Местоположение кадровой службы в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Уровень авторитета службы управления персоналом зависит не только от ее управленческих полномочий, но и от уровня специальных знаний сотрудников, полезности службы с точки зрения ее положительного воздействия на трудовой процесс. Поэтому в мировой практике наблюдается следующая закономерность: службы управления персоналом начинают свою деятельность как штабные звенья с исключительно учетными функциями, а затем, по мере развития ее кадрового потенциала и все более очевидного ее положительного влияния на производственный процесс, служба персонала наделяется управленческими полномочиями и начинает непосредственным образом участвовать в руководстве организацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Социальная адаптация работников в организации………….…………………4
1.1.Сущность социальной адаптации работников……………………………….4
1.2.Процесс адаптации работников………………………………………………6
1.3.Система адаптации работников……………………………………………….8
2.Местоположение кадровой службы в системе управления организацией…...11
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Управлению пнрсоналом - копия.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 8. Служба УП в организации с матричной структурой управления

При построении организационной структуры необходимо соблюдать следующие принципы:

-гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве.

-централизация. Заключается в разумной централизации функций работников отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления.

-специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления.

-нормоуправляемость. Это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-10 чел, нижнее звено (мастера, бригады) - 20-40 чел.

-единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находится в диалектическом единстве.

-разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.

-экономичность. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.

Факторы проектирования организационных структур

В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:

1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;

2) технология работ и тип совместной деятельности;

3) особенности персонала и корпоративной культуры;

4) прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.

При создании организационной структуры следует учитывать, что в зависимости от характера факторов внешней среды организация может существовать в четырех принципиально отличных друг от друга ситуациях.

Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:

-расчет числа уровней управления;

-расчет численности персонала;

-типовые структуры управления.

№ п/п

Уровень

Функциональный

Линейный

1

Директор (ген. директор, президент)

Директор (ген. директор, президент)

2

Заместитель директора (директор по продажам, вице-президенты)

Управляющие производством

3

Главные специалисты. Начальники служб (отделов)

Начальники цехов

4

Начальники бюро, групп

Начальники участков

5

Старшие (ведущие специалисты)

Старшие мастера

6

Специалисты

Мастера-бригадиры

7

Младшие специалисты, служащие

Бригадиры, звеньевые




 

Организационная структура управления состоит из двух самостоятельных органов управления, выполняющих определенные функции. Вершиной является центральный аппарат управления предприятием, а основанием аппарат управления структурными подразделениями (производствами, цехами и т.д.). Каждый орган, в свою очередь, состоит из двух отдельных уровней линейного и функционального управления. Организационная структура строится по уровням (ступеням) управления.

Функциональная структура системы управления персоналом. Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку. Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления фирмой. Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, анализ и т.д.).

Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением. Например, как на рис. 8.

Функция управления


Комплекс задач




 

 

№ п/п

Управление персоналом

1

Кадровая политика

2

Подбор персонала

3

Обучение персонала

4

Оценка и аттестация персонала


Рисунок 8 - Комплекс задач по функции «управление персоналом

При построении функциональной структуры, как правило, используется матричный метод распределения функций управления (табл. 5). Строки таблицы - это конкретные функции управления, а столбцы - структурные подразделения аппарата управления. На пересечении столбцов и строк отмечаются основные операции управления по конкретной функции, за реализацию которой отвечает структурное подразделение. Матрица распределения функций управления позволяет четко распределить их между руководством организации и подразделениями аппарата управления, определить технологическую последовательность операций за конкретными руководителями или служащими.

Роль службы управления персоналом организации. Управление персоналом как теоретическая и прикладная отрасль управленческой науки и практики стала формироваться на рубеже XIX и XX веков. Специальные подразделения, занимавшиеся вопросами, связанными с персоналом, начали возникать в 20-30-х годах прошлого столетия. С тех пор функции этих служб получили интенсивное развитие от вспомогательной технической работы до решения практически всех ключевых вопросов, связанных с управлением персоналом организации.

В настоящее время службы управления персоналом выполняют ряд функций, которые раньше принадлежали экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Такое сосредоточение функций в одном структурном подразделении позволяет реализовать эффективный инструментарий управления человеческими ресурсами организации. Сегодня внимание служб управления персоналом в основном уделяется совершенствованию трудовых отношений, подбору кандидатов на вакантные должности, разработке и реализации учебных программ и программ социального развития, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Принятие решений по перечисленным вопросам осуществляется не только руководителем кадровой службы, но и другими линейными руководителями организации.

Таким образом, на сегодняшний день в работе служб управления персоналом все больше преобладают не учетные, а аналитические и организационные аспекты деятельности. При этом отмечено резкое возрастание профессионального уровня работников кадровых служб. Сегодня в их состав входят специалисты в области психологии и социологии, трудовых отношений, специалисты в области разработки и организации учебных программ, а также менеджеры.

В последнее время во внутриорганизационном управлении появился ряд новых профессий и специальностей таких, как специалисты по отбору и найму персонала (рек- рутеры), специалисты, проводящие собеседование с претендентами на вакантные должности (интервьюеры), специалисты по разработке учебных программ, тренеры (преподаватели), консультанты по вопросам развития карьер, профессиональной ориентации и организационной планирования.

Следует отметить, что в настоящее время многие западные организации в области решения кадровых вопросов пользуются услугами аутсорсинговых компаний, в качестве которых выступают рекрутинговые агентства, учебные центры, консультационные фирмы и т.д. К аутсорсинговым компаниям в кадровой сфере относятся, например, разработчики автоматизированных систем управления для служб УП, организации, специализирующиеся на построении системы выплат и компенсаций (льгот). Также на данный момент происходит специализация рекрутинговых компаний и обособление функции подбора руководящего персонала, а также специалистов высокого класса. Самой значительной по масштабу кадровых услуг является сфера профессионального обучения и повышения квалификации, на ее долю приходится от 20 до 40 % затрат организаций.

В организации ОАО «Автоторгсервис» при штате в 80 сотрудников имеется один кадровик, который подчиняется непосредственно руководителю предприятия, то есть местоположение службы управления персоналом в организационной структуре: подчинение руководителю по администрированию.

При построении организационной структуры не соблюдены следующие принципы: гибкость, централизация, специализация, нормоуправляемость, экономичность. Управление персоналом происходит некорректно, так как нет квалифицированного специалиста по подбору персонала и, зачастую, люди принятые на работу не отвечают требованиям занимаемой ими должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией.

Организационная структура системы управления персоналом варьируется в зависимости от специфики ее деятельности. Кроме того, структура службы управления персоналом зависит от размеров организации, а также от уровня кадрового и методического потенциала в области управления персоналом, который определяет степень привлечения сторонних консультационных услуг.

Если кадровый состав организации малочислен, то выполнением некоторых задач в области управления персоналом может заниматься один специалист, а не подразделение в рамках службы. Также ряд функций системы управления персоналом может быть передан другим подразделениям организации.

Службы управления персоналам на сегодняшний день являются функциональными и не участвуют напрямую в управлении основной деятельностью сотрудников организации, а помогают руководителям всех уровней решать вопросы, связанные с наймом, перемещением, увольнением, обучением, социальным обеспечением персонала и ряд других вопросов. Поэтому оптимальным является сочетание полномочий линейных руководителей организации и специалистов по персоналу на основе их совместной ответственности. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абакумова, О.Г. Социология управления: конспект лекций / О.Г.Абакумова. – М.; Приор издат., 2006. – 160 с.

2. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2008. – 249 с.

3.Волина, В. Методы адаптации персонала / В.Волина // Управление персоналом. – 2008. - №13.

4.Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – Н.Новгород, 2005. – 713 с.

5.Шабанова, Ю. Адаптация нового персонала / Ю.Шабанова // Управление персоналом. – 2003. - №10.

6.http://www.center-yt.ru/data/Kadrovik/Socialnaya-adaptaciya-personala.php.

 

 

 


Информация о работе Местоположение кадровой службы в системе управления организацией