Психодиагностические методы по профотбору.Методы оценки функциональных состояний человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время сложилась концепция комплексной психодиагностики, организация которой заключается в обследовании испытуемых с помощью определённого комплекса психодиагностических методик. В результате мы получаем целостный «психологический портрет» конкретного человека на основе упорядочения данных, полученных в результате психодиагностического и специального психофизиологического обследования. В дальнейшем происходит сравнение полученных характеристик с заранее заданной моделью специалиста (отраженной в профессиограмме) и определяется его профессиональная пригодность.

Содержание

1.Психодиагностические методы по профотбору.
2.Методы оценки функциональных состояний человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы:

1.Психодиагностические методы  по профотбору.

2.Методы оценки функциональных  состояний человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психодиагностические методы по профотбору.

В настоящее время сложилась  концепция комплексной психодиагностики, организация которой заключается  в обследовании испытуемых с помощью  определённого комплекса психодиагностических методик. В результате мы получаем целостный  «психологический портрет» конкретного  человека на основе упорядочения данных, полученных в результате психодиагностического и специального психофизиологического обследования. В дальнейшем происходит сравнение полученных характеристик с заранее заданной моделью специалиста (отраженной в профессиограмме) и определяется его профессиональная пригодность.                                                                     Для составления полной картины на обследуемого собирают три классических, принятых в современной психодиагностике, типа данных по интересующей нас характеристике:

1.L-данные (life-жизнь) – данные, которые получаются путём

регистрации любых психических  проявлений в жизни конкретного  человека. Сбор данных этого типа осуществляется путём наблюдения за обследуемым в момент тестирования, а также при помощи биографического метода.

            2.Q-данные (question – вопрос) – данные, получаемые с помощью опросников и других методов самооценок. Основным недостатком формирования данных 2-го типа являются искажения, связанные с мотивацией испытуемых. Мотивация обследуемых может явиться источником искажения ответов в сторону социальной желательности либо в сторону подчёркивания своих дефектов. Подобная установка может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Также искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемого, отсутствием у него навыков самонаблюдения. Интерпретация подобных данных проводится наиболее тщательно и осторожно с учётом характеристик данных 1-го и 3-го типов.

             3.Т-данные (test-тест) – данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях. В большинстве случаев обследуемый не знает, на оценку какой характеристики направлен тот или иной тест. Объективность полученных данных достигается в основном за счёт строгой формализации процедуры получения тестовых оценок. Широкое внедрение нашло применение проективных методик, позволяющих понимать, глубинны механизмы проявления психики обследуемого.

             Рассмотрим специфику L-данные, определяемую спецификой профессиональной подготовки. Как правило, в распоряжении организаторов подготовки имеются: личное дело обследуемого, в котором содержатся подробная характеристика с прежнего места работы, аттестация, отчёты о результатах наблюдения и проведенных обследований, некоторые биографические данные. При отборе и подготовке специалистов в профессиональном училище этого может было бы и достаточно. В случае подбора узких специалистов (или специалистов на редкие специальности) подобная практика себя не оправдывает. С ложность и ответственность отбора и подготовки такого специалиста требует более детального рассмотрения всей биографии кандидата, которая могла сказаться на формировании его ПВК. Здесь широкое применение получил биографический метод, в связи с влиянием биографии при психопрогностики развития личности.

              И это обусловлено рядом причин: во-первых, биография включает в  себя социально-демографические  характеристики личности, которые  характеризуют её глубинную сущность. Во-вторых, в биографии как бы  кристаллизуются, оседают основные  результаты деятельности личности. В то же время результат  деятельности и характер её  протекания являются главным,  определяющим критерием оценки  личности. В-третьих, по биографии можно судить о факторах, условиях, в которых формировалась личность, выявить достигнутый уровень в развитии личности, результат условий её окружающих. Анализ биографии позволяет проанализировать интенсивность устремлений личности. Направленность этих устремлений, её способность преодолевать те или иные трудности и др.

              Специфика получения Q-данных предполагает предельную откровенность испытуемого. Для личностей, которые намерены стать специалистами или уже ими являются, характерно стремление произвести положительное впечатление вплоть до социальной диссимуляции (диссимулятивная стратегия выявляется, в частности, по тексту MMPI). Поэтому Q-данные не получили широкого распространения при психологической оценке профессиональной пригодности. Исключение составляет, когда под безличностный опросник маскируется тест, например, измерения степени удовлетворения потребностей по Ф. Маслоу.

               Сбор Т-данных происходит с  использований классических методик  психодиагностики. Для психологической  оценки профессиональной пригодности  подбирается батарея тестов, которая  бы отражала все необходимые  качества специалиста, прописанные  в психограмме. Тесты, опросники  могут быть подразделены на  несколько видов.

  1. Опросники черт личности (MMPI, 16 PF).
  2. Опросники типологические – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности (Шмишек, Ленгард, сематический дифференциал (СД), Тест Люшера Тест "Розенцвейга ").
  3. Опросники мотивов – группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности или профессиональных предпочтений. (ДДО Е.А. Климова,  др.).
  4. Опросники интересов – группа опросников, предназначенных для измерения общих и профессиональных интересов (Маслоу. Йовайши. Смекалы-Кучера и др.).
  5. Опросники ценностей – группа опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. Факторы, которые являются определяющими при выборе россиянином прфессии и места работы, приведены на рисунке 2.
 

Доход

 

Контакты с людьми

 

Полезность для общества

 

Возможность самореализации

 

Социальные гарантии

 

Профессиональный рост

 

Близость места работы к дому

 

Гибкий график работы

 

Самостоятельность принимаемых  решений


 

                         Рис. 2. Рейтинг трудовых ценностей

  1. Опросники установок. При изучении установок личности на выбор профессии важно учитывать как объективные, так и субъективные факторы (табл. 2).

Факторы, влияющие на выбор профессии

    Субъективные факторы

                 Объективные факторы

         Личные

          Социальные

Интересы: познавательный, профессиональный, интерес к профессии; склонности

Способности; уровень подготовки (успеваемости); состояние здоровья; информированность  о мире профессий

Социальное окружение; домашние условия; образовательный уровень  родителей


Тест СМИЛ (модифицированный вариант теста MMPI) может применяться

Для изучения личностных свойств  и степени адаптированности обследуемого к социальной среде. Автоматизированный способ обработки полученных данных позволяет максимально исключить  зависимость получаемых данных от личностных особенностей и опыта психолога.

   Комплексные методики  являются наименее трудоёмкими,  адекватно отвечающими избранным  исходным критериям, позволяющими  применять повторное обследование.

   Для исследования  конкретного кандидата порой  приходится видоизменять состав тестов в диагностической батарее. Это определяется, прежде всего, целеполагающей задачей, а также интеллектуальным уровнем испытуемого, его психическим состоянием и отношением к процессу тестирования.

   Заключение составляется после детального анализа полученных данных и включает в себя следующие разделы.

   1.Интеллектуальные  способности (IQ,структура интеллекта общая обучаемость ).

   2.Психика (особенности  психического здоровья, стрессоустойчивость).

   3.Основы особенности  характера (волевые качества, отношение к себе и окружающим, коммуникативные способности, лидерские качества, способности к адаптации).

   4.Поведенческие особенности  (том числе и анализ неадекватных  реакций, отклоняющегося поведения).

   5.Ценностно-мотивационная  ориентация.

   Таким образом,  в основу диагностики профессиональных  способностей положено установление  степени соответствия психологических  качеств требованиям конкретной  деятельности; без диагностики уровня  развития общих и специальных  способностей, степени сформированности  различных качеств личности нельзя  дать обоснованные рекомендации  по уровню профессиональной пригодности;  батарея методов обследования  должна выявлять качества профессиональной  предрасположенности на основе  профессиограммы и психограммы  специалиста.

Методики для  профотбора и профориентации

1.Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

Впервые понятия  «первая сигнальная система » и «вторая сигнальная система » были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности. У животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители – зрительные, слуховые, тактильные и т.д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно - рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. 

Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И.П. Павлов отнёс ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения. Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальной систем. На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя » дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников » отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей » характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Таким образом, люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями. Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов. В целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Её развитие привело к возникновению языка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов. На основе этих теоретических положений был разработан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.

Информация о работе Психодиагностические методы по профотбору.Методы оценки функциональных состояний человека