Патентные исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:30, статья

Краткое описание

Кому и Зачем они нужны? В соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" патентные исследования - это исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации

Вложенные файлы: 1 файл

ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебное пособие.docx

— 125.92 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, характеризующие  условия тенденции развития рынка  продукции данного вида (аналогичного назначения)

 Успешный  выход на рынок с какой-либо  продукцией и устойчивое положение  на нем в течение длительного  времени во многом определяются  перспективами развития рынка  в отношении данной продукции.  Одним из способов определения тенденции развития отдельных видов продукции в конкретной стране или регионе является исследование динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанное на построении динамических рядов патентования изобретений, относящихся к данной продукции, в стране намечаемого экспорта. При этом стабильность изобретательской активности или ее возрастание в последние годы изучаемого временного интервала могут свидетельствовать о стабильности и перспективах расширения рынка данной продукции

 

Факторы, характеризующие  условия конкуренции на данном рынке

 Учет  факторов этой группы предполагает  выявление фирм-конкурентов на  рынке данной страны. Это может быть сделано путем анализа библиографических частей рефератов или описаний изобретений к выданным в данной стране патентам, где приводятся сведения о фирме - патентообладателе, и ранжирования фирм по количеству принадлежащих им патентов

 Кроме  того, необходимо изучать тенденции  в разработке новых изделий  конкурирующими фирмами, что может  быть проделано путем анализа  всех изобретений этих фирм. Для  этого необходимо изучить описания  изобретений по выданным данным  фирмам патентам в различных  странах, и, прежде всего, в  странах, где размещены дирекции  этих фирм

 Необходимо  также определить намерения конкурирующих  фирм на рынке данной страны, например, путем изучения динамики  патентования этими фирмами своих  технических решений в данной  стране Необходимо также выявить  основные направления научных  исследований конкурирующих фирм. Для этого необходимо использовать  не только патентную, но и публикации в академических и отраслевых журналах, фирменных изданиях и монографиях, доклады и сообщения на совещаниях, конференциях, симпозиумах

 

Патентно-правовые факторы

 Одним  из основных условий обеспечения  конкурентоспособности продукции  является ее патентная чистота.  Это означает, что продукция не  должна нарушать исключительного  права на изобретения, промышленные  образцы, полезные модели и  др.объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных выдачей патентов или свидетельств в странах, где она реализуется как товар Существенную роль в обеспечении конкурентоспособности продукции играет патентование используемых в ней изобретений и других видов промышленной собственности. Наличие патента существенно облегчает проведение переговоров с партнерами, так как многие из них отказываются подписывать соглашения, в которых содержаться обязательства сохранить в секрете передаваемые технические решения. Монопольное положение, которое в течение некоторого времени обеспечивается фирме сильным патентом, особенно важно для малой фирмы. Наличие патентов и товарных знаков часто делает возможным осуществление эффективных экспортных операций

Производственные  факторы К производственным факторам, определяющим возможности создания конкурентоспособной продукции и характеризующим конкурентоспособность организации (предприятия), относятся: - овладение передовой технологией;

- постоянное  обновление и модернизация технологического  оборудования;

- величина  расходов на НИОКР;

- наличие  гибкой производственной структуры,  способной быстро переориентироваться  на выпуск продукции, пользующейся  повышенным спросом;

- наличие  надежных поставщиков и др.

 Следует  отметить, что расходы на НИОКР  включают расходы на проведение  патентных исследований, а расходы  на маркетинг включают расходы  на патентование изобретений,  промышленных образцов, полезных  моделей и регистрацию товарных  знаков

 

Факторы, характеризующие  условия поставки и сбыта продукции  потребителю

 Экспорт  продукции в настоящее время  составляет около 35% от общего  объема мировой торговли продукцией  машиностроения, однако учитывая  таможенную политику промышленно-развитых  стран, торговля готовой продукцией  во многих случаях не выгодна.  В подобных случаях необходимо  исследовать возможность поставки  части оборудования, которая на  месте в данной стране доукомплектовывается  частями местного производства. В некоторых случаях возможна  организация полного производства  изделия. Это дает возможность  повысить конкурентоспособность  продукции. Как правило, в таких  случаях предусматривается организация  производства части или всего  изделия в какой-либо стране  на основе неисключительной лицензии  на право использования изобретений  или переуступки прав (исключительной  лицензии). Такое сотрудничество, как  правило, имеет долгосрочный характер  и выгодно обеим сторонам

 

Стоимостные факторы

 Цена  конкурентоспособного изделия на  внешнем рынке находится в  прямой зависимости от его  качества. Наличие уникальных потребительских  свойств изделия, обусловленных,  например, использованием в нем  изобретений, может быть основанием  для сбыта его по более высокой  цене, чем цена изделий-конкурентов,  не обладающих этими свойствами. При оценке конкурентоспособности  изделий следует принимать во  внимание так называемую полную  цену потребления изделия. Полная  цена потребления складывается  из цены приобретения (стоимости  изделия на рынке) и затрат  потребителя, связанных с эксплуатацией  его в течение срока службы  изделия, включая затраты энергии,  топлива, затраты на ремонт  и профилактическое обслуживание  и т.п. Считается, что чем  ниже доля цены приобретения  в полной цене потребления  изделия, тем ниже конкурентоспособность  изделия

 

Информационные  факторы

 Трудно  переоценить роль информационных  факторов и, в частности, рекламы  в обеспечении конкурентоспособности  изделий на внутреннем и внешнем  рынке. Особенно велика эта  роль на начальной стадии проникновения  производителя на рынок

 Успешной  рекламе в значительной степени  способствует использование в  изделии оригинальных новинок  (изобретений, ноу-хау и др.), которые  придают изделию уникальные свойства

Виды патентных  исследований и их связь с этапами  создания продукта Анализ факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, позволяет выделить основные виды патентных исследований, связанных с обеспечением конкурентоспособности. К ним относятся:

определение требований потребителей к продукции  данного вида;

отбор наиболее эффективных научно-технических  достижений (НТД) для использования  при разработке новых или модернизированных  образцов продукции;

оценка технического уровня (ТУ) продукции на различных  этапах ее разработки и коммерческой реализации;

анализ тенденций  развития рынка продукции;

анализ условий  конкуренции на рынке продукции  данного вида;

анализ возможностей правовой охраны технических и художественно-конструкторских  решений, полученных в процессе разработки;

анализ условий  беспрепятственной реализации продукции  на рынке конкретной страны (экспертиза на патентную чистоту)

 Процесс  создания новых образцов продукции  может быть условно поделен  на ряд этапов, отличающихся по  решаемым задачам и методам  их решения

 

 Этапу  отбора идей предшествует этап  поиска новых идей, связанных  с созданием промышленной продукции,  на котором анализируются различные  источники научно-технической информации  и, в первую очередь, патентной  информации, а также идеи, генерируемые  ведущими сотрудниками фирмы,  занятой созданием нового образца  продукции

 

 На этапе  отбора идей осуществляется процесс  отсеивания идей, явно не соответствующих  целям и возможностям фирмы

 На этапе  анализа возможностей производства  и сбыта осуществляется переход  от идей к конкретным рекомендациям  по созданию новых образцов  продукции. На этом уже учитываются  не только возможности фирмы-разработчика, но, в первую очередь, требования  потребителей к продукции данного  вида, а также тенденции развития  рынка и условия конкуренции  на рынке данной продукции.  Результатом этапа отбора идей  и анализа возможностей производства  и сбыта является отбор наиболее  эффективных идей, которые в наибольшей  степени способны удовлетворить  требования потребителей и обеспечить  конкурентоспособность образцов  продукции с их использованием

 На этапе  формирования технического задания  на НИОКР устанавливаются требования  к объекту разработки с учетом  требований потребителей к продукции  данного вида, тенденций развития  самой продукции и ее рынка и достижений ведущих фирм-конкурентов

 На этапе  выполнения НИР осуществляется  выбор направления разработки  и экспериментальная апробация  наиболее эффективных идей, отобранных  на предыдущих этапах и намечаемых  к использованию в объекте  разработки. С учетом результатов  такой апробации осуществляется  дополнительный отсев идей, не  отвечающих критериям отбора. При  этом основным критерием отбора  является возможность получения  прибыли от реализации продукции  с использованием оцениваемого  новшества. На этом этапе могут  быть предприняты первые шаги  по правовой охране новшеств  путем подачи заявок на выдачу  соответствующих охранных документов. Еще одним критерием для отбора  новых технических решений к  использованию в объекте разработки  может служить их влияние на  патентную чистоту объекта разработки. Это требует проведения на  данном этапе создания новой  продукции предварительной ее  проверки на патентную чистоту

 Отбор  наиболее эффективных технических  решений для использования в  объекте разработки должен осуществляться  также с учетом их влияния  на технический уровень объекта  разработки

 В процессе  проектирования объекта разработки (этап ОКР) возможно также создание  новых технических решений, которые  должны быть оценены с точки  зрения их влияния на технический  уровень и патентную чиcтоту объекта, а также возможности их правовой охраны

 На этапе  создания опытной партии продукции  проводятся испытания опытных  образцов продукции, по результатам  которых осуществляется оценка  технического уровня продукции.  По результатам испытаний может  быть принято решение о патентовании  некоторых новинок, касающихся  технологии изготовления объекта  разработки или его отдельных  элементов, либо о переводе  этих новинок в режим ноу-хау,  когда информация о них засекречивается  и определяется порядок доступа  к ней ограниченного круга  лиц. На этом этапе осуществляется  окончательная проверка объекта  на патентную чистоту с учетом  всех использованных видов интеллектуальной  собственности (изобретений, полезных  моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименований мест  происхождения товара, программ  для ЭВМ, баз данных, топологий  интегральных микросхем)

 На этапе  изготовления и испытания опытной  партии продукции по результатам  оценки технического уровня продукции  формируется предварительная продажная  цена единицы продукции и разрабатывается  рекламная стратегия 

 На этапе  проверки состояния рынка осуществляется  продажа части опытных образцов  продукции или передача их  в пользование на льготных  условиях потенциальным потребителям. При этом специалистов по сбыту  интересует реакция потребителей  технический уровень и качество  продукции и ее продажную цену, а также оценка потребителями преимуществ и недостатков данной продукции перед образцами аналогичной продукции фирм-конкурентов. Эти коммерческие эксперименты проводятся до принятия решения об организации массового производства

 Принятие  решения об организации массового  производства новой продукции  осуществляется после тщательного  анализа результатов исследований  на всех предыдущих этапах. Следует  иметь в виду, что суммарные  затраты на создание и освоение  производства новой продукции  резко возрастают именно на  этапе организации массового  производства. В этой связи исключительно  важное значение имеет то, что все основные патентные исследования (определение требования потребителей, отбор наиболее эффективных идей, оценка технического уровня и патентной чистоты и др.) проводятся на начальных этапах создания продукции, когда затраты еще относительно невелики и можно внести коррективы в процесс создания продукции

 Таким  образом, патентные исследования  являются инструментом управления  инновационным проектом, при использовании  которого минимизируются риски  технологического и коммерческого  характера и снижаются затраты  на разработку

 

Маркетинговые

 исследования  на основе патентной информации   Существенным недостатком традиционных способов определения требований потребителейк продукции конкретного вида, основанных на анкетировании и опросах, является то, что они ограничены анализом только внутреннего рынка, где возможен непосредственный контакт с потребителем. Кроме того, рядовой потребитель, формулируя требования к продукции, исходит из существующего представления о данной продукции без учета перспектив его развития

 Другим  чрезвычайно эффективным методом  выявления требований потребителей  к продукции конкретного вида  является анализ описаний изобретений  (полезных моделей), относящихся  к совершенствованию данной продукции.Известно, что любое изобретение )полезная модель) всегда направлено на удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Успех изобретения с точки зрения восприятия обществом во многом определяется его соответствием требованиям потенциальных потребителей той продукции, на совершенствование которой направлено данное изобретение. Важнейшей предпосылкой создания коммерчески значимого изобретения и разработки на его основе конкурентоспособной продукции является выявление требований потребителей к этой продукции и ранжирование их по степени значимости

Информация о работе Патентные исследования