Сущность общения в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально - психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word (4).docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

Сущность общения  в сестринском деле

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально - психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание. В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функции, формы, стороны, барьеры.

Содержание  общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение: 
- материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов; 
- когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов); 
- деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по самообследованию молочной железы); 
- кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в 
определенное физическое или психическое состояние и тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настрое-ние хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать); 
- мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции пораженной конечности). 

 

Цель  общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения 
многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и др. По целям общение делится на: 
1) биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма (например, обсуждение системы рационального питания или информация об употреблении необходимого количества жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей; 
2) социальное — направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами (например, формирование отношений между медицинским работником и пациентом, между медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).

Средства  общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. К терапевтическим средствам общения относятся: 
- пристальное внимание; 
- терапевтическое прикосновение; 
- контакт глаз. 
К нетерапевтическим средствам общения относят: 
- избирательное или невнимательное выслушивание; 
- констатация заключения; 
- безличное отношение; 
- неоправданное доверие; 
- утаивание информации; 
- фальшивое успокаивание; 
- морализаторство; 
- критика, угрозы.

Существуют различные  виды общения в сестринском деле, основными из которых являются: 
- личностное — сосредоточенное вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека (например, обсуждение с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни); 
- инструментальное — не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса 
общения (например, в силу своих профессиональных обязанностей медицинской сестре иногда приходится общаться с родственниками пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует - это оформление наследства); 
- целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская сестра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего повышения квалификации в текущем году); 
- деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их 
внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с подчиненными необходимость и эффективность внедрения сестринских технологий в профессиональную деятельность).

Функции общения определяются в соответствии с его содержанием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают следующие функции общения: 
- инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия; 
- интегративная — является средством объединения людей; 
- самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; 
- трансляционная — передает конкретные способы деятельности, оценки и т.д.; 
- экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний; 
- социального контроля — регламентация поведения и деятельности; 
- социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при  помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда  информация лично передается от медицинской 
сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посещения школы молодых мам супругу беременной женщины). 
 
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища 
и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное общение рассматривается как неполный психологический контакт при 
помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).

Массовое общение  подразумевает множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама  минеральной воды).

Межличностное общение  связано с непосредственными  контактами людей в группах, постоянных по составу участников (врач — медицинская  сестра — пациент — родственники). Оно подразумевает известную  психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Выделяют три типа межличностного общения. 
1. Императивное общение — авторитарная, директивная форма 
воздействия на собеседника с целью достижения контроля над 
его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным 
действиям или решениям (например, использование 
внутри Л ПУ указаний, приказов, требований, распоряжений, касающихся 
организации сестринской деятельности). Особенностью 
императивного общения является то, что конечная цель общения — 
принуждение человека — не завуалирована. 
2. Манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера 
по общению с целью достижения своих скрытых намерений, 
а также обретение контроля над поведением и мыслями другого 
человека. 
Собеседника не информируют об истинных целях общения: их 
либо просто скрывают, либо подменяют другими (например, при 
работе с тяжелобольным или трудноуправляемым пациентом допускается 
некоторое утаивание информации или ее интерпретация 
с целью более быстрого получения результатов по улучшению 
состояния здоровья). Но необходимо понимать, что манипулятивное 
отношение к другому человеку приводит к разрушению 
доверительных связей между людьми. 
3. Диалогическое общение позволяет перейти от фиксированной 
на себе установки к установке на собеседника (например, 
медицинская сестра обсуждает с пациентом его самочувствие после 
посещения барокамеры). Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих правил 
взаимоотношений: 
1) психологический настрой на состояние собеседника и собственное психологическое состояние — общение по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые собеседники испытывают в данный момент; 
2) безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям; 
3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение; 
4) содержанием общения должны являться не прописные истины, а проблемы и нерешенные вопросы; 
5) персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, представление своих собственных чувств и желаний. 
Способность к такому общению — величайшее благо для человека, так как оно по мнению специалистов обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.

Структура общения  в сестринском деле

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (например, беседа палатной медицинской сестры с пациентом по поводу того, каким должен быть его образ жизни в период реабилитации в домашних условиях).

2. Интерактивная сторона общения (от англ. interaction — взаимодействие) заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение медицинской сестрой и пациентом, перенесшим инсульт, взаимных обучающих действий в процессе становления его эффективной жизнедеятельности).

3. Перцептивная сторона общения — это процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением определенных межличностных отношений (например, 
акушерка убеждает молодую супружескую пару, готовящихся стать родителями, в необходимости соблюдать здоровый образ жизни).

Также в  общении выделяют пять звеньев:

1. Отправитель  информации, т.е. человек, начинающий  общение. 
2. Само общение, т.е. передаваемая вербальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация. 
3. Используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.). 
4. Получатель информации, т.е. партнер по общению, или собеседник. 
5. Факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации, т.е. обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного 
общения между людьми.

Кроме того, специфика межличностной коммуникации раскрывается в таких процессах, как обратная связь, наличие коммуникативных  барьеров, феномен коммуникативною влияния, существование различных уровней передачи информации. 
Необходимо отметить, что в процессе общения лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а лицо, получающее эту информацию, — реципиентом. 
По оценке специалистов только 7% информации передается словами, 38 определяется тем, как эти слова произносятся, а 55 % — 

 

Уровни общения  в сестринском деле

Различают несколько уровней общения (А. К. Хетагурова, 2003).

1. Общение на уровне контакта «масок». Это уровень формального 
общения, при котором у собеседника отсутствует потребность и 
стремление к глубокому пониманию партнера по общению. В процессе такого общения используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участия, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п. (например, сбор паспортных данных у пациента). 
Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор 
жестов, мимики, слов, интонаций, пошоляющих человеку, 
во-первых, скрыть свое истинное отношение к собеседнику, во- 
вторых, защититься от нежелательного вторжения других в" свой 
внутренний мир, в-третьих, при необходимости сгладить «острые 
углы» в отношениях.

2. Примитивный уровень общения. На данном уровне общения 
другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, 
полезности или бесполезности и т.п. При нужности и полезности 
с человеком вступают в контакт, при ненужности — не 
вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению 
какой-либо цели. В данном случае человек фактически используется 
как вещь, так как после получения желаемого результата 
интерес к нему, как правило, быстро исчезает. При общении с 
пациентом данный вариант недопустим.

3. Манипулятивный уровень общения. Данный уровень общения 
близок к примитивному, так как также предполагает лишь получение 
какой-либо выгоды от собеседника, но при этом истинная цель 
всячески от него скрывается. При манипулятивном общении активно 
используются самые разнообразные способы психологического 
воздействия на человека и управления им, такие как 
лесть, проявление расположенности, покровительства, запугивание, 
неявный шантаж, «пускание пыли в глаза», обман и др. Данный 
уровень общения также недопустим в медицинской практике.

4. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения 
каждый участник действует строго в соответствии со своей 
социальной ролью и положением. Индивидуальные личностные 
качества человека, его внутренний мир, проблемы фактически не 
учитываются. В медицинской практике такой уровень допустим в 
редких случаях — экстремальных ситуациях, когда пациенту необходимо оказать неотложную помощь.

5. Светский уровень общения. Для этого уровня общения характерны 
поверхностность и беспредметность. Люди при светском 
уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, 
знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми 
правилами данного общества. В редких случаях такой уровень 
допустим при общении с коллегами и пациентами.

6. Деловой (профессиональный) уровень общения. Деловое общение 
возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата. 
При этом учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела и само действие оказываются гораздо важнее, чем личные (межличностные) отношения. Даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный уровень общения сближает людей и сплачивает коллектив, он желателен в рабочей обстановке (например, процесс внедрения новых сестринских технологий в деятельность ЛПУ).

7. Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения 
характерен, как правило, для творческих групп и коллективов, 
т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой деятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также 
продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.

Информация о работе Сущность общения в сестринском деле