характерной особенностью является определённая планировочная композиция. В своём развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятельности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами. Различают три субкатегории целенаправленно созданных ландшафтов:

1.1 Ископаемые - как правило, хранят в себе памятники археологического  или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних  городов, курганные комплексы, оазисы  древних или сменивших географический  ареал культурных общностей, сформировавших  облик ландшафта, но безвозвратно  ушедших или утративших функции  носителя культурной традиции. Например Мучу –Пикчу.

Рис 1 Мачу-Пикчу

1.2 Реликтовые - в России это усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты.

Рис 2 Петергоф г. Санкт-Петербург

1.2 Развивающиеся - ландшафты, продолжающие своё существование благодаря деятельности человека, направленной на восстановление, сохранение и развитие его объектов и функций.

2. Естественно сформировавшиеся ландшафты. В ландшафтах такого типа природные процессы в результате длительных, целенаправленных воздействий претерпевают определённые изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Примером могут служить многие сельские и исторические индустриальные ландшафты. Такие ландшафты чаще всего формируются благодаря аборигенным (туземным) экофильным экстенсивным культурам, находящимся в гармонии с окружающей их природой и идентифицирующим свой мир как часть природы. Различают три субкатегории ландшафтов:

2.1 Ископаемые - археологические ландшафты, хранящие в себе свидетельства истории, выявленные путём раскопок, и являющиеся в настоящее время экспозиционным пространством своеобразного "музея под открытым небом", т.е. вырванным из активной социально-экономической жизни.

2.2 Реликтовые - в отличие от ископаемых такие ландшафты продолжают жить и развиваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом. В основном это "угасающие" ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий.

Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей.

Рис 2. Озеро Байкал

2.3 Развивающиеся - такие ландшафты могут быть связаны с географически детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племён, северных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, и его сохранение - важнейшее условие их существования.

3. Ассоциативные ландшафты. К этой категории относятся ландшафты с сильными религиозными, художественными и культурными ассоциациями, а также чисто природные ландшафты без каких-либо материальных объектов культурного наследия - мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашедшие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты. Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д. При этом культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры. В целом же, для более полной характеристики ландшафта лучше проводить его типологию по нескольким классификационным признакам. Благодаря этому повысится

Уровень систематизации ландшафтного наследия и наметятся новые пути решения задач по управлению ландшафтами.

Рис Парк Версаль (Париж)

 

 

 

 

Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии.

Культурный ландшафт за последние десятилетия стал предметом повышенного интереса, особенно в России. Привлекает значительное внимание и само понятие «культурный ландшафт». Оно никогда не принадлежало всецело какой-либо одной области знания или деятельности, но культурный ландшафт как таковой исследуется, осмысливается и представляется в основном географией (понимаемой широко). Один из ведущих лейтмотивов всей географии – именно ландшафт. Статья представляет обзор основных концепций культурного ландшафта в российской географии, краткий и безоценочный. Рассматриваются научно-секулярные интерпретации ландшафта, хотя сакральный аспект - важный атрибут ландшафта. Я ограничился лишь теми областями отечественной географии, где актуальны понятие и сюжет ландшафта, хотя есть области к ним близкие, но обходящиеся без понятия ландшафта.

Культурный ландшафт - феномен и предмет (как научный, так и культурный), который заведомо дан как семейство концепций, и ни одна из них на универсальность и монополизм не может претендовать.

Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта

В этой парадигме – почти сложившейся и самой распространенной в изучении культурного ландшафта - он понимается и исследуется как природный ландшафт, измененный человеческой деятельностью и дополненный ее артефактами. Культурный ландшафт здесь совершенно не отличен от антропогенного ландшафта. Представление о природном ландшафте – базовое, исходное и очень развернутое, а вот человеческая деятельность трактуется обычно нерасчлененно и неполно, лишь как внешний источник телесных, физико-химио-биологических воздействий на природный ландшафт; он мыслится исходным во всех отношениях – логически, исторически, методологически, хотя и не является таковым ни в каком из отношений. Иначе говоря, культурный ландшафт - это такой природный ландшафт, на который воздействовал еще один природный фактор – деятельность человека.

На такой основе активно ведется изучение антропогенной трансформации природного ландшафта, как спонтанной, так и сугубо целенаправленной. Культурный ландшафт понимается здесь только как антропогенно трансформированный природный ландшафт, причем нынешнее состояние ландшафта в максимально возможной степени должно объясняться именно изменением природных угодий как таковых – утрата или восстановление лесов, заболачивание или осушение, замена растительности (это сельское хозяйство) и т.д. и т.п.

Изменение ландшафта под воздействием человеческой деятельности трактуется как динамика природных состояний; человеческая деятельность практически не выводит ландшафт из этого ряда. Важная проблема - сама мера трансформации и диагностика антропогенного ландшафта по мере трансформации, ведь разные компоненты ландшафта меняются в разной мере: человек мало изменил рельеф Невской дельты или долины средней Москвы-реки, но растительность сменена почти целиком [6]. В примечательной книге Г.А. Исаченко [1] весь наблюдаемый ландшафт Северо-Запада России именно так досконально описан и объяснен, но вот Петербурга в этой картине просто нет (белое пятно на карте), поскольку его культурный ландшафт подобному объяснению явно не поддается.

Направление складывается исключительно как продолжение (экспансия) природного ландшафтоведения, целиком пребывает в его кадровых, методологических и институциональных рамках; оно игнорирует то, что уже известно о закономерностях собственно культурных компонентов ландшафта и их динамики.

Культурный ландшафт – элементы культуры на природной основе

Следующей группой подходов является представление, согласно которому культурный ландшафт сохраняет и наследует природную основу. Антропогенные, или культурные элементы в этом подходе «тактично» дополняют природную основу, и что не менее важно, в целом следуют закономерности природных элементов. Традиционный сельский ландшафт именно таков.

В центре описанного в предыдущем разделе подхода было понимание культурного ландшафта как продолжения природного ландшафта; здесь культурный ландшафт - наложение отдельных высоко-статусных элементов культуры на сплошную природную основу. Например, рассматривается собственно культурная география ландшафта. Тот подход сплошно охватывал территорию – этот избирательно; там исходным был природный компонент – здесь культурный. В этом подходе исследуются, в частности, исторические и городские ландшафты. Ряд интересных работ целой группы ученых - В.Н.Калуцков, Т.М.Красовская и др. также рассматривает культурный ландшафт как такого рода наложение сети культурных объектов на сплошную природную основу [2, 4]. В понятии культурного ландшафта здесь акцентируется смысл, вносимый культурными элементами в природный ландшафт, в частности, сакрализация природных элементов. Наложением культурно-реликтовых элементов (в частности, говоры) на природную основу являются и попытки «районирования» культурного ландшафта России. Это суммативистский подход, когда к природному ландшафту добавляется еще один компонент, территориально не сплошной, но зато самый важный. Культурная география, новое направление, – также работает с представлением о культурном ландшафте или близкими содержаниями; близок культурный регионализм и исследования геокультурного пространства [5, 7].

Следующий подход можно считать разновидностью только что описанного, но в силу специфики задач и развитости он характеризуется отдельно и более подробно.

 

 

 

Культурный ландшафт – природно-культурное наследие

В Культурном ландшафте принципиально изолированных мест в ландшафте нет. В этом и состоит важнейшая специфика ландшафта. Совершенно объективно все более важные и признанные на всех уровнях, включая международный [8], задачи сохранения природного и культурного наследия потребовали работы с ландшафтом, в том числе и особенно с культурным. В нашей стране эти работы наиболее активно идут в Институте природного и культурного наследия [3]. Здесь я выделю главные особенности связки «ландшафт – проблема наследия»:

  • совершенно определенная, конкретная, социально-культурная практическая проблема требует разработки особой концепции культурного ландшафта,

Информация о работе Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии