Управление портфелем ценных бумаг в банках Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:48, дипломная работа

Краткое описание

Представляется на рассмотрение дипломная работа “Управление портфелем ценных бумаг”. Рассматриваемая тема является на сегодняшний день одной из актуальных. Актуальность данной темы исходит из того, что в Программе Президента Республики Казахстан “ Казахстан – 2030” предусмотрено: “В целях содействия развитию фондового рынка будет проводится работа по активизации обращения на организованном фондовом рынке акций и других ценных бумаг банков, действующих в организационно – правовой форме открытых акционерных обществ с обязательным опубликованием в средствах массовой информации их котировок на регулярной основе, будет расширена деятельность банков с корпоративными ценными бумагами”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики коммерческого банка (на примере портфельного инвестирования)…………………………………………………………..8-28
1.1 История возникновения и развития ценных бумаг………………………8
1.2 Виды ценных бумаг и их характеристики……………………………….12
1.3 Развитие системы управления фондовым рынком в развитых
странах………………………………………………………………………………20

Глава 2. анализ Управления портфелем ценных бумаг Банка «ТуранАлем»………………………………………………………………...29-74
2.1 Портфельное инвестирование как форма инвестиционной деятельности коммерческого банка………………………………………………………………29
2.2 Анализ финансовой деятельности коммерческого Банка
«ТуранАлем»……………………………………………………………………….49
2.3 Деятельность коммерческого банка на рынке ценных бумаг и ее правовые основы…………………………………………………………………...61

Глава 3. Перспективы развития деятельности банков второго уровня на рынке ценных бумаг……………………….75-94
3.1 Совершенствование управления портфелем ценных бумаг в банках второго уровня……………………………………………………………………..75
3.2 Моделирование фондового рынка Казахстана на основе опыта развития стран с рыночной экономикой…………………………………………………….84

Заключение…………………………………………………………………….95
Список использованной литературы……………………………….99

Вложенные файлы: 1 файл

Upravlenie_portfelem_tsennykh_bumag_v_bankakh_Kaza.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Величина курсовой стоимости  акции, отражающей подорожание или  понижение ее по сравнению с прошлым  периодом, является количественным критерием соответствия спроса и предложения на нее. В Казахстане курсовая стоимость акции пока еще нигде не фиксируется и установить рост или падение ее курса довольно сложно. Казахстанский рынок ценных бумаг также отстает от основных развивающихся и, тем более, развитых рынков по показателю отношения рыночной стоимости его акции к ВВП. Данный показатель в Казахстане колеблется в пределах 5-6%, тогда как у многих развивающихся рынков он превышает 100%. Как видно из сравнения, он очень далек от принятого в международной практике норматива.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективной формой привлечения иностранного капитала является реализация акций акционерных  обществ через фондовый рынок. Вывод  ценных бумаг крупнейших акционерных обществ Казахстана, где государство сохраняет пакет акций, на фондовую биржу считаем одной из приоритетных задач правительства республики по интенсификации реформ и созданию в стране основ рыночной экономики. Вместе с тем, само развитие в Казахстане рынка корпоративных ценных бумаг сталкивается с серьезными трудностями. В результате воздействия происходящих инфляционных процессов продолжается обесценение инвестиционных ресурсов, что в значительной степени снижает возможности финансовых вложений в производственную сферу. Потенциальные инвестиционные ресурсы по-прежнему находятся в нерегулируемом налично - денежном обороте и вкладываются в торгово-посреднические валютные операции. Вторичный рынок акций, сформированный в процессе приватизации государственных пакетов акций посредством аукционов и тендеров, функционирует в основном во внебиржевом обороте и только незначительная часть их обращается на фондовой бирже. Массовое отсутствие корпоративных ценных бумаг в биржевом обороте связано с тем, что основная доля акций большинства крупных предприятий, потенциально привлекательных для инвесторов, находится в государственной собственности и правительство не торопится выставлять их на фондовую биржу. Госпакеты акций акционерных обществ, переданных в управление иностранным компаниям, приобретены последними в обмен на пакет обязательств по предоставлению предприятиям оборотного капитала, инвестиций, обеспечению выплаты заработной платы работникам. Эти и ряд других обстоятельств стали основными причинами медленной капитализации фондового рынка Казахстана.

Оценка политической и экономической ситуации в Казахстане показывает, что для поддержания  и сохранения экономической жизни  необходимо ускорение вывода экономики  из состояния депрессии. Жесткие  реалии требуют необходимости активизации инвестиционной деятельности в производственной сфере. Без этого многие отрасли экономики могут просто прекратить свое существование. Вместе с тем, низкий уровень внутренних накоплений не позволяет удовлетворить огромные потребности в производственных инвестициях. Поэтому становится неизбежным часть дефицита инвестиционных ресурсов покрывать за счет иностранных источников. В результате напряженного поиска средств финансирования инвестиций приоритет отдается частному иностранному капиталу, который стал привлекаться для участия в прямых вложениях в производственные объекты. Однако опыт притока иностранного капитала показал, что наибольший эффект может быть достигнут при поступлении инвестиций путем покупки корпоративных акций предприятий на фондовой бирже.

Правительственный тендер по выбору модельной фондовой биржи  их трех действующих бирж выиграла Kazakctan Stock Exchange (КАSЕ), использующая электронные  системы торгов и применяющая  систему расчетов через Центральный  депозитарий. Однако, несмотря на решение ряда организационных вопросов, проект реализовывается замедленными темпами. Если бы все т.н. "голубые фишки" прошли процедуру листинга на фондовой бирже, то возможно, рынок корпоративных ценных бумаг активизировал бы свою деятельность. Приток иностранного капитала в экономику Казахстана через фондовую биржу существенно ускорил бы темпы экономического роста страны. Вместе с тем, ситуация на крупнейших международных фондовых биржах показывает, что в связи с финансовым кризисом, начавшимся в Азиатско - Тихоокеанском регионе, оживление и подъем на мировом рынке произойдут не скоро.

Указанные ценные бумаги позволяют иностранным инвесторам купить акции предприятий Казахстана на фондовом рынке Запада. Таким  образом, положено начало для выхода на мировой фондовый рынок

В связи с вышеобозначенной Национальной приватизационной программой началось формирование института “инвесторов”. Однако за 6 с лишним лет значение инвестирования менялось в соответствии с меняющейся политикой государственных  структур, ответственных за приватизационные процессы, в отношении привлечения свободных денежных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, а также поднятия приоритетных отраслей экономики. Изменение значения инвестирования происходило в русле трансформации прямого инвестирования в предприятия Казахстана, когда последние полностью переходили под контроль инвесторов (в основном иностранных), в портфельное. Последнее предполагает вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги долгосрочного характера хозяйствующих субъектов (корпоративные ценные бумаги) с целью получения прибыли. Поэтому в этой статье рассматриваются проблемы портфельного инвестирования в Казахстане и пути реализации отечественных программ по активизации рынка корпоративных ценных бумаг.

Как известно, инвесторы  обращаются к рынку ценных бумаг  для временного вложения имеющихся  в их распоряжении капиталов с  целью их сохранения и приумножения. Классификация инвесторов на рынке  ценных бумаг осуществляется в зависимости  от их статуса. По этому признаку инвесторов разделяют на индивидуальных (физические лица), институциональных (коллективных) и профессионалов рынка ценных бумаг.

Индивидуальные инвесторы - на сегодняшний день - это те группы населения, которые вложили свои средства в ценные бумаги. К их числу относятся работники приватизированных предприятий, которые на начало 1998 г. являлись самой мощной группой собственников казахстанских акционерных обществ, на долю которых приходилось 40-43% акций этих предприятий.

Институциональные (коллективные) инвесторы - это юридические лица, которые приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Такими инвесторами в нашей республике являются корпоративные инвесторы и специализированные институты (инвестиционные компании, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т.д.).

Профессиональные участники  рынка ценных бумаг также осуществляют инвестирование затем вложения собственных  средств в ценные бумаги (к ним  относятся брокеры, дилеры, управляющие  портфелями ценных бумаг).

Инвестиционный выбор  вложения в тот или иной вид  ценных бумаг зависит от нескольких факторов. Рассмотрение каждого вида в отдельности и в сравнении  с приведением основных преимуществ  и недостатков даст некоторое  представление о перспективности  инвестиционных вложений в следующие основные виды ценных бумаг в Казахстане:

1) государственные ценные  бумаги;

2) муниципальные ценные  бумаги;

3) корпоративные ценные  бумаги.

Государственные ценные бумаги - самый надежный вид вложения средств, потому что при любых  финансовых ситуациях вкладчик может всегда получить не только свои денежные средства, но и гарантированный доход в определенный срок. Однако доходы по ним, как правило, не очень высокие.

Муниципальные ценные бумаги гарантированы местными органами исполнительной власти (на денежные средства, вырученные от реализации бумаг, строятся дороги, мосты, благоустраиваются поселки, города). Доходы по этим бумагам также невысокие, так как выплаты идут из местного бюджета только после сдачи в эксплуатацию перечисленных объектов и взимания платы за их использование у населения.

Корпоративные ценные бумаги – менее надежный вид вклада, по ним риски самые высокие, но и доходы могут быть самыми высокими.

Таким образом, вышеперечисленные  бумаги оцениваются с двух позиций: риска и доходности. Очевидно, что самыми надежными ценными бумагами являются государственные ценные бумаги, представленные в Казахстане ГКО (“государственные казначейские обязательства”) и нотами Нацбанка. Самыми же прибыльными являются корпоративные ценные бумаги, являясь при этом самыми ненадежными (рискованными). Но, несмотря на это, существует определенный соблазн вложения в корпоративные бумаги, тем более что существует сравнительно большой выбор компаний, осуществивших эмиссию своих ценных бумаг (в Казахстане это исключительно акции, так как еще не было зарегистрировано ни одной эмиссии частных облигаций).

Как уже отмечалось, при  оценке перспективности вложения в  ценные бумаги, в основном, учитываются 2 фактора: фактор риска и фактор доходности. В случае с корпоративными ценными бумагами при принятии инвестиционного решения необходима некая увязка этих 2-х факторов, а точнее модель, с помощью которой можно облегчить выбор портфельного инвестирования. И такая модель существует. Это модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг (Сарital Asset Pricing Model -САРМ), разработанная в рамках “портфельной теории” (роrtfolio theory) – теории финансовых инвестиций, в пределах которой с помощью статистических методов осуществляется наиболее выгодное распределение риска портфеля ценных бумаг и оценка прибыли.

Что же касается самих  портфельных инвесторов в Казахстане, то здесь необходимо отметить намечающуюся активизацию рынка корпоративных  ценных бумаг в связи с проводимой программой Правительства "Голубые фишки Казахстана".

Термин “голубые фишки” пришел из английской карточной игры “покер”, где они обозначают самые  дорогие единицы. На рынке ценных бумаг Казахстана к "голубым фишкам" относятся обыкновенные акции наиболее известных компаний (АО), зарекомендовавших себя стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов.

Что касается самой программы "Голубые фишки", то это условное наименование комплекса мероприятий, определенного Постановлением Правительства  Республики Казахстан № 1538 "О мерах по активизации биржевой торговли ценными бумагами", по выводу акций крупнейших АО, в которых государство сохраняет пакет акций, на фондовый рынок. Данный комплекс, включал в себя следующие действия:

- определение перечня  АО базовых и других отраслей промышленности, включая банки, часть государственного пакета акций в которых подлежит продаже через фондовый рынок;

- конверсию плана счетов  выбранных АО на новые казахстанские  стандарты бухгалтерского учета;

- проведение полномасштабного  аудита деятельности данных АО за 1997г.;

- включение акций данных  АО через фондовую биржу.

Кроме этого, указанное  постановление включало в себя в  качестве организационно-технического обеспечения Программы "Голубые  фишки" такие мероприятия, как  проведение тендера по выбору модельной фондовой биржи и формирование депозитарно-расчетной системы.

Таким образом, можно  констатировать тот факт, что намечающаяся активизация рынка корпоративных  ценных бумаг а Казахстане выполняет  роль завершающего звена в процессах  приватизации и разгосударствления, что, несомненно, повлияет на отечественную экономику в целом, т.к. обеспечит поступления от продажи пакетов акций в государственный бюджет, увеличит привлекательность казахстанских предприятий дня инвесторов (в плане ужесточения требований к их менеджменту, ведению бухучета и т.д.), придаст положительный импульс финансовой сфере через увеличение объемов обращения казахстанских корпоративных бумаг на рынке и, наконец, предоставит новые возможности предпринимателям для увеличения капиталов.

В целом, в Казахстане на сегодняшний день не следует говорить об отсутствии внутренних возможностей финансирования инвестиционной деятельности. Однако они пока явно недостаточно развиты для обеспечения необходимого экономике объема инвестиций. Поскольку  в настоящее время значительная инвестиционная потребность Казахстана не может быть удовлетворена за счет только внутренних резервов, следует обратить внимание на имеющиеся возможности привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, политика опоры только на внутренние резервы инвестиционной деятельности, как показывает классический путь развития рыночного хозяйства, пройденный большинством стран мира, характеризуется длительным периодом первоначального накопления. Именно этот трансформационный переход, сопровождающийся острейшим инвестиционным кризисом, и проходит Казахстан на современном этапе экономического развития. Альтернативой длительного периода перехода к рыночной системе как основы повышения резервов инвестиционной активности может стать вариант развития, который просматривался в практике Японии. За счет участия в научно-техническом прогрессе путем прямого приобретения современных технологий по каналам внешней торговли эта страна смогла обеспечить переход к эффективным инвестиционным механизмам.

На основании проведенного выше анализа влияния иностранных  инвестиций на принимающую экономику  можно прийти к выводу о том, что  для успешного решения стоящих  перед Казахстаном инвестиционных задач иностранные инвестиции должны носить "дополняющий" характер по отношению к внутренним, в этом случае они смогут оказать стимулирующее воздействие на рост экономики.

Другим аспектом влияния  иностранных инвестиций на экономический  рост казахстанской экономики является их роль а формировании рыночных отношений, особенно в формировании конкурентной среды. В условиях перехода казахстанской экономики от состояния полного огосударствления к рыночным условиям хозяйствования этот аспект приобретает особую важность. Одним из практических шагов в этом направлении может стать участие иностранных инвесторов в приватизации. При этом политика привлечения иностранных инвесторов в Казахстане должна содержать комплекс протекционистских мер с целью защиты интересов казахстанских производителей и экономики в целом в ряде случаев от слишком быстрого вхождения в конкурентную среду. Однако протекционизм должен быть подчинен структурированному подходу в отраслевом и территориальном плане, поскольку поддержка всех без исключения отечественных производителей в ряде случаев снимает остроту вопроса о проведении инновационной деятельности. В этом случае вместо повышения эффективности, протекционизм может вызвать падение инвестиционной активности. С другой стороны, бесконтрольная деятельность иностранных инвесторов приводит, как показывает опыт ряда развивающихся стран, к деформации структуры национального хозяйства, анклавному характеру развития предприятий с иностранным участием в экономике принимающей страны. В то же время применение структурированного подхода в стимулировании привлечения иностранных инвестиций в соответствии с отраслевыми и территориальными приоритетами содействует совершенствованию отраслевой и территориальной структуры производства, более полному использованию его факторов.

 

2.2 Анализ финансовой  деятельности коммерческого Банка «ТуранАлем»

 

Коммерческими   интересами   банка   определяется   необходимость располагать достоверной  информацией о состоянии дел  на различных участках банковской деятельности для поддержания устойчивой работы банка,   соблюдения интересов учредителей, акционеров, клиентов и сотрудников, обеспечения сохранности средств.

Диверсификация  форм собственности в банковском секторе экономики работы банков на коммерческих условиях предопределили ориентацию их деятельности на получение  максимального дохода. Расширение сфер банковской  деятельности,  работа банков по привлечению средств от юридических и физических лиц обусловили необходимость контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице Центрального банка.

Информация о работе Управление портфелем ценных бумаг в банках Казахстана