Особенности развития международного туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Определение полного обоснования развития международного туризма в России.
Поставлены задачи:
Изучить разновидности туристической деятельности в России.
Обозначить значимость туризма России.
Определить соответствие туризма России на современном этапе требованиям международного развития туризма и стандартам.
Определить факторы, дающие возможность развивать международный туризм в России.

Содержание

Введение
1. Международный туризм 3
1.1. Понятие о международном туризме. 5
2. Международный туризм России на современном
этапе. 12
2.1Туристский потенциал России. 12
2.2 Виды туристской деятельности на современном этапе развития
туризма в России. 12
2.3. Профессиональная подготовка персонала для выполнения
определенной работы. 19
3. Анализ развития международноготуризма
на современном этапе 22
3.1.Выездной туризм, рынок туризма, география туризма. 22
Некоторое анкетирование населения России, исследования. 24
Факторы, способствующие развитию международного туризма
в России. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список используемой литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 158.19 Кб (Скачать файл)
  • Устойчивый и экологический туризм.

Понятие "устойчивый туризм" возникло в  связи с глобальной концепцией устойчивого  развития человечества. Большая  роль в создании новой модели цивилизации  принадлежит Международной комиссии ООН  по окружающей среде и развитию. В 1987 году она опубликовала доклад "Наше общее будущее", в котором было введено понятие "устойчивое развитие". Под ним понимается развитие общества на базе  неистощаемого, экономически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений. Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и находиться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия.

Знаменательной  вехой начала сознательного поворота человечества на новый путь развития стала конвенция ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. Конвенция  приняла несколько важных документов. Среди них "Повестка дня ХХI века", которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества.

Устойчивость  в туризме означает неистощительное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма.

Всемирный совет по путешествиям и туризму  составил развернутую программу  действий "зеленая планета" для  своих членов – около 500 гостиничных  цепей, турагенств, авиакомпаний и других предприятий туризма.

В рамках туризма осуществляется обмен  опытом в решении конкретных экологических  проблем. Многие туристские компании разрабатывают  собственные планы перехода на принципы устойчивого развития. На них внедряются системы экологического менеджмента, применяются экологические технологии, проводятся экоревизии.

Классификация туризма имеет большое научное  и практическое значение. Она позволяет  упорядочить знания и глубже понять сущность мирового туристского обмена. Приводимая выше классификация туризма  позволила взглянуть на него с  экономической точки зрения. Напрашивается  вывод, что туризм, в том числе  и международный – это особый вид потребления материальных благ, услуг, товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства. Туризм  становится все более  весомой статьей государственного дохода. Предприятия и учреждения, создающие услуги и товары, удовлетворяющие  потребности  туристов, составляют индустрию туризма.

Развитие  туризма очень значимо. Оно приводит к тому, что в некоторых районах, странах индустрия туризма становится отраслью, оказывающей значительное влияние на производственную специализацию  других отраслей народного хозяйства.

Специализация района на обслуживание туристов оказывает  заметное влияние на промышленность. Прежде всего развиваются предприятия, производящие продукты питания, специальный туристский инвентарь и снаряжение. В роли потребителей выступают как сами туристы, так и предприятия индустрии туризма.

Туризм  оказывает существенное влияние  и на развитие строительства, коммунально-бытового обслуживания населения. Развитие индустрии туризма имеет большое значение для повышения жизненного уровня населения.

Следующие главы работы раскрывают развитие индустрии  в России, особенности этого развития, влияния его на развитие экономики  в стране и на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Международный  туризм России на современном  этапе.

2.1Туристский потенциал России.

Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает сегодня скромное место  на международном туристском рынке. На её долю приходится  около 1% мирового туристского потока. Так, по данным Госкомстата России, в 1999 году выезжало за границу 11181,7 тыс. российских граждан, из них по туристским визам 4142,9 тыс. человек, в основном (9311,2 тыс. человек) в страны Дальнего зарубежья, включая  страны Балтики. В том же году в  Россию прибыло 17462,6 тыс. иностранных  граждан, из них с целью туризма 2515,0 тыс. человек, что в 1,33 раза больше, чем в 1998 году. Основная доля туристского  потока в Россию (около 72%) приходится на страны СНГ и Балтики.

Дефицит платежного баланса по статье "Туризм" составил в 1994 году около 5 млрд. долларов. Материальная база туризма более  чем на 80% нуждается в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированных  специалистов по туризму. Такое положение  объясняется неустойчивой экономической  ситуацией в стране,  снижением  уровня жизни и резким усилением  дифференциации доходов населения, а также криминогенной ситуацией в ряде регионов, не способствующей увеличению туристов в Россию. В 1997 году из России с туристскими целями выехало в 1,7 раза больше туристов, чем прибыло. (График 1.)

2.2 Виды туристской деятельности на современном этапе развития туризма в России.

           Развитие предоставления услуг  по туризму на мировом рынке  идет по линии увеличения. Особое  значение придается на современном  этапе среде проживания, питания. 

Основными условиями маркетинга обслуживания являются: учет местных условий, определение  политики продаж и обслуживания, выработка  стратегии управления доходами, система  постоянного улучшения обслуживания, разработка ценовой политики. В последнее  время в мире получило распространение и некоммерческое распределение – проживание у родственников, друзей, знакомых.

 

Схема 1.*

 Динамика прибытий граждан в Россию  и ВЫездов граждан из России  в 1993 – 1997 гг.

 

             

 

  Временное размещение на некоммерческой  основе практикуется в ряде  стран молодежными организациями,  учебными заведениями на время  каникул, что предоставляет молодым  людям возможность посетить различные  регионы мира с минимальными  затратами.

 

* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.

Рассматривая  ситуацию по обслуживанию туристов в  России следует отметить:

В России с 1994 года наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда. Наметилась тенденция убыточности  гостиничного хозяйства в большинстве  регионов страны. Заметную роль в сокращении спроса играет постоянно возрастающая стоимость услуг гостиничного хозяйства. Последнее сильно отразилось на объемах  и дальности поездок – резко  сократился поток экскурсантов, прекратились дальние выезды. Западные специалисты, исследующие состояние гостиничного хозяйства в России, отмечают недостаточное  количество гостиниц, соответствующих  мировым стандартам, плохо обученный  персонал, устаревшую инфраструктуру и сложности со средством сообщения.

  Потенциально   огромен   рынок   услуг  выездного  туризма   в  России. По данным 

А. Овсянникова, опрос москвичей показал, что не менее 30% взрослого населения  столицы изъявили желание отдыхать за рубежом.

Виды отдыха.     Таблица 1.*

№ п/п

Вид отдыха (туризма)

Доля, %

1

2

3

1.

Отдых на море

26

2.

Экскурсии

18

3.

Оздоровление

10

4.

Спортивный  туризм

8

5.

Рыбалка

4

6.

Развлечения

4

7.

Отдых в городе

4

8.

Ночная жизнь (дискотеки, бары)

2

1

2

3

9.

Охота

2

10.

Образовательный туризм

2

11.

Бизнес-туры

1

12.

Другое

36

13.

Не ответили

10


 

 

 

Следует    отметить,   что   36% потенциальных  туристов не нашли в списке предложенных видов отдыха интерес на свой вкус вследствие недостаточно полного набора услуг, известных в таблице. За рамками  остались паломничество, посещение  родственников, знакомых, ностальгический  и событийный туризм, система владения отдыхом и другие.

Интересен также и тот факт, что в зависимости  от материального положения граждан  в России хотели бы провести отдых  организованно 18% опрошенных, чьё материальное  положение осталось без изменений. При выборе вида отдыха немаловажное значение имеет возраст путешественника. Наибольший интерес  для туристских фирм представляют покупатели в возрасте 26 – 40 лет. 

Таблица  2.*

Предпочтение  странам 

 

 

Страна

 

Предпочтение

1

2

Великобритания

Семейный отдых

Германия 

Равный интерес  у холостых людей и семейных пар

Испания

Страна интересна  для семейных пар, людей ранее  состоявших в браке, холостых

Франция

 

Смешанный интерес

Турция

Единственная  страна интересная вдовам и вдовцам

Греция

Смешанный интерес

 

1

2

 

Страна

 

Доминирующий вид отдыха

Турция, Испания

Отдых на море

Франция, Италия

Отдых на море, экскурсии

Испания, Греция

Отдых на море, экскурсии

Кипр, Израиль

Экскурсии, отдых  на море

Германия, Великобритания

Экскурсии, отдых  на море, спортивный туризм

СНГ

Отдых на море, курорты, спортивный туризм


 

Изучение и анализ рынка туристских услуг выявили необходимость  сегментирования различных рынков.

Туризм и экология.

Бережное отношение к природе  и окружающей среде является одним  из привлекательных элементов туризма  и путешествий. Туристические гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены  среди нетронутой природы и где  уделяется должное  внимание вопросам экологии, становятся всё более популярными  и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

Закон Российской Федерации "Об основах  туристской деятельности", государственные  стандарты Российской Федерации  по туристско-организационному обслуживанию практически не затрагивают вопросы  экологии и уменьшения отрицательного воздействия турпредприятий на окружающую среду.

Опыт европейских стран в  этом направлении уже есть. Так, система  экологического менеджмента Финляндии  предполагает при экоревизии на туристских предприятиях рассмотрение следующих вопросов:

    • Требования к условиям проведения путешествия;
    • Меры, способствующие экономии сырья, воды, электро и теплоэнергии;
    • Освоение управления отходами с целью обеспечения соответствия закону об отходах Финляндии;
    • Особые характеристики турпредприятий при предоставлении ими

специфических туристических услуг.

Результаты  воздействия на окружающую среду  оцениваются по следующим направлениям:

    • Воздух: запах (производство и потребление электро и теплоэнергии,

приготовление пищи, транспорт);

    • Вода: водоснабжение, потребление воды (на кухне, при уборке, в сауне, номерах

и т.д.);

    • Почва и почвенные воды: охрана почвенных вод;
    • Шум: состав и уровень шума;
    • Визуальное воздействие (территория, ландшафт, здания, отходы и т. д.)

Экоревизии решают на практике такие вопросы.

Внедрение экологических методов  в управлении туризмом является для  индустрии 

туризма  сравнительно новым делом и в  России.

Социальный  туризм.

Социальный туризм определяется как "путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды", при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

Таблица 3.

Категория лиц, имеющих  предпочтительное право на льготы социального  туризма в России

Категории потребителей

Тип учреждений

Время пребывания

Дети  из многодетных семей, учащиеся, молодежь

Школьные лагеря, лагеря отдыха и  труда, турбазы, дома отдыха, санатории

Школьные каникулы, студенческие каникулы, отпуска

Малоимущие  слои населения, пенсионеры

Турбазы, дома отдыха, санатории

Межсезонье,

Несезон

Инвалиды

Турбазы, дома отдыха, санатории

Межсезонье,

Несезон

Информация о работе Особенности развития международного туризма в России