Планирование и эффективное использование инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:43, отчет по практике

Краткое описание

Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 252.05 Кб (Скачать файл)

По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.

Иногда, в зависимости от последствий использования инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации. Базисные инноваций реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинновации приводят к "косметическому" улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.

По месту использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве й т.д.); в непроизводственной сфере (образование, наука н т.п.).

По масштабам применения инновации бывают: единичными и массовыми. Для оценки по данному признаку можно использовать количество субъектов хозяйствования или потребителей, применявших данную инновацию, а

        Рисунок 8 -  Жизненный цикл инноваций

также величину годового экономического эффекта и (или) величину эффекта за весь жизненный цикл изделия.

В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать, в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать. Вопрос о том, продавать патент или новую продукцию, решается на основании оценки конкретных условий реализации и потенциального коммерческого успеха.

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка рисунок 8.

При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности предприятия необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация. Это позволяет правильно оценивать возможный объем продаж и прогнозировать его изменение.

 

2.3 Инновационная  деятельность и ее особенности

Согласно различным определениям, инновационная деятельность может состоять из разных этапов рисунок 9. Но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса. 

            Рисунок 9 - Состав инновационной деятельности

На стадии проведения научно-исследовательских работ НИР исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно- конструкторские работы ОКР - разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).

Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции.' особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т.д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.

Выход на рынок с новым продуктом требует проведения особой дополнительной работы (если продукт уже реализовывался на рынке, то можно на основании данных о поведении покупателей предсказать возможный объем реализации). Падение спроса на традиционный товар вызывает падение цены, приводит к снижению объема производства. Если товар выходит на рынок впервые, то неопределенность многократно возрастает.

В современных условиях сформировалась новая концепция маркетинга инновационных продуктов, в соответствии с которой изменилось место взаимодействия разработчика (производителя) и потребителя. При новой концепции маркетинга инновационного продукта потребитель и разработчик встречаются в начале цепочки в двух случаях: новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя; на стадии разработки проводится агрессивная кампания по формированию потребности в новом товаре, и к тому моменту, когда новый товар выходит на рынок, потребитель уже ждет его.

При обосновании решений по инновационному развитию предприятия необходимо учитывать, что инновационная деятельность характеризуется следующими отличительными чертами: повышенным риском, цикличностью развития, тесной взаимосвязью уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов, специальными моделями продвижения нового продукта на рынок (в отличие от традиционного продукта).

Повышенный риск инновационной деятельности складывается из повышенных рисков ее этапов:

RИ  = RНИР + RОКР  +RОСВ + Rпр + Rрын + Rф-м

Где RНИР, RОКР, RОСВ, Rпр, Rрын, Rф-м  - повышенные риски соответственно проведения НИР, проведения ОКР, освоения, производства нового товара, выхода на рынок с новым товаром, форсмажорных обстоятельств.

Повышенный риск при выходе на рынок обусловлен тем, что если товар ранее реализовывался, то можно предусмотреть в определенном временном интервале объем его потребления. Если товар новый, то очень сложно определить объем его потребления. Это связано, во-первых, с высоким уровнем неопределенности поведения потребителя, во-вторых - со сложностью точного определения экономического потенциала нового продукта.

На основании статистических данных, характеризующих инновационную деятельность на рынке западноевропейских стран, была построена "кривая смертности идей". Она отражает среднестатистическую вероятность доведения идеи до коммерческого уровня и показывает, что из ста идей коммерческого успеха достигают менее десяти. "кривая смертности идей" доказывает, что риск - внутреннее свойство инновационной деятельности, поэтому он обязательно должен быть учтен при обосновании и реализации инновационных проектов.

Цикличность развития рассматривается на двух уровнях: на макроуровне (большие циклы Кондратьева) и микроуровне (учитывает жизненный цикл конкретного изделия). При учете макроциклов необходимо четко определить, на какой фазе находится развитие конкретной технологической, парадигмы. Исходя из этого, определяют экономический эффект. Так, например, исчерпание возможностей требует перехода на новую технологическую парадигму. На микроуровне решение о кредитовании создания нового образца, обновлении оборудования также необходимо принимать исходя из конкретной стадии жизненного цикла данного изделия.

Классификация продукции в зависимости от уровня новизны применяемых технологий:

    • Продукция на основе высоких технологий
    • Продукция на основе продвинутых технологий
    • Продукция на основе технологий среднего уровня
    • Продукция на основе технологий низкого уровня
    • Продукция, производимая без использования .научно-технических разработок

Еще одна важнейшая характерная черта инновационной деятельности - взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.

При классификации инноваций было установлено, что продукция; может различаться в зависимости от уровня новизны применяемых технологий. Особенность продукции, произведенной на основе научно-технических разработок, заключается в том, что дополнительные затраты на первых стадиях инновационного цикла окупаются и дают значительный эффект на стадиях ее производства, эксплуатации и потребления. Так, прогрессивные технологии позволяют более экономно использовать трудовые, сырьевые, топливные ресурсы, на стадии эксплуатации потребитель получает экономию за счет более низких затрат на эксплуатацию технического изделия. Чем выше уровень новизны, тем больше потенциальная прибыль. Высокие технологии позволяют устанавливать монопольные цены и получать высочайшую прибыль, продвинутые технологии позволяют получать очень высокую прибыль. Товар, произведенный на основе технологий среднего и низкого уровней, может принести прибыль только при значительном объеме реализации продукции данного вида. Таким образом, при формирований программы выпуска изделий необходимо стремиться к увеличению доли продукций/производимой на основе технологий высокого или продвинутого уровня.  

2.4 Инновационная  деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т.е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.

Предпочтение по ценовым факторам обеспечивается инновационной деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшать затраты на производство продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.

Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает более дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации. Так, например, предпочтение получает более дорогая бытовая техника, которая удобнее в эксплуатации, характеризуется более низким энергопотреблением, более высокой надежностью, что сокращает затраты на ремонт, а также обеспечивает более высокий уровень комфортности, а иногда и престижа.

Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции на основе ценовых факторов проводится на базе определения экономии сырья, материалов, трудовых и иных видов затрат при использовании нового оборудования, технологии.

Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции на основе неценовых факторов проводится на базе расчетов по увеличению прибыли от реализации изделий нового вида за счет, как более высокой цены, так и увеличения объема продаж. 

Если для реализации на предприятии законченных научно- технических разработок новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность - учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.

Инновационная деятельность позволяет реализовывать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли.

Очевидно, что, учитывая жизненный цикл изделия, можно определить, когда продукция данного вида (например, А) уйдет с рынка. К этому времени предприятие должно освоить выпуск нового изделия (например, В), которое обеспечит запланированный объем прибыли в конкретном году. Настанет время, когда и продукция  В уйдет с рынка, что вызовет необходимость разработки и реализации товара нового вида (например, С) и т.д. При этом надо определить величину затрат, необходимых для разработки новых видов изделий (В, С, О), и определить, сможет ли предприятие самостоятельно осуществить данные разработки или следует провести информационный поиск и выбрать из предлагаемых проектов наиболее эффективный.

Таким образом, инновационная стратегия предприятия должна обеспечить устойчивость его положения на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II

3. Планирование  и эффективное использование  инноваций на предприятии ОАО  « Полесье»

3.1 Инновационный  план предприятия

Одним из приоритетных направлений развития ОАО «Полесье» является увеличение выпуска наиболее ликвидной и пользующейся спросом продукции.

В 2014 году продолжена работа по выполнению инвестиционного проекта «Техническое переоснащение производственных мощностей ОАО «Полесье», в рамках которого проводится и техническое переоснащение фабрики верхнего трикотажа.

Новое плосковязальное оборудование фирмы «Shima Seiki», Япония оснащено современным управлением технологическими процессами вязания и узорообразования. На данном оборудовании появилась возможность выпуска изделий регулярным способом вязания (бесшовные изделия),  что значительно улучшило качество выпускаемого ассортимента трикотажных изделий и повышает его конкурентоспособность на рынках продаж.

В 2013 году произведен выпуск инновационной продукции на сумму 267,1 млн. руб: (7,74 тыс. шт. трикотажных изделий), что  в общем объеме отгруженной продукции составляет 0,11 %.

На ОАО «Полесье» ведутся работы по увеличению объемов выпуска инновациооной продукции.  На 2014 год запланирован выпуск опытной партии  в количестве 100 кг нити крученой эластомерной.

Эластомерные полиуретановые нити в последнее время стали очень популярными. Эти нити, покрытые волокном или комплексными нитями, используются в самых разнообразных текстильных материалах. Они придают одежде свойства эластичности и растяжимости, обеспечивают ее функциональность, удобство, возможность хорошего покроя и стабильность формы. Изделия с использованием высокорастяжимых нитей очень конкурентоспособны и занимают значительную долю текстильного рынка. Потребитель предпочитает одежду, которая сохраняет форму и облегает фигуру, а также комфорт, который обеспечивается эластичной нитью.

Для трикотажных изделий, особенно при изготовлении  манжет и обработке горловины,  требуется большая сила упругового восстановления. Для этих целей используются эластомерные нити.

Традиционно высокорастяжимая комплексная нить обкручивается или оплетается натуральным или химическим волокном (пряжей). В результате получаемая комбинированная нить, обладая всеми обычными свойствами, приобретает высокую растяжимость и эластичность.

Разработана, совместно с  кафедрой ПНХВ ВГТУ, новая технология изготовления крученых эластомерных нитей большой линейной плотности (130-160 текс) однопроцессным способом. В отличие от традиционных технологий, равновесная, обкрученнная в разных направлениях несколькими комплексными нитями или волокнистой пряжей нить формируется в один переход на модернизированном прядильно-крутильном оборудовании. Это значительно снижает себестоимость крученых эластомерных нитей. Себестоимость данной пряжи на 10-15% ниже, чем себестоимость зарубежных аналогов.

Информация о работе Планирование и эффективное использование инноваций