Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:52, курсовая работа
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Введение.	3
Актуальность.	3
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников.	3
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ	5
Активные методы обучения в воспитании экологической культуры	11
Диагностика.	17
Задачи обучения.	19
Перспективный план.	19
Описание проделанной работы.	20
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка" Конспект ее проведения представлен в прил. 4.
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д. Конспект проведения экскурсии представлен в прил. 5.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Описание хода игр "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" представлено в прил. 6.
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (прил. 7).
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листья желтые над городом кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок, лесополосы от мусора) и др.
Был проведен праздник "Наш дом - Земля". Сценарий праздника представлен в прил. 8.
Большое значение мы придавали работе с родителями.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование. (Приложение 2)
Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи.
Поэтому в работе с родителями сложилась определенная система:
1. В экологическом уголке 
2. Ежегодно нужно проводится экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
3. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
4. Мы готовим консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика - источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Мы завели папку-копилку, в которую вместе с родителями собираем рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".
5. Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Мы провели выставки: "Лучший осенний букет", "Дары осени", "К нам сказка пришла", "Это поможет природе" и т.д.
 
Для определения эффективности проделанной работы на конец 2006-2007 уч.года была проведена повторная диагностика по той же методике. Результаты диагностики приведены в таблице 2.
По результатам диагностики я определила величину изменения уровней сформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. (Таблица 3, таблица 4)
 
Таблица 2. «Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы»
На май 2007года.
Имя ребенка  | 
  Уровень сформированности экологических знаний  | 
  Отношение к миру природы  | 
  Средняя оценка в баллах  | 
  Общий уровень  | |||||||||||||||||||
о мире животных  | 
  о растительном мире  | 
  о неживой природе  | 
  о временах года  | 
  ||||||||||||||||||||
Оценка в баллах  | 
  Уровень развития  | 
  Оценка в баллах  | 
  Уровень развития  | 
  Оценка в баллах  | 
  Уровень развития  | 
  Оценка в баллах  | 
  Уровень развития  | 
  Оценка в баллах  | 
  Уровень развития  | 
  ||||||||||||||
Аплеев Саша  | 
  9  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | 
  8.6  | 
  С  | |||||||||||
Белов Саша  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  7  | 
  Н  | 
  8  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | |||||||||||
Борисов Саша  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | 
  8.2  | 
  С  | |||||||||||
Веселовский Саша  | 
  7  | 
  Н  | 
  8  | 
  С  | 
  7  | 
  Н  | 
  7  | 
  Н  | 
  8  | 
  С  | 
  7.4  | 
  С  | |||||||||||
Горшанова Надя  | 
  11  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | |||||||||||
Девяткин Артем  | 
  11  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  10.8  | 
  С  | |||||||||||
Никитина Юля  | 
  13  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  13  | 
  В  | 
  14  | 
  В  | 
  14  | 
  В  | 
  13.2  | 
  В  | |||||||||||
Прокопенко Алеша  | 
  13  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  13  | 
  В  | 
  13  | 
  В  | 
  12.6  | 
  В  | |||||||||||
Розова Женя  | 
  14  | 
  В  | 
  13  | 
  В  | 
  11  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  14  | 
  В  | 
  12.8  | 
  В  | |||||||||||
Рябова Вероника  | 
  14  | 
  В  | 
  13  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  14  | 
  В  | 
  13  | 
  В  | 
  13.2  | 
  В  | |||||||||||
Рябинкина Люба  | 
  11  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  9.6  | 
  С  | |||||||||||
Савельева Оля  | 
  14  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  13  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  12.4  | 
  В  | |||||||||||
Сергеева Аня  | 
  13  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  13  | 
  В  | 
  12  | 
  С  | 
  12.2  | 
  С  | |||||||||||
Терешенков Вова  | 
  11  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  10.8  | 
  С  | |||||||||||
Терешкина Ульяна  | 
  12  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  13  | 
  В  | 
  10.6  | 
  С  | |||||||||||
Торопов Андрей  | 
  13  | 
  В  | 
  9  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  11.2  | 
  С  | |||||||||||
Шевякова Диана  | 
  8  | 
  С  | 
  7  | 
  Н  | 
  8  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
  12  | 
  С  | 
  8.6  | 
  С  | |||||||||||
В среднем по гр.  | 
  11.2  | 
  С  | 
  9.9  | 
  С  | 
  9.7  | 
  С  | 
  10.9  | 
  С  | 
  11.6  | 
  С  | 
  10.7  | 
  ||||||||||||
 
Таблица 3. «динамика повышения уровеней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы»
Уровень сформированности экологических знаний  | 
  Отношение    | 
  Общий уровень по группе  | ||||
о мире    | 
  о растительном мире  | 
  о неживой природе  | 
  о временах года  | |||
Начало года  | 
  9.8  | 
  8.6  | 
  8.9  | 
  10.0  | 
  10.5  | 
  9.6  | 
Конец года (после проделанной работы)  | 
  11.2  | 
  9.9  | 
  9.7  | 
  10.9  | 
  11.6  | 
  10.7  | 
Прирост показателей (в баллах)  | 
  1.4  | 
  1.4  | 
  0.8  | 
  0.9  | 
  1.1  | 
  1.1  | 
 
Таблица 4. «оценка результатов деятельности на начало и конец учебного года в %»
Уровни  | 
  Уровень сформированности экологических знаний  | 
  Отношение    | 
  Общий уровень по группе  | |||||||||
о мире    | 
  о растительном мире  | 
  о неживой природе  | 
  о временах года  | |||||||||
Начало Года.  | 
  Конец Года  | 
  Начало Года.  | 
  Конец Года  | 
  Начало Года.  | 
  Конец Года  | 
  Начало Года.  | 
  Конец Года  | 
  Начало Года.  | 
  Конец Года  | 
  Начало Года.  | 
  Конец Года  | |
Высокий уровень  | 
  29.4%  | 
  41.2%  | 
  5.9%  | 
  11.8%  | 
  5.9%  | 
  5.9%  | 
  17.6%  | 
  29.4%  | 
  17.6%  | 
  29.4%  | 
  15.3%  | 
  23.5%  | 
Средний уровень  | 
  41.2%  | 
  52.9%  | 
  52.9%  | 
  82.4%  | 
  64.7%  | 
  82.4%  | 
  58.8%  | 
  64.7%  | 
  70.6%  | 
  70.6%  | 
  57.6%  | 
  70.6%  | 
Низкий уровень  | 
  29.4%  | 
  5.9%  | 
  41.2%  | 
  5.9%  | 
  29.4%  | 
  11.8%  | 
  23.5%  | 
  5.9%  | 
  5.9%  | 
  0.0%  | 
  25.9%  | 
  5.9%  | 
 
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает: