Учение И.П. Павлова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

25.09.1849 - родился Иван Петрович Павлов - выдающийся отечественный ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, И.П.Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подход к исследованию поведения животных существ

Содержание

1. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Классификации и характеристика типов ВНД……………………………………….2
2. Изменения ВНД в подростковом возрасте……………………………………………4
3. Влияние генотипа и среды на формирование типа ВНД…………………………….8
4. Заключение………………………………………………………………………..…….10
5. Список используемой литературы……………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Вторая часть психофизиологии.docx

— 26.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Классификации и характеристика типов ВНД……………………………………….2
  2. Изменения ВНД в подростковом возрасте……………………………………………4
  3. Влияние генотипа и среды на формирование типа ВНД…………………………….8
  4. Заключение………………………………………………………………………..…….10
  5. Список используемой литературы……………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учение  И.П. Павлова о типах высшей нервной  деятельности (ВНД). Классификация и  характеристика типов ВНД.

25.09.1849 - родился Иван Петрович  Павлов - выдающийся отечественный  ученый-физиолог, лауреат Нобелевской  премии (1904). Начав с изучения кровообращения  и пищеварения, И.П.Павлов перешел  к исследованию поведения целостного  организма в единстве внешних  и внутренних проявлений, во взаимоотношениях  с окружающей средой. Работы Павлова  произвели коренные преобразования  в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный  подход к исследованию поведения  животных существ. В классическом  учении И.П. Павлова все типы  темперамента соотносятся с определенными  параметрами функционирования центральной  нервной системы. Индивидуально-психологические  особенности человека, согласно  этому учению, закономерно связаны  со специфическими аспектами  условно-рефлекторной деятельности, такими как скорость и точность  образования условных рефлексов,  а также характер их угасания. Определяя влияние нервной системы  на динамические особенности  поведения индивида, Павлов выделяет:

Три основных свойства нервной системы:

  • силу возбуждения и торможения.

Процесс возбуждения - свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани  на раздражение, процесс переноса информации о свойствах поступающих извне  раздражений.

Процесс торможения - активный, неразрывно связанный  с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных  центров или рабочих органов.

  • их уравновешенность (процессы возбуждения и торможения антогонисты; если один какой-то процесс преобладает, то имеет место неуравновешенность, а иначе, наоборот, уравновешенность) и
  • подвижность;

Четыре типичных сочетания этих свойств, лежащие в основе четырех типов высшей нервной деятельности:

  • сильный - уравновешенный - подвижный; процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
  • сильный - уравновешенный - инертный; сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
  • сильный - неуравновешенный; отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
  • слабый; представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

 

Этим  четырем типам и соответствуют  известные со времен Галена типы темперамента, которые Павлов обозначил так:

  • «живой» (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы, соответствует сангвинику);
  • «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует флегматику);
  • «безудержный» (сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы, соответствует холерику);
  • «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы, соответствует меланхолику).

 

 

 

Изменения ВНД в подростковом возрасте.

Рассмотрим изменения типов  ВНД у подростков, так как этот период имеет особое значение. Это  время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается  и на свойствах высшей нервной  деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется  прирост подвижности нервных  процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а  вместе с тем и второй сигнальной системы. Образно этот период можно  было бы назвать «горным ущельем». Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с  родителями и педагогами.

Положение подростка, как правило, усугубляется все более усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, прежде всего школы. К сожалению, сегодня далеко не каждый педагог  учитывает в своей работе функциональные возможности детей, отсюда и те трудности, которые возникают у педагога и большинства родителей в  их общении с подростками. Только правильный здоровый режим, спокойная  обстановка, твердая программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелательность и понимание со стороны взрослых являются основными условиями для  того, чтобы переходный период прошел без развития функциональных расстройств  и связанных с ним осложнений в жизни ребенка. Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным  морфофункциональным созреванием  всех физиологических систем человеческого  тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции  психической деятельности и физиологических  функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы. Все свойства основных нервных процессов  достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия  для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.

Изменение высшей нервной  деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов.

Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное приспособление к  действию факторов окружающей среды, поэтому  те или иные влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности. 
В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясь патологическими.

Изменение высшей нервной  деятельности у детей и подростков в процессе учебных занятий.

Учебные занятия требуют напряженной  работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела —  коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые  связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. 
Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

Важно отметить, что включение в  учебные занятия уроков труда  и физкультуры сопровождается в  конце учебного дня менее выраженными  изменениями высшей нервной деятельности.

Изменения высшей нервной  деятельности при действии фармакологических  препаратов и химических веществ.

Различные химические вещества, меняя  функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований  головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого  и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. 
Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. 
Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них является нежелательным.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и  подростков оказывает никотин. В  малых дозах он угнетает тормозной  процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и  процессы возбуждения. У человека в  результате длительного курения  нарушается нормальное соотношение  между процессами возбуждения и  торможения и значительно снижается  работоспособность корковых клеток. Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей  и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет  много общего, обычно первая фаза характеризуется  ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать  возбуждение. Это характеризуется  повышением настроения и кратковременным  увеличением работоспособности. Затем  возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению  тяжелого наркотического сна.

Патологические изменения  высшей нервной деятельности у детей  и подростков.

К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как  с органическими структурными повреждениями  нервных клеток, так и с функциональными  расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные. Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить появление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка, и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений. В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают четыре основных форм неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию, психастению. Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

Вывод.

Таким образом, для нормального  развития детей и подростков на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решить эту первостепенную задачу возможно только при тесном содружестве специалистов разных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков и гигиенистов.

 

 

Влияние генотипа и среды  на формирование типа ВНД.

Индивидуальные особенности ВНД  формируются в течение всей жизни  индивида, в непрерывном взаимодействии генотипической основы и факторов внешней  среды (в т. ч. социальных воздействий).  Особую роль, следовательно, в формировании личностных и психопатологических  признаков  играет индивидуальная, «уникальная» среда, обеспечивающая их «культурно-историческое развитие». Ранее  показано, что аномалии характера  часто обусловлены действием  пренатальных, натальных, ранних постанатальных вредностей и специфическими условиями воспитания . Т.о, психологические характеристики «не закодированы в генетической программе в их конкретном выражении», а есть результат «траектории» развития, подчиняющегося   закономерностям гено-средового взаимодействия. Вклад генопипа в формирование типа ВНД более существенен в возрасте человека 4-9 лет, максимум влияния оказывает в возрастной период 13-15 лет. Факторы внешней среды оказывают значительное влияние в возрасте 16-21 год, наиболее существенные в 19-21 год.

Исследование роли генотипических детерминант в формировании характеристик  психофизиологического уровня в  структуре индивидуальности представляет собой существенный аспект возрастной психогенетики, поскольку психофизиологический уровень индивидуальности является звеном, связующим индивидуальный геном и индивидуальные особенности психики человека. Отсюда вытекает и стратегия исследований, а именно: подход к изучению детерминант индивидуальных особенностей психики через оценку роли генотипа в межиндивидуальной изменчивости существенных в этом плане психофизиологических признаков.

В психогенетике имеется немало экспериментальных фактов, показывающих, что, когда в процессе развития обнаруживаются изменения в степени генотипической обусловленности индивидуальных особенностей, они часто идут в сторону ее увеличения, а не уменьшения. Примером могут быть возрастные изменения темперамента. Так, в процессе развития происходит обособление характеристик, входящих в синдром общей активности (формальнодинамических особенностей двигательной сферы, общительности и познавательной активности), уменьшаются связи между ними, выделяются относительно независимые характеристики внутри каждой из этих составляющих. Однако, начиная с дошкольного возраста, индивидуальные различия некоторых из этих характеристик, прежде всего относящихся к общительности, постоянно обнаруживают связь с генотипом, и роль генотипа в их регуляции не уменьшается.

Информация о работе Учение И.П. Павлова