Бизнес-план инвестиционного проекта, его основные разделы и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

Определение инвестиционного проекта дается в Законе №39ФЗ, а также в “Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов” (№ ВК 477, утверждены Минэкономики, Минфином и Госстроем РФ 21.06.99г). Следует учитывать, что в “Методических рекомендациях...” отдельно вводятся понятия “проект” и “инвестиционный проект”. Так, термин “проект”, понимается в двух смыслах1:

Содержание

Бизнес-план инвестиционного проекта, его основные разделы и содержание 3
Практическое задание 9
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-план инвестиционного проекта, его основные разделы и содержание.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Бизнес-план инвестиционного  проекта, его основные разделы и  содержание

Определение инвестиционного  проекта дается в Законе №39ФЗ, а  также в “Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов” (№ ВК 477, утверждены Минэкономики, Минфином и Госстроем РФ 21.06.99г). Следует учитывать, что в “Методических рекомендациях...” отдельно вводятся понятия “проект” и “инвестиционный проект”. Так, термин “проект”, понимается в двух смыслах1:

•как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и  определение комплекса действий, направленных на ее достижение;

•как сам  комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели;

то есть как  документация и как деятельность. В дальнейшем во всех случаях, кроме  оговоренных особо, термин “проект” будет применяться во втором смысле.

Инвестиционный  проект (ИП) в “Методических рекомендациях...” определяется согласно Закону “Об инвестиционной деятельности..”, и под ним понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектносметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес план). Иными словами, согласно данному определению, инвестиционный проект это, прежде всего, комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.п., направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров (работ, услуг) с целью получения экономической выгоды.

Бизнес-планы  в основном предназначаются для  того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых  видов товаров и услуг2. Следовательно, любой инвестиционный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может  быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Понятие бизнес-планирования многими учеными трактуется по-разному. Бизнес-план представляет собой, по определению И. В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения3. Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности4.

Механизм делового рыночного  планирования, как справедливо считает  В. М. Попов, включает теорию, методологию  и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений5. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между  этими видами планов существуют и  различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Одной  из  задач  бизнес-плана  является  удовлетворение  потребности  партнеров  промышленного предприятия и пользователей бизнес-плана в информации  о проекте.  Бизнес-план  создается,  прежде всего, для привлечения партнеров. Однако конструктивный подход к рассмотрению перспектив проекта возможен только за счет преобразования информации, содержащейся в бизнес-плане к потребностям партнеров по экономической деятельности. 

Различная структура построения бизнес-планов отдельных организаций  затрудняет анализ и применение данного  документа, что ставит вопрос о создании типовой структуры, ее соблюдении и применении  на ограниченной,  достаточно  самостоятельной  обособленной  территории.  Экономическое  обоснование бизнес-проекта должно отвечать определенным критериям, предъявляемым к таким проектам кредитными организациями, государственными и международными органами, частными инвесторами и т.д.6

К  основным  принципам  бизнес-планирования  относятся:  научная  обоснованность,  целостность, комплексность, эффективность и  достоверность. С точки зрения организационно-методического  аспекта качество системы представляет собой уровень организации процесса, качественные свойства используемых  методов  собирания,  обобщения  и  использования  информации,  а  также  методик  бизнес-планирования  и  контроля  за  исполнением  плановых  заданий.  Качество  организационной  структуры бизнес-планирования определяется согласованностью, взаимодополняемостью информационных потоков в процессе разработки обоснования и контроля за реализацией плановых заданий. Методическое качество заключается в применении наиболее современных и эффективных методов подготовки обоснования бизнес-проекта, сочетании различных методов сбора, обобщения, группировки и использования  информации.  Технико-технологический  аспект  качества  системы  определяется  совершенством операционно-процедурной  технологии  бизнес-планирования,  методов  обработки  информации.  В  данном случае рассматривается качество технологии сбора, накопления, хранения, обновления, передачи и преобразования экономической информации.

Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели7:

  • общие исходные данные и условия выполнения проекта;
  • рынок сбыта продукции и производственная мощность;
  • материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
  • местонахождение предприятия и транспортные связи;
  • проектно-конструкторская документация;
  • организация предприятия и накладные расходы;
  • потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
  • планирование сроков осуществления проекта;
  • финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических  расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели.

Титульный лист: название и адрес фирмы; имена  и адреса учредителей; суть предлагаемого  проекта; стоимость проекта.

Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

Анализ положения  дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные  конкуренты; предполагаемые потребители.

Существо предлагаемого  проекта: выпускаемая продукция; выполняемые  работы и услуги; необходимые помещения  и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

Производственный  план: содержание технологического и  производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость  основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные  каналы сбыта; реклама продукции; прогноз  новых видов изделий; целевые  показатели8.

Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности  партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

Финансовый  план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность  появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

Приложения: перечень основных документов.

В российском малом  и большом предпринимательстве  в последние годы значительно  расширилась практика составления  бизнес-планов с учетом специфики  новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых в финансовом разделе:

- срок окупаемости инвестиций;

- ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);

- предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);

- предельно минимальный срок кредита;

- форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);

- план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;

- структура себестоимости по основным статьям расходов.

Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет  границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь  в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.

Практическое задание

Произведена покупка  колледжа стоимостью в 32 млн. руб. При этом собственный капитал инвестора (покупателя) составлял 12 млн. руб., а заемный капитал за счет взятого ипотечного кредита 20 млн. руб. Годовая сумма платежей по погашению долга составляет 40 млн. руб.

Определите  коэффициент ипотечной задолженности  и ипотечную постоянную величину выплаты кредита.

Решение:

Коэффициент ипотечной  задолженности (Кз) показывает долю ипотечного долга (т.е. заемных средств) в общей  стоимости недвижимой собственности. Он рассчитывается по формуле:

Кз = (И/К) * 100%,

где И - сумма  ипотечного кредита, руб.,

К - общая стоимость  недвижимости, руб.

 

Таким образом:

Кз = (20/32)*100% = 62,5%.

Ипотечная постоянная (Пи) представляет собой процентное отношение ежегодных платежей по обслуживанию долга к основной сумме ипотечного кредита:

Пи = (Д/И) *100%,

где Д - годовая  сумма платежей по обслуживанию долга, руб.,

И - основная сумма  ипотечного кредита, руб.

 

В нашем случае величина ипотечной постоянной будет  равна:

Пи = (40/20)*100% = 200%.

Коэффициент ипотечной  задолженности равен 62,5%. Чем выше значение данного коэффициента, тем  выше доля заемных средств и ниже доля собственных средств инвестора  в финансирование сделки с недвижимостью. С точки зрения кредитора, более  высокий коэффициент ипотечной задолженности означает более высокую степень риска нарушения заемщиком своих обязательств.

Ипотечная постоянная равна 200%. Чтобы ипотечный кредит был полностью погашен, ипотечная постоянная должна быть выше номинальной ставки процента по кредиту. Превышение ипотечной постоянной над процентной ставкой обеспечивает выплату основной суммы кредита.

Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта, его основные разделы и содержание