Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках закона и направленных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентированно на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_gotovaya с цифрами сбоку.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: “Планирование на предприятии торговли и общественного питания» на тему:

 “Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности”

 

 

Исполнитель:

Студент группы 603 (ЭП)

Чураков В.В

 

 

Проверил:

Маклакова В.А

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночная экономика  предлагает становление и развитие предприятий различных организационно – правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.

Появился такой вид экономической  деятельности, как предпринимательство  - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии  решений (разумеется, в рамках закона и направленных  норм), во-вторых, ответственностью за  принимаемые решения и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентированно на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.  Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово – хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной  предприятием самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.

Поэтому, для принятия тех или  иных решений в управлении предприятием немаловажным становится проведение различных видов экономического анализа. Анализ связан с повседневной финансово-экономической деятельностью предприятия, их коллективов, менеджеров, собственников.

Переход к рыночной экономике  требует от предприятий повышения  эффективности деятельности, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения научно – технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

 Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Долгосрочная эффективная  работа любого предприятия, его экономический  рост определяются правильным выбором  стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и другие ресурсы.

Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое  обеспечивает адаптацию фирмы к  быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Выбранная  тема курсовой работы является актуальной для изучения, так как от показателей хозяйственной деятельности предприятия, ее эффективности  и от стратегического планирования зависят возможности реализации социально-экономических целей предприятия, возможности устойчивого развития предприятия, повышение конкурентоспособности реализуемой продукции и оказываемых услуг. А так же данные комплексного всестороннего анализа используются для разработки рекомендаций принятия практических мероприятий с целью повышения эффективности деятельности организации.

Таким образом, целью курсовой работы является на основе проведенного анализа  деятельности торгового предприятия  и оценки ее эффективности  построить  стратегию дальнейшего развития, осуществить планирование основных показателей на 2013 год и разработать мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.

Объектом курсовой работы является торговое предприятие магазин часов  «Омега», зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя Злобина Е.В..

Материал в данной курсовой работе изложен в четырех направлениям:

1.  Изучение теоретических основ  анализа хозяйственной деятельности  предприятия, сущности и содержания  организации стратегического управления  и планирования на предприятии.

2. Проведение экономического анализа и оценка эффективности деятельности предприятия.

3.  Рассмотрение стратегического  развития салона часов «Омега» - ее цели, задачи, выполняемые функции, потенциал, которым располагает данная организация для решения поставленных перед нее задач.

4. Разработка основных направлений по улучшению стратегической программы и планирование основных показателей деятельности предприятия.

5. Описание предложенных мероприятий  по повышению эффективности работы  торгового предприятия «Омега».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности предприятия, сущность и содержание организации стратегического управления

1.1 Значение, роль  и содержание экономического  анализа хозяйственной деятельности          

       Без   интенсификации,   ускорения   производства,   совершенствования хозяйственного   механизма,   внедрения   полного   хозрасчета,    принципов самоокупаемости  и  самофинансирования  успешная  деятельность   предприятий невозможна.

       Необходимо  повысить научную обоснованность  разрабатываемых  планов  и

нормативов, постоянно  анализировать их выполнение;  оценивать  эффективность использования   ресурсов;   выявлять   резервы;   обосновывать   оптимальные управленческие  решения.  Все  это  входит  в  число  задач   экономического анализа.

       Экономический анализ  хозяйственной деятельности  сформировался как самостоятельная отрасль научных знаний в непосредственной  связи с другими специальными науками: управлением, планированием, учетом и статистикой.

       Анализ  хозяйственной  деятельности  как  наука  представляет   собой систему знаний, связанную с  исследованием  взаимозависимости  экономических явлений, выявлением положительных  и  отрицательных  факторов  и  измерением степени их влияния, тенденций и закономерностей, резервов, упущенных выгод, с практическими обобщениями и выводами.

       Первой  характерной  чертой  такого  анализа  является   исследование  экономических факторов, явлений,  процессов. Анализ деятельности  предприятий обеспечивает взаимосвязанное  изучение хозяйственных явлений и процессов,  их становления и развития, происходящих в  них  количественных  и  качественных изменений.

       Второй  характерной чертой экономического  анализа является объективная  и всесторонняя оценка выполнения  планов, принятых предприятием и  отдельными его подразделениями, отраслевыми объединениями.  Особенность  анализа  здесь состоит    в    комплексном    использовании    материалов    бухгалтерской, статистической и других видов отчетности. Только  комплексное  использование проведенных  и  взаимоувязанных  данных  позволяет  всесторонне   и   вполне объективно оценить выполнение  плановых  заданий.  Более  того,  в  процессе анализа выполнения планов  может  быть  дана  и  критическая  оценка  самого плана, его обоснованности.

Третьей характерной чертой экономического анализа является  выявление причин,  положительно  и  отрицательно  повлиявших  на  выполнение  заказов- планов, измерение степени их влияния.

Правильно раскрыть и  понять основные  причины,  или,  как  в  анализе принято называть,  факторы,  оказавшие  влияние  на  ход  выполнения  плана, правильно установить их действие и взаимодействие - значит правильно  понять ход всей хозяйственной деятельности анализируемого объекта.  Но  в  процессе анализа не только вскрывают и характеризуют основные  факторы,  влияющие  на хозяйственную деятельность, но и измеряют степень их воздействия.

Четвертой  характерной   чертой   экономического   анализа   является выявление тенденций и  закономерностей  развития  предприятия,  резервов,  а также  упущенных  возможностей. 

Наконец, пятой характерной  чертой  экономического  анализа  является завершение  исследования  экономических   явлений,   наблюдений   за   ходом выполнения планов,  обобщениями,  практическими  выводами  и  предложениями.

Задачи  экономического  анализа   определяются   в   первую   очередь содержанием  данной науки. Эти задачи сводятся к  следующему.

Первая задача - контроль и всесторонняя  оценка  выполнения  плановых заданий  по  количеству,   структуре   и   качеству   выпущенной   продукции (выполненных работ  и  оказанных  услуг)  с  точки  зрения  бесперебойности, ритмичности процессов, всестороннего удовлетворения нужд и запросов людей.

В торговле при оценке выполнения плана основное  внимание  обращается на объем оптового и розничного товарооборота, его ассортиментную  структуру, рациональное соотношение товарных запасов, поступления и выбытия товаров.

Вторая задача - оценка использования отдельными  предприятиями  и  их объединениями  своих   материальных,   трудовых   и   финансовых   ресурсов.

Наиболее   рациональное    и    эффективное использование  ресурсов - важнейшая экономическая  задача.

На  основе  экономического  анализа   дается   оценка   эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В  процессе  экономического  анализа  работы   предприятий   торговли исследуется также рациональность использования всех видов ресурсов с  учетом их  значения  и  особенностей.  Наибольшую   важность   приобретает   анализ использования торговыми предприятиями материальных и трудовых ресурсов.

Третья задача- оценка финансовых результатов деятельности предприятий и  организаций.  Очень  важным  при  этом  является  соизмерение  доходов  и расходов предприятия.

При   оценке   финансовых   результатов   деятельности   хозрасчетных предприятий   используются   в   органической   увязке   количественные    и качественные  показатели.  Прибыль  торгового  предприятия,  зависит   как   от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от  фактически сложившегося уровня  издержек  обращения,  от  соблюдения  режима  экономии, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Четвертая задача — выявление неиспользованных резервов.

Экономический анализ (с  его подчас довольно  сложными  и  трудоемкими расчетами) оправдывает себя, в конечном счете, лишь тогда, когда он  приносит обществу  реальную  пользу.  Реальная  полезность   экономического   анализа заключается главным образом в изыскании резервов  и упущенных возможностей на  всех  участках  планирования  и  руководства   предприятием.   Изыскание внутренних резервов приобретает в настоящее время огромное значение.

Выявление резервов в  процессе экономического анализа происходит путем критической  оценки  принятых  планов,  сравнительного  изучения  выполнения планов различными  подразделениями  предприятия,  однородными  предприятиями данной системы, родственными предприятиями различных систем  путем  изучения и использования передового, опыта внутри страны и за рубежом.

Анализ   завершается   разработкой   мероприятий,   направленных   на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию и использование  резервов, на  дальнейшее   улучшение   всей   хозяйственной   деятельности   торгового предприятия.

По содержанию процесса управления выделяют:

  • Перспективный (прогнозный, предварительный) анализ;
  • Оперативный анализ;
  • Текущий (ретроспективный) анализ по итогам работы за тот или иной период.

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности