Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18

2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

 В старшей группе  продолжается знакомство детей  с особенностями дорожного движения  транспорта и пешеходов. Закрепляется  умение ребят свободно ориентироваться  на территории вокруг детского  сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить,  каким маршрутным транспортом  пользуются родители по дороге  в детский сад. Также нужно  продолжать знакомить детей с  основными понятиями дорожного  "словаря".

 На прогулках за  территорией дошкольного учреждения  рекомендуется обращать внимание  дошкольников на правильные и  неправильные действия других  пешеходов. При этом педагогу  необходимо проследить за тем,  смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы  делают неправильно, почему их  действия опасны,  и что нужно  делать, чтобы быть в безопасности.

 И на прогулках,  и на занятиях в группе (с  помощью иллюстративного материала)  нужно обращать внимание дошкольников  на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель  объясняет, что такое "закрытый  обзор". На прогулке воспитатель  наглядно показывает дошкольникам  движение транспортных средств:  больших, грузовых автомобилей,  автобуса, троллейбуса и легковых  автомобилей, мотоциклов, которые  не видны за большим транспортом.  Объясняет, что если пешеход  переходит дорогу в неположенном  месте, он не видит, что за  большим транспортом может ехать  мотоцикл, легковая машина с большой  скоростью. В свою очередь,  водитель автомобиля (мотоцикла)  тоже не видит пешехода, если  он переходит дорогу в месте  закрытого обзора. В результате  происходят наезды.

 Интересной и эффективной  формой работы станет организация  ролевых игр, в которых ребята  доведут до автоматизма навыки  безопасного поведения на улице.

 Если в детском саду  имеется макет микрорайона с  улицами, прилегающими к территории  детского сада, то воспитатель,  поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город,  улицы, светофоры: транспортные  и пешеходные, пешеходные переходы  и т. д. Используя фигурки  пешеходов и транспорта, наглядно  показать, что может произойти,  если нарушать правила дорожного  движения. А также объяснить, как  правильно нужно вести себя  на улицах и дорогах, показать  опасные повороты транспорта  на перекрестках и т. д.

 В старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

 Особенно внимательно  нужно относиться к детям подготовительной  группы, ведь они – будущие  школьники, которым совсем скоро  придется самостоятельно переходить  дорогу, выполнять обязанности пешехода  и пассажира. С ними продолжаются  занятия на развитие познавательных  процессов: внимания, восприятия, воображения,  мышления, памяти, речи.

 У дошкольников этой  возрастной группы нужно развивать  способности к восприятию пространственных  отрезков и пространственной  ориентации. Они должны уметь  самостоятельно давать оценку  действиям водителя, пешехода и  пассажира, предвидеть опасность  на улице.

 Также к этому возрасту  дошкольники должны уметь наблюдать,  оценивать дорожную обстановку  с помощью зрения, слуха (увидел  сигнал светофора, услышал предупредительный  звуковой сигнал, подаваемый водителем  автомобиля, и т. д.), с пониманием  объяснять опасные места в  окружающей дорожной среде.

 Занятия по правилам  дорожного поведения также проводятся  и в группах кратковременного  пребывания. С учетом лимита времени  воспитатель может выборочно  давать ребятам задания в альбомах  по рисованию, развивающие их  познавательные способности и  активизирующие их самостоятельную  работу по изучению правил  безопасного поведения на улице.

 При обучении детей  следует учитывать следующие  данные научных исследований:

1. Дошкольники младшей  группы способны запомнить только  два-три ярких признака предметов;

2. Дети средней группы  могут запомнить три¬-четыре признака  предмета;

3. Дети из старшей группы  запоминают не больше пяти-¬шести  признаков предмета.

 Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах  должно определяться содержание занятий  по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.

 Так, в первой младшей  группе дети знакомятся с транспортными  средствами: грузовым и легковым  автомобилями, общественным транспортом.  Определяют, из каких частей состоят  машины. Обучаться различать красный  и зелёный цвета. Следовательно,  в игровом уголке должны быть:

1. Набор транспортных  средств 

2. Иллюстрации с изображением  транспортных средств 

3. Кружки красного и  зелёного цвета, макет пешеходного  светофора. 

4. Атрибуты к сюжетно-ролевой  игре «Транспорт» (разноцветные  рули, шапочки разных видов машин,  нагрудные знаки, жилеты с изображением  того или иного вида транспорта  и т.д.)

5. Дидактические игры  «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

 Во второй младшей  группе дети продолжают работу  по распознаванию транспортных  средств, знакомятся с правилами  поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать  красный, жёлтый, зелёный цвета,  знакомятся с понятиями «тротуар»  и «проезжая часть». Поэтому, к  предметам, имеющимся в уголке  безопасности дорожного движения  первой младшей группы, следует  добавить:

1. Картинки для игры  на классификацию видов транспорта  «На чём едут пассажиры», «Найти  такую же картинку». 

2. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

3. Макет транспортного  светофора (плоскостной).

 Для ребят средней  группы новым будет разговор  о пешеходном переходе и его  назначении, правостороннем движении  на тротуаре и проезжей части.  Кроме того, дети 4-5 лет должны  чётко представлять, что когда  загорается зелёный сигнал светофора  для пешеходов и разрешает  им движение, для водителей в  это время горит красный –  запрещающий сигнал светофора.  Когда загорается зелёный сигнал  для водителей и разрешает  движение автомобилей, для пешеходов  вспыхивает красный сигнал. В  уголке безопасности дорожного  движения обязательно должен  быть:

1. Макет светофора с  переключающимися сигналами, действующий  от батарейки 

2. Дидактические игры  «Найди свой цвет», «Собери  светофор» 

3. На макете улицы необходимо  нанести пешеходный переход. 

 В старшей группе  ребята узнают о дорожном движении  много нового. Именно в этом  возрасте происходит знакомство  с такими большими и сложными  темами, как «Перекрёсток», «Дорожные  знаки». Следовательно, в уголке  безопасности дорожного движения  должны появиться:

4. Макет перекрёстка,  с помощью которого ребята  смогут решать сложные логические  задачи по безопасности дорожного  движения, отрабатывать навыки безопасного  перехода проезжей части на  перекрёстке. Желательно, чтобы этот  макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать  улицу. 

5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

6. Дидактические игры: «О  чём говорят знаки?», «Угадай  знак», «Где спрятался знак?»,  «Перекрёсток», «Наша улица» 

7. Кроме того, для детей  старшей группы знакомят с  работой регулировщика. Значит, в  уголке БДД должны быть схемы  жестов регулировщика, дидактическая  игра «Что говорит жезл?», атрибуты  инспектора ДПС: жезл, фуражка. 

 В подготовительной  группе ребята встречаются с  проблемными ситуациями на дорогах  (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного  движения уже систематизируются.  Содержание уголка более усложняется:

1. Собирается картотека  «опасных ситуаций» (для их  показа можно сделать импровизированный  телевизор, или компьютер) 

2. Организовывается окно  выдачи водительских удостоверений  сдавшим экзамен по ПДД.

 Во всех группах  хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

 Уголок может быть  оформлен так:

1. Единый стенд (размеры  зависят от наличия свободной  площади и количества помещаемой  информации, но не менее 30*65 см).

2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена  для размещения отдельной информации 

3. Книжка-раскладушка 

 Учитывая важную роль  родителей в вопросе обучения  детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен  содержать:

1. Информацию о состоянии  дорожно-транспортного травматизма  в городе 

2. Причины дорожно-транспортных  происшествий с участием детей 

3. Рекомендации родителям  по вопросам обучения детей  безопасному поведению на дороге.

4. Перечень и описание  игр, направленных на закрепление  у детей уже имеющихся знаний  по Правилам дорожного движения 

5. Рассказы детей о  поведении на дороге при движении  в детский сад и обратно  с родителями

Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью  не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности  и безопасности.

Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и  пассажиров, изложенных в ПДД, а с  другой – творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных дорожных ситуаций.

Образовательный процесс  должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным (без  пропусков или замен), построенным  на учете уровня психического и физического  развития учащихся. Дидактические занятия  должны быть направлены на развитие у  детей целостности восприятия дорожной среды, внимания, воображения, памяти, логического мышления, связной образной речи.

Развитие познавательных процессов необходимо младшим школьникам для того, чтобы они могли ориентироваться  в дорожной среде: вовремя замечали опасные места, приближающийся транспорт, умели различать его величину (большой – маленький), расстояние до приближающегося транспорта (далеко – близко), могли зрительно или  с помощью сохранных анализаторов запомнить образы светофоров, различать  символы на дорожных знаках.

Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора  и дорожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Воспитанники должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и  должно поступить в той или  иной ситуации. Если педагог говорит, например, что играть на проезжей части  дороги нельзя, то нужно показать и  рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в  парке и т. д.

Образовательный процесс  должен быть направлен на формирование у детей умений, навыков и положительных  привычек безопасного поведения  на улице.

Для того, чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях в быту, учитывая особенности самого содержания, желательно организовать наблюдение психолога дошкольного образовательного учреждения, который бы контролировал психическое состояние дошкольников, проводил диагностику уровня тревожности перед началом работы, в середине учебного года и по окончании. [21, С.17].

Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения