Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18

2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

3. Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, раздел, предусматривающий знакомство со съедобными и несъедобными грибами и ягодами). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

4. Принцип учета городской и сельской местности. Городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. У городских детей возникают проблемы в условиях сельской местности (как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Компенсировать их неосведомленность в правилах поведения в непривычных условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

5. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

6. Принцип интеграции. Данная программа может быть использована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а так же нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения.

7. Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов (психолог, инструктор по физвоспитанию) должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные схемы.

8. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут выступать активными участниками педагогического процесса, поскольку эффективность программы зависит от положительного примера взрослых [25].

Не проходит и дня, чтобы  газеты, радио или телевидение  не принесли сообщения об очередной  аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе либо стране. Захватывают заложников террористы, терпят бедствие самолёты и пароходы, пешеходы попадают под  колёса автомашин, землетрясения разрушают  целые города и посёлки, наводнения сносят дома и мосты, грабители проникают  в квартиры. Каждый из нас может  оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать  первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях –  быть к ним максимально готовым.

Во-первых, детям нужно  дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать  в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать  у дошкольников самостоятельность  и ответственность. При этом важно  научить ребёнка объяснить собственное  поведение. Если он сможет объяснить, как  он вёл себя, почему это случилось  и что при этом он чувствует, тогда  он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения  безопасного, здорового образа жизни  возможно лишь при постоянном общении  взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём  диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек  на улице, дома, во дворе, с другими  людьми. Тем меньше станет опасных  для их жизни и здоровья ситуаций.

Дошколятам крайне тяжело даются исключения, и их часто сбивают  с толку общие правила типа: "Не разговаривай с незнакомцами". Пенелопа Лич, специалист по детскому развитию, утверждает, что первая проблема этого правила в том, что мы подразумеваем, приказывая: "Не разговаривай!"? Вторая проблема - кого мы имеем в виду под "незнакомцами"? Лич говорит, что малыши этого возраста не усваивают смысла общего правила, запрещающего им говорить с людьми, которых они не знают, при одновременном требовании "говорить вежливо с водителем автобуса, говорить "спасибо" лавочнику и слушаться новую няню". И еще: мы приказываем им не разговаривать с незнакомцами, но они видят, как мы делаем это повседневно! Лич убеждена, что детей защитят положительные установки, описывающие "что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется". Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подходи к опекающему тебя взрослому, прежде чем пойти куда-то с кем-либо".

При знакомстве детей с  правилами безопасности необходимо делать акцент на формирование у них  определённой модели поведения:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры  во избежание опасности

- уметь обращаться за  помощью к другим

- уметь действовать так,  чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Дети должны иметь представление  о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут быть и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного  поведения и  о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в  детском саду, а также при возникновении  опасных ситуаций, связанных как  с человеческой деятельностью, так  и со стихийными природными явлениями[26].

Знакомить детей с Правилами  Дорожного Движения, формировать  у них навыки правильного поведения  на дороге необходимо с самого раннего  возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение –  потребностью. Усвоение знаний о ПДД  должно идти в тесной связи с отработкой умений, переходящих в навык правильного  поведения. Навык появляется же в  результате практического освоения детьми Правил. Для этой цели взрослые должны использовать каждое появление  ребенка на улице, будь то прогулка или поход в магазин.

Маленькие дети познают мир  через игру. Для того чтобы дошкольник захотел что-то узнать, необходимо заинтересовать его. Чтобы ребенок по-настоящему усвоил ПДД и всегда руководствовался ими в своем поведении, нужно, прежде всего, научить его хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно оперировать такими понятиями, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «»влево», «вправо», «спереди»; точно определять, где находятся окружающие предметы и как они расположены по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пространственной терминологии, что особенно актуально в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития пространственных представлений, словесных  обозначений пространственных отношений. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию  нарушенного зрения и всех сохранных  сенсорных анализаторов. Только в  этом случае возможно создание у детей  целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве, а следовательно и обучение правилам дорожного движения осуществляется в дидактических играх и упражнениях. В данных играх и упражнениях дети учатся получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Уделяя пристальное внимание развитию у ребенка ориентировки в пространстве, и увязывая это с обучение ПДД, взрослые помогают детям понять практический смысл занятий. А понимание взаимосвязи обоих предметов усилит интерес ребенка к занятиям.

Обучение ПДД будет  эффективным лишь в том случае, если взрослые сумеют привить ребенку  и такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность. Ведь не секрет, что именно рассеянность и  легкомыслие приводят к дорожным происшествиям.

Нельзя забывать, что в  каждой группе детского сада имеются  дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные  дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия  с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

 Особенно эффективно  применение интерактивного метода  обучения, направленного на активное  включение детей в диалог. С  помощью этого метода воспитатель  может помочь ребятам визуально  представить движение транспорта  и пешеходов, понять опасные  и безопасные действия в конкретных  ситуациях, сформировать у них  умение наблюдать, сравнивать, анализировать,  обобщать наглядную информацию  и переносить ее в конечном  итоге на реальные дорожные  условия.

 При переходе из  одной возрастной группы в  другую ребенок должен иметь  определенные знания по основам  безопасного поведения на улице.  Начинать обучение необходимо  уже с младшего дошкольного  возраста, постепенно наращивая  знания дошкольников таким образом,  чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

 В младшей группе  занятия лучше всего проводить  на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает  детям тротуар, проезжую часть  дороги, объясняет их значение. Дети  узнают, кого называют водителем,  пешеходом, пассажиром. При изучении  светофора им объясняют значение  красного и желтого сигналов  как запрещающих движение и  значение зеленого сигнала как  разрешающего движение.

 Также дошкольники  наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные  средства по названию и величине (большой - маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус  и др. Педагогу важно объяснить  детям, насколько настоящие автомобили  опаснее по сравнению со знакомыми  им игрушечными.

 На занятиях в группе  полезно прибегать к наглядному  моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать  дошкольников к играм с машинками,  в ходе которых они будут  вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал  задний ход, увеличил скорость  и т.д.).

 Для развития правильной  ориентации детей в пространстве  нужно обучать их определять  местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху,  внизу), их размеры, а также  учить сравнивать предметы по  этим параметрам.

 В результате таких  занятий дошкольники получают  знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают,  находясь на улице, держать  взрослого за руку.

 Дидактические занятия  по дорожной тематике могут  проводиться в виде рисования  в альбомах или в специальных  тетрадях с заданиями по штриховке,  обводке, дорисовке предметов,  развивающих мелкую моторику  рук.

 На прогулках с детьми  среднего дошкольного возраста  нужно начинать обучение ориентированию  на местности, а именно на  территории детского сада. Также  воспитатель непременно должен  объяснить, что самостоятельно  выходить за ее пределы нельзя.

 На прогулках за  территорией ДОУ необходимо расширять  знания дошкольников о транспортных  средствах, их видах и конструктивных  особенностях. Воспитатель показывает  детям те части улицы, на  которых пешеходы находятся в  безопасности: тротуар, пешеходные  переходы, по которым, держа взрослого  за руку, можно переходить проезжую  часть.

 На улице полезно  проводить упражнения на развитие  глазомера и бокового зрения, если это дети с остаточным зрением, с косоглазием и амблиопией. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

 На занятиях в группе  педагог может дать задание  составить рассказ о дорожной  ситуации. К примеру, ребята могут  рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или  как они шли пешком в детский  сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

 В объяснениях полезно  использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены  опасные ситуации, к примеру: во  дворе, а также различные указания  по поведению рядом с проезжей  частью.

Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения