Патентные исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:30, статья

Краткое описание

Кому и Зачем они нужны? В соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" патентные исследования - это исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации

Вложенные файлы: 1 файл

ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебное пособие.docx

— 125.92 Кб (Скачать файл)

 В описаниях изобретений к патенту (или заявки на выдачу патента) имеется раздел, в котором изобретатель анализирует предшествующее состояние развития объекта техники, к совершенствованию которого относится данное изобретение, раскрывает недостатки известных технических решений (а в некоторых случаях и причины этих недостатков) и формулирует требования к усовершенствованию данного объекта путем формулирования цели или задачи изобретения. Следует отметить, что анализ этого раздела описания изобретения нередко позволяет выявить такие требования к продукции, на совершенствование которой направлено данное изобретение, которые потребитель данной продукции еще не ощущает. Изобретатель, который нередко является не только разработчиком данного вида продукции, но и ее потребителем, способен предвидеть и сформулировать новые (перспективные) требования к данной продукции

 На основе  анализа описаний изобретений,  относящихся к совершенствованию  продукции данного вида, составляется  перечень технических требований  к продукции в виде конкретных  формулировок целей (или задач)  изобретений. Следует отметить, что  те требования по совершенствованию  продукции, которые выдвигают  изобретатели, критикуя известные  технические решения, связанные  с совершенствованием этой продукции,  и формулируя цель и и задачу изобретения, в большей степени отражают реальные требования потребителей этой продукции. Каждое из установленных таким образом требований к продукции должно быть связано с конкретным технико-экономическим показателем (ТЭП)(или несколькими показателями) продукции данного вида. Увязав каждое из установленных требований к продукции с конкретным ТЭП этой продукции, составляют перечень ТЭП, в котором наименование каждого ТЭП сопровождается списком всех требований, связанных прямо или косвенно с улучшением данного ТЭП

Анализ условий  конкуренции на рынке продукции  В качестве потенциальных конкурентов на рынке продукции конкретного вида следует рассматривать фирмы, занимающиеся разработкой, производством и сбытом продукции аналогичного назначения. Такие фирмы проявляют себя тем, что осуществляют правовую охрану изобретений и промышленных образцов, связанных с усовершенствованием данного вида продукции

 Патентование  изобретений, используемых в качестве  новинок, улучшающих потребительские  свойства продукции или придающих  ей уникальные свойства, является  необходимым при выходе на  рынок конкретной страны с  данной продукцией. Это обусловлено  стремлением фирмы обеспечить  себе монопольное право на  использование изобретений в  своей продукции и исключить  возможность безвозмездного копирования  этих изобретений другими фирмами.  Чем активнее фирма патентует  свои изобретения в данной  стране, тем больше вероятность  иметь ее конкурентом на рынке  продукции, на совершенствование  которой направлены изобретения  данной фирмы

 Для выявления  фирм, связанных с разработкой,  производством и сбытом определенной  продукции, необходимо провести  тематический поиск изобретений,  связанных с совершенствованием  данной продукции, по патентным  фондам тех стран, рынок которых  исследуется

 Для повышения  достоверности выводов при анализе  активности фирм, занятых разработкой,  производством и сбытом конкретной  продукции, следует принимать  во внимание только те изобретения,  которые имеют патенты-аналоги  в разных странах. Известно, что  фирмы, осуществляющие патентование  своих изобретений в нескольких  странах, несут большие затраты  по патентованию, которые они  предполагают компенсировать в  будущем путем реализации соответствующей  продукции на рынках этих стран

 Анализ  изобретательской активности фирм  в динамике позволяет оценить  степень устойчивости их интересов  в производстве и сбыте соответствующей  продукции: 

Постоянное  возрастание суммарного количества патентов, получаемых фирмой, свидетельствует  о постоянстве ее интересов к  рынку данной продукции

Спад в  изобретательской активности фирмы  свидетельствует о сокращении затрат на НИОКР, связанных с разработкой  и модернизацией данной продукции

Экспоненциальная  форма кривой изобретательской активности свидетельствует о намерениях фирм занять более активные позиции на рынке данной продукции

 Выявив  на основе патентной статистики  ведущие фирмы, оценив долю  рынка продукции, контролируемую  этими фирмами, и степень устойчивости  их интересов в разработке, производстве  и сбыте этой продукции, следует  приступить к анализу направлений  научно-технических поисков этих  фирм

 Направление  научно-технических поисков фирмы  определяется тем, какие цели  или задачи ставит перед собой  фирма, совершенствуя данный вид  продукции, а также тем, какие  основные средства она предполагает  использовать для достижения  поставленных целей и решения  задач. Для проведения этих  или других видов иследований, связанных с анализом деятельности ведущих в данной области фирм, необходимо в дополнение к тематическому поиску провести фирменный поиск

 Направления  научно-технических поисков фирмы-конкурента, выявленные на основе анализа  изобретений фирмы, необходимо  сопоставить с общими тенденциями  развития научно-технических направлений  разработки и совершенствования  данной продукции, выявленными  с использованием патентной статистики. Такой сопоставительный анализ  позволяет установить, в какой  мере направления научно-технических  поисков фирмы-конкурента согласуются  с общими тенденциями развития  рынка продукции данного вида, и предвидеть, какое положение  будет занимать эта фирма на  рынке данной продукции в будущем

Особое внимание при анализе направлений научно-технических  поисков фирм-конкурентов следует  уделить выявлению таких изобретений  этих фирм, которые могут служить  препятствием при входе на рынок  соответствующих стран с разрабатываемой  продукцией и которые, следовательно, должны быть учтены при оценке патентной  чистоты этой продукции ("мешающие" патенты)

 Выявив  наиболее сильные технические  решения фирм-конкурентов, которые  в ближайшем будущем будут  определять технический уровень  их продукции, а также изобретения  этих фирм, патенты на которые  должны быть учтены при оценке  патентной чистоты нашей продукции,  следует определить географию  патентования этих изобретений  путем поиска патентов-аналогов, выданных на эти разработки  в других странах. Определение  патентов-аналогов фирм-конкурентов  позволяет выявить наличие коммерческих  интересов этих фирм на территории  тех стран, где ими получены  патенты-аналоги. Установление географии патентования фирм-конкурентов позволяет решать вопросы, связанные с выбором стран экспорта с учетом условий конкуренции на рынках стран – потенциальных потребителей данной продукции

 Важное  место в изучении деятельности  фирм-конкурентов занимает анализ  ассортимента продукции фирмы.  Как правило, ведущие зарубежные  фирмы наряду с основной продукцией  по профилю фирмы осуществляют  производство и выпуск других  видов продукции, при производстве  которых используются сходные  технологические приемы, аналогичные  материалы, комплектующие изделия  и т.п. Стремление фирм постоянно  расширять круг товаров и услуг связано с реализацией концепции диверсификации, которая представляется наиболее подходящим путем для инвестиций и уменьшения степени риска, связанного с колебаниями конъюнктуры рынка. Если фирма наряду с основной (профильной) продукцией осуществляет выпуск и реализует на рынке другие виды продукции, то она осуществляет правовую охрану объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), связанных с совершенствованием этих видов продукции

 Для установления  ассортимента продукции фирм-конкурентов  необходимо провести "фирменный"  патентный поиск. Выявленные в  процессе поиска охранные документы  (патенты на изобретения, полезные  модели и т.д.) по каждой стране  следует систематизировать по  видам продукции, к которым  они относятся. Таким образом могут быть получены перечни видов продукции, разрабатываемых и выпускаемых интересующими исследователя фирмами

 Анализ  ассортимента продукции фирм-конкурентов  позволяет определить собственную  ассортиментную политику.

 Анализ  лицензионной деятельности фирм-конкурентов  дополняет общую картину их  деятельности. Особый интерес представляет  информация об условиях заключения  лицензионных соглашений

 Особое  место в рыночных исследованиях  занимает сегментация рынка. Для  сегментации рынка продукции  промышленного назначения необходимо  провести тематический патентный  поиск по данному виду продукции  и систематизировать отобранные  в процессе поиска изобретения  по областям применения продукции  с их использованием

 Важное  место в рыночных исследованиях  занимают исследования, связанные  с поиском потенциальных партнеров.  Поиск и выбор фирм-потенциальных партнеров начинается с проведения тематического патентного поиска, в процессе которого отбирается информация об изобретениях (полезных моделях), связанных с совершенствованием продукции, совместимой продукцией отечественной организации, заинтересованной в налаживании партнерских отношений

 По результатам  поиска выявляются ведущие фирмы,  разрабатывающие и производящие  продукцию, совместимую с продукцией  отечественной организации. Затем  тематический патентный поиск  дополняется фирменным (именным)  поиском, по результатам которого  отбирается информация обо всех  изобретениях потенциальных партнеров,  запатентованных этими фирмами  в последние 5 лет. Анализ разделов описаний изобретений этих фирм, в которых содержится критика предшествующего состояния развития техники и формулируются цели или задачи изобретения, позволяет установить проблемы, над которыми работают эти фирмы

 В результате  такого анализа необходимо найти  ответ на вопрос, в какой мере  научно-технические достижения отечественной  фирмы (ее последние изобретения  и ноу-хау) могут помочь потенциальному  партнеру в решении тех проблем,  над которыми он работает в  последние годы. Когда такой ответ  найден, то на основе проведенного  анализа готовятся предложения  по научно-техническому сотрудничеству  с соответствующим партнером


Информация о работе Патентные исследования