Биотехнология получения аминокислот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 07:34, курсовая работа

Техническая микробиология не только быстро развивающаяся в настоящее время наука, но и наука, имеющая большое будущее. Ее достижения вносят вклад в решение очень важных социальных проблем, обусловленных истощением топливных, кормовых, пищевых ресурсов, происходящих на фоне быстрого роста населения на земном шаре. При участии промышленной микробиологии возможна частичная компенсация дефицита указанных продуктов на нашей планете. Она призвана участ¬вовать в очистке и охране окружающей среды от всевозможных загрязнений, создающих угрозу жизни.

Введение ………………………………………………………….... 3
Глава 1.Образование и получение аминокислот ……………….7
Глава 2. Микробиологический синтез. Получение аминокислот методом прямой ферментации. Использование диких штаммов ………… 11
2.1. Технология получения L-глутаминовой кислоты микробиологическим синтезом ……………………………………… 17
2.1.1. Одноступенчатый способ получения. ……………………. 20
2.1.2. Двухступенчатый способ получения. .…………………….. 25
Заключение …………………………………………………………... 30
Список литературы ………………………………………………….. 32

Аминокислоты.doc

Исключительно микробиологическим синтезом получают аминокислоту — глутаминовую, которая используется в виде мононатриевой соли (МНГ) в качестве вкусовой добавки. Так, только в США в качестве вкусовых добавок ежегодно потребляется 30 000 т МНГ.

Важной особенностью глутаминовой кислоты является способность служить защитным фактором при различных отравлениях печени и почек, усиливать фармакологическое действие одних и ослаблять токсичность других лечебных средств. Глутамат натрия способствует длительному сохранению вкусовых качеств консервированных продуктов. Это определило широкое использование глутамата натрия в консервной промышленности при консервировании овощей, рыбы. Он повышает деятельность пищеварительных желез.

Ведущее место в производстве глутамата занимают Япония и США. Япония обладает практически всеми патентами, описывающими производство 20 аминокислот, получаемых в основном с помощью микробной ферментации.

При сравнительной оценке разных способов производства глутаминовой кислоты наиболее перспективным является микробиологический синтез. Впервые о возможности получения L-глутаминовой кислоты непосредственно из углеводов с помощью микроорганизмов методом глубинного культивирования стало известно из работ японских ученых Киноситы, Асаи и других в 1957 г.

Способность аккумулировать в среде для культивирования аминокислоты обнаружена у многих микроорганизмов. Они относятся к разным таксономическим группам. Среди культур, являющихся потенциальными продуцентами глутаминовой кислоты, обнаружено 20% бактерий, 30% стрептомицетов, 30% дрожжей, 10% микроскопических грибов. Строгой корреляции между видовой принадлежностью организма и его способностью накапливать аминокислоты нет. Важным требованием к продуцентам аминокислот является способность продуцировать преимущественно одну аминокислоту.

Первыми продуцентами глутаминовой аминокислоты были микрококк Micrococcus glutamicus и коринебактерии Corynebacterium glutamicus. Оба продуцента получены в результате обработки ультрафиолетовыми лучами, являются ауксотрофами и нуждаются в биотине и интенсивной аэрации. Эти штаммы накапливают до 30 мг/мл глутаминовой кислоты.

Наиболее перспективными в промышленности аминокислот есть и будут ауксотрофы. Самыми распространенными продуцентами являются бактериальные культуры, относящиеся к родам Вгеvibacterium, Micrococcus, Microbacterium, Corynebacterium, Arthrobacter. Это грамположительные бактерии, палочковидные, неподвижные, не спорообразующие. Отличительной особенностью бактерий-продуцентов является их обязательная потребность в биотине либо в биотине и тиамине. Аминокислоты секретируются в среду. Продуцентами глутаминовой кислоты являются бактерии, которые синтезируют глутаминовую кислоту с выходом не меньше 40% от исходного сахара или другого сырья.

Сырьем для производства глутаминовой кислоты, кроме углеводов, могут быть различные углеводороды, начиная от природных метана и этана и кончая н-парафинами или ароматическими соединениями (бензиловый спирт, пирокатехин и пр.). Могут быть также использованы и другие соединения.

Успех промышленного производства МНГ зависит от того, удастся ли заставить клетку секретировать продукт в больших количествах. Считают, что один из путей для достижения этой цели состоит в выращивании продуцента в питательной среде, содержащей пониженное количество биотина. В таких условиях мембрана клетки становится более проницаемой для МНГ. Аналогичный эффект достигается добавкой в среду жирной кислоты, детергента или пенициллина. Последний тормозит синтез пептидогликана клеточной стенки.

Глутаминовая кислота. Некоторые дикие штаммы коринебактерий, называемые глутаминовыми, могут образовать более 30 г/л глутаминовой кислоты и выделяют ее в среду. Вышеуказанные штаммы требовали биотин и имели очень слабую активность -кетоглутаратдегидрогеназного комплекса.

Под действием этого комплекса - кетоглутаровая кислота превращается в янтарную и уводится как субстрат восстановительного аминирования (рис. ).

В связи с дефицитом ЦТК (вследствие удаления -кетоглутаровой кислоты) работает глиоксилатный шунт и имеется конкуренция за изоцитрат. В процессе роста изоцитрат необходим для получения энергии и протекания биосинтетических реакций. Следовательно, оптимальные условия для роста и. образования глутаминовой кислоты различны (рис. ).

Синтез глутаминовой кислоты происходит в результате ферментативного восстановительного аминирования - кетоглутаровой кислоты за счет НАД- и НАДФ-зависимой глутаматдегидрогеназы.

Для регуляции проницаемости мембраны в отношении L-глутаминовой кислоты используют потребность клеток в биотине.

Являясь кофактором ацетил-КоА-карбоксилазы, биотин участвует в синтезе жирных кислот — компонентов фосфолипидов мембраны. Если клетки выращивать при субоптимальной концентрации биотина (2,5—5,0 мкг/л), то нарушается правильное соотношение насыщенных к ненасыщенным жирным кислотам и синтезируется дефектная мембрана, пропускающая через себя молекулы глутаминовой кислоты.

Некоторые дикие штаммы коринебактерий, называемые глутаминовыми, могут образовать и выделить в среду более 30 г/л глутамата. Они являются ауксотрофами (необходим биотин) и имеют очень слабую активность - кетоглутаратдегидрогеназы, которая катализирует превращение глутамата в янтарную кислоту в ЦТК. 3 связи с дефицитом - кетоглутарата у продуцентов этой аминокислоты работает глиоксилатный шунт (рис. 1).

Рис.1. Цикл глиоксилевои кислоты (глиоксилатныи цикл)

Рис.2. Схема биосинтеза глутаминовой кислоты микроорганизмами продуцентами.

Таким образом, сверхпродукция глутаминовой кислоты связана с отсутствием или низкой активностью а-кетоглутаратдегидрогеназы (во-первых), высокой активностью НАДФН-зависимой глутаматдегидрогеназы (во-вторых) и изменением проницаемости клеточной мембраны в сторону повышения этой способности для глутамата (в-третьих). Исследование ферментных систем цикла Кребса у продуцентов глутаминовой кислоты показало, что у них работают все ферменты цикла, кроме -кетоглутаратдегидрогеназы, которая участвует в превращении -кетоглутарата в сукцинил — КоА (см. рис. 2).

Существенной чертой метаболизма продуцентов глутамата является также низкая активность НАДФН2-терминальной оксидазной системы, которая окисляет глутаминовую кислоту, что позволяет почти полностью сохранить синтезированную аминокислоту.

При организации микробиологического способа получения глутамата на первых этапах использовали трансформацию - кетоглутарата за счет ферментных систем продуцента. В ферментационную среду вводили соль аммония, -кетоглутарат или его соль, буфер с оптимальным значением рН реакции, культуру микроорганизмов. Однако метод оказался нежизнеспособным. Кофермент чрезвычайно быстро исчезал из сферы реакции, искусственное внесение его в среду слишком дорого. Так произошло вытеснение метода трансформации полной микробной ферментацией глутаминовой кислоты.

2.1.Технология получения L-глутаминовой кислоты микробиологическим синтезом

Глутаминовая кислота ( -аминоглутаровая) имеет структурную формулу

НООС—СН2–СН2—СН—СООН

|

NH2

В значительном количестве входит в состав растительных и животных белков. Не относится к числу незаменимых, однако на ее основе осуществляется синтез многих физиологически активных соединений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Находит широкое применение в пищевой промышленности и медицине при лечении заболеваний, связанных с отравлением печени и почек. В виде глутамата натрия (мононатриевая соль глутаминовой кислоты)  применяется как добавка в пищу для усиления вкусовых качеств приготовленных продуктов питания и сохранения их в изделиях, предназначенных для длительного хранения, в частности в консервированном и замороженном состоянии.

В промышленности глутаминовую кислоту и на ее основе глутамат натрия получают несколькими способами: многостадийным химическим синтезом из акрилонитрила, микробиологическим синтезом по одноступенчатой и двухступенчатой технологии, выделением из свекловичной мелассы или из белковых гидролизатов. Наибольшее распространение получили способы выделения глутаминовой кислоты из свекловичной мелассы и одноступенчатого микробиологического синтеза. Последний считается самым перспективным.

В промышленном биосинтезе L-глутаминовой кислоты используются те же микроорганизмы, что и в микробиологическом производстве L-лизина, т. е. Coryn. glutamicum и Brev. flavum. Кроме них, промышленными продуцентами могут быть некоторые штаммы бактерии Micrococcus и Microbacterium.

Для осуществления процесса биосинтеза глутаминовой кислоты с высоким выходом используют мутанты с нарушенной ферментативной системой превращения а-кетоглутаровой кислоты в янтарную. При этом, если культура обладает недостаточностью по биосинтезу аланиндегидрогеназы и лактатдегидрогеназы, то выход глутаминовой кислоты будет увеличиваться за счет отсутствия расхода углеводов среды на биосинтез аланина и молочной кислоты.

При промышленном культивировании в качестве источника углерода используют легкоассимилируемые углеводы (сахарозу и глюкозу), содержащиеся в свекловичной мелассе, гидроле, гидролизатах крахмала. Источником азота являются мочевина, реже хлорид и сульфат аммония, кукурузный экстракт, причем последний применяют только на стадиях получения инокулята и посевного материала, в основном по причине большого содержания в нем биотина. Повышенное содержание биотина в мелассе также может ограничить использование ее как основного источника сырья для биосинтеза.

Все продуценты глутаминовой кислоты биотинзависимые, а некоторые из них и тиаминзависимые, однако содержание биотина регламентировано и не должно превышать 2—5 мкг на 1 л среды. Более высокая концентрация этого витамина излишне стимулирует рост клеток продуцента, способствует повышенному образованию, аланина, молочной, янтарной, аспарагиновой кислот, а выход глутаминовой кислоты при этом значительно снижается.

Ингибирующее влияние биотина удается снизить при включении в состав питательных сред различных добавок в виде некоторых спиртов, ПАВ, антибиотиков (пенициллинов, тетрациклинов). Добавки в среду ПАВ в количестве 0,01—0,2% или калиевой соли бензилпенициллина (4—6 тыс. ед. на 1 л среды) повышают биосинтетическую способность продуцента на 15— 45% и выход глутаминовой кислоты достигает 50 г/л. Действие антибиотиков, по-видимому, связано с ингибированием синтеза липогликопротеинового комплекса клеточной оболочки продуцента, что приводит к увеличению проницаемости клеточных мембран для глутам.иновой кислоты.

В зависимости от особенностей используемого штамма количество азота в виде мочевины, включаемого в питательные среды для осуществления процесса биосинтеза, составляет 1,0—2,0%. Для создания оптимальных условий биосинтеза и увеличения количества производимой глутаминовой кислоты в единице объема культуральной жидкости процесс по завершению накопления основной массы клеток проводят с подпиткой раствором мочевины. Содержание ее в культуральной жидкости не должно превышать 0,8%, а рН раствора должно быть в пределах 6,8—7,8. Недостаток азота в среде снижает выход глутаминовой кислоты, способствуя накоплению повышенных количеств - кетоглутаровой кислоты.

2.1.1. Одноступенчатый способ получения.

Принципиальная техно.логическая схема культивирования продуцента и биосинтеза глутаминовой кислоты практически полностью повторяет схему микробиологического производства L-лизина. Поэтому будут рассмотрены только некоторые отличия, наблюдаемые на стадиях культивирования продуцента и проведения биосинтеза.

Посевной материал на каждой из стадии его получения (от пробирок до посевного аппарата) выращивают в строго асептических условиях по 24 ч. Состав питательных сред незначительно меняется при переходе от одного штамма к другому и практически остается постоянным на каждой из промежуточных стадий получения посевного материала. Только при выращивании продуцента в посевном аппарате в питательную среду вносят до 0,1% стерильного синтетического пеногасителя.

Для промышленных штаммов Coryn. glutamicum питательные-среды при производстве посевного материала, как правило, содержат следующие компоненты (в %):

Меласса ………….8               Сульфат магния…………….0,03

Кукурузный экстракт………0,3              Вода…………………..остальное

Хлорид   аммония………….0,5              pH среды………………….7,0–7,2

Калия фосфат двухзамещенный 0,05

Питательные среды на стадии биосинтеза содержат те же компоненты и в том же количестве, только вместо кукурузного экстракта и сульфата аммония присутствует до 2% мочевины, содержание мелассы увеличивают до 20%, дополнительно вводят мел до 1% и 0,1% синтетического пеногасителя.

Накопление биомассы до 6—8 г АСВ на 1 л среды производят в аэробных условиях сначала в инокуляторах объемом 2 м3, потом в посевных аппаратах объемом 5 м3. Полученный посевной материал в количестве 5—6% (от объема среды производственных аппаратов стерильно передают в основные ферментаторы.

Процесс биосинтеза осуществляют в строго асептических условиях в ферментаторах объемом 50 м3 с коэффициентом заполнения аппарата 0,7 в течение 48—52 ч и интенсивной аэрации [80—85 мг О2/(л-мин)], что соответствует расходу 1 объема воздуха на 1 объем среды в 1 мин. Температуру культивирования на всех стадиях поддерживают постоянной на уровне 28—30°С. В конце процесса биосинтеза готовая культуральная жидкость содержит до 45 г/л глутаминовой кислоты. Выход глутаминовой кислоты по отношению к потребленным сахарам составляет 45— 50%.

Поскольку производство глутаминовой кислоты направлено на получение высокоочищенных препаратов, последующая технологическая схема предусматривает производство продуктов, подготовленных непосредственно к применению в качестве пищевых добавок и в виде лекарственных форм.

Выделение глутаминовой кислоты из культуральной жидкости и последующая очистка ее в соответствии с требованиями фармакопеи предполагает такую последовательность проведения технологических операций.

Информация о работе Биотехнология получения аминокислот