Техника безопасности на воде и водном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:45, доклад

Краткое описание

Причины аварий и гибели людей на акваториях. Обеспечение безопасности на водном транспорте. Общая безопасность при управлении водным транспортом. Правила безопасного поведения на водном транспорте!

Вложенные файлы: 1 файл

водный.docx

— 119.10 Кб (Скачать файл)

Человек за бортом!

Главное в ситуации «Человек за бортом» — падение происходит неожиданно и в самый неподходящий момент.

Инструкции, как вернуть  человека на борт, входят в состав всех курсов обучения судоводителей полноразмерных и маломерных судов и обычно требуют, чтобы рулевой просто подвел судно  к месту падения. На тренировках  «тело» имитируется ведром, привязанным  к кранцу, или спасательным кругом. В действительности же полностью  одетый человек в воде становится неуклюжим, его трудно ухватить, а  веса хватит, чтобы утянуть в воду и своих спасателей. Так как  же вернуть упавшего в маленькую моторную лодку, особенно если в ней остался один человек?

Потерпевший

Совет упавшему за борт: не пытайтесь схватиться за что-либо, способное затянуть вас под корпус. Буксировка за бортом на большой скорости более опасна, чем само падение.

Кричите, чтобы команда  знала: человек за бортом. В воде как можно выше поднимите руку. Ваша задача теперь состоит в том, чтобы оставаться спокойным и  помочь себя обнаружить. Надуйте спасжилет, чтобы он приподнял вас над водой. Очень холодная вода перехватывает дух и побуждает чаще дышать, но это пройдет. Если ваша команда на высоте — вы не пробудете в воде слишком долго.

На обширной водной акватории  не пытайтесь плыть — только попусту  растратите энергию. Примите положение, показанное на рисунке, чтобы сохранить  тепло тела — это позволит вам  на треть увеличить безопасное время  нахождения в холодной воде.

Если вы обнаружили у себя травмы (перелом и т.п.), сообщите об этом спасателям, чтобы они не навредили вам при подъеме.

Kill-cord

Если рулевой сам выпал  за борт, он должен был унести с собой  и kill-cord. Это остановит лодку. Некоторые двигатели могут быть запущены вручную, но большинство нуждается в дублирующем шнуре. Заранее удостоверьтесь, что запасной шнур расположен около пульта, и команда знает, как им пользоваться.

Не потеряйте  потерпевшего!

Человек, упавший за борт, исчез из поля зрения. Это случается  быстро, особенно на моторном катере. Кто-то из команды должен постоянно следить  за потерпевшим. Если вы один — поворачивайте к месту падения, стараясь не сводить с упавшего глаз.

Если есть малейшее сомнение в благополучном исходе происшествия — давайте оповещение по УКВ-радио  и вызывайте спасателей по мобильному телефону.

Подход

Чем ближе вы подходите  к месту падения, тем меньше должна быть скорость. Человек в воде больше всего боится, что его переедет лодка, особенно, если она большая. Поэтому  рулевой не должен направлять нос  лодки прямо на упавшего. Держите лодку с наветра от человека в воде и дрейфуйте на него, не забывая кричать: «Спокойно, мы идем к тебе».

Двигатель заглушен?

Ноги человека в воде почти  неизбежно оказываются под корпусом лодки, поэтому только при экстраординарных условиях мотор может быть оставлен работающим — в штормовом море или близко от береговых камней, где необходимо маневрировать, чтобы  спасать лодку так же, как и  упавшего за борт. Иногда целесообразнее бросить упавшему конец (если он способен держаться за него) и отбуксировать его в более безопасное место, где можно заглушить двигатель, чтобы поднять упавшего на борт.

Стандартная процедура  подъема

Используйте любые подручные  средства, могущие помочь вам в  данной ситуации. Одной рукой держитесь  за лодку, колено уприте в борт на середине длины лодки, другой рукой помогайте  упавшему, если он способен забраться на борт сам.

Другой способ: подтягивание упавшего, лежащего спиной на воде. Недостаток этого варианта — ограниченная возможность потерпевшего помогать подъему.

Подъем на волнении

В свежую погоду подъём пострадавшего с подветра может закончиться опрокидыванием лодки, поэтому лучше подойти к нему и поднимать с наветра.

Примерно за 50 м сбросьте ход и толчками мотора подходите  к пострадавшему, заглушив мотор  непосредственно перед касанием. В последний момент при подходе  правым бортом поверните руль «лево  на борт», направляя корму ближе  к спасаемому.

Подъем двигателем

На лодках с большим  подвесным мотором или поворотной колонкой можно поднять человека из воды, используя механизмы этих устройств. Пострадавший становится на кавитационную пластину, крепко держится за двигатель или платформу для купания, пока устройство не будет поднято. Здесь требуется особая осторожность, чтобы не допустить соскальзывания или защемления частей тела. Такой способ можно также использовать для самоспасения, если кнопка завала мотора дублирована со стороны двигателя.

Полезные советы

Если спасательный жилет  надут, лучше выпустить из него воздух прежде, чем вытаскивать пострадавшего  на борт. Со спущенным жилетом человека легче перетащить через борт лодки, только держите его крепко и не выпускайте ни на секунду.

Если вам все еще  не удается втащить пострадавшего  на борт лодки — попробуйте спустить часть воздуха из бортового баллона.

Плавучесть лодки от этого  не пострадает, но борт опустится навстречу  человеку в воде, что облегчит подъем.

Можно опустить в воду строп  для ноги пострадавшего. Но при этом не перенапрягитесь сами (такое возможно в момент перевозбуждения).

В безвыходной  ситуации

Если вы понимаете, что  любая попытка будет вам не под силу— используйте УКВ-радио, чтобы вызвать спасателей. Так же действуй те, если несчастный случаи переходит в очевидное бедствие. Внезапное охлаждение или удар могут вызвать у восприимчивых людей сердечный приступ. Если нет радио — запустите ракету, подавайте другие установленные сигналы бедствия, чтобы привлечь внимание проходящих судов. Полезно иметь номер службы МЧС, записанный на вашем мобильном телефоне. Парусно-моторные яхты можно считать самыми подходящими спасателями, т.к. они имеют полный комплект оборудования «Человек за бортом!», их рангоут может использоваться как грузовые стрелы и тали для подъема пострадавшего из воды.

 

На рисунке

слева: можно опустить в  воду строп для ноги пострадавшего

справа: пострадавший становится на кавитационную пластину, крепко держится за двигатель или платформу для купания, пока устройство не будет поднято. Такой способ можно также использовать для самоспасения, если кнопка завала мотора дублирована со стороны двигателя.

Главные правила ситуации «Человек за бортом!»

1. Не теряйте из виду  пострадавшего, особенно на фарватере

2. Не паникуйте сами  и успокойте упавшего за борт

3. Заглушите мотор, подойдя  достаточно близко, и дрейфуйте  бортом. Запускайте мотор, только  когда человек будет на борту.

4. Вызывайте спасателей, если  у вас есть любые сомнения  относительно нормального состояния  человека за бортом или если  вы не можете самостоятельно  оказать ему помощь.

Практика — залог успеха

Если вы пропустили сезон  на воде — потренируйте экипаж в  ситуации «человек за бортом» кранцем, бросаемым в воду. Вы можете даже рассмотреть возможность подъема  из воды реального члена экипажа. Если вода теплая (и двигатель выключен), почему бы не попробовать? Удостоверьтесь, что это будет не слишком опасно, даже если вы замешкаетесь! Еще лучше делать это под наблюдением квалифицированного специалиста.

 

 

Полезные  советы

 

Человек выпавший за борт яхты подвергается множеству рисков. Даже не стоит их перечислять это и так очевидно. Поэтому очень важно провести четкий инструктаж перед выходом в море, особенно для не подготовленного экипажа. Доходчиво объяснить : 

 

  • Все передвижения по палубе осуществлять по правилу : одна рука для яхты вторая для тебя т.е. держимся, за палубу, леера, ванты
  • Передвигаясь по яхте смотрим под ноги, с непривычки первое время неизбежны частые спотыкания ( обязательно ходим в обуви )
  • Ходить можно только по наветренному борту

При ухудшении погодных условий  капитан обязан лично проверить, чтобы все члены команды были одеты в непромокаемые костюмы, спасательные жилеты и страховочные пояса, пристегнуты карабином к специальным рамам, реслингам или страховочным леерам.

 
И все же произошло наихудшее  – человек выпал за борт. Дальнейшие действия должны быть быстрыми, четкими, без лишней суматохи. 

 

Выпавшему за борт: 
 

  • Обратить на себя внимание, кричать, размахивать руками, сделать все чтоб Вас заметили
  • Сохранять спокойствие и беречь силы 
  • Не надо догонять яхту, главная задача сохранить силы и тепло 
  • Доплывите до брошенного Вам спасательного круга и ожидайте подхода судна
  • Если волнение не большое и Вы в спасательном жилете – подожмите ноги к груди и удерживайте их руками, это позволит сохранить тепло

Действие команды: 
 

  • Первый кто увидел выпавшего за борт – немедленно бросает в его сторону спасательный круг
  • Если лодка оснащена GPS навигацией и есть соответствующая кнопка – немедленно активируем клавишу MOB
  • Капитан принимает управление яхтой на себя
  • Все кто не задействован в спасении и управлении яхтой ПОСТОЯННО указывают на выпавшего за борт рукой и дублируют его место положение голосом каждые 10-20 секунд

И хотя крушения пассажирских судов  происходят гораздо реже, чем маленьких  рыболовных лодок, но и на больших  пароходах случаются ситуации, когда  морякам своими силами не удается  справиться с аварией. И тогда  капитан принимает решение об эвакуации. И тогда спасение твое во многом зависит от тебя, от твоего поведения. Самое страшное и неприятное – это паника и давка возле  борта. По морским законам первыми  в спасательные шлюпки садятся женщины  и дети. Для спасения от холода надо надеть теплую одежду, потом спасательный жилет. Взять с собой разрешается  документы, деньги, лекарства, одеяло, спички, еду. Багаж нельзя брать –  бесполезно, да и некогда. Капитан  покидает свой корабль последним.

Если не осталось плавсредств, надо прыгать в воду. Для этого прижать к груди подбородок, напрячь затылок, не наклоняя сильно голову вперед, чтобы не удариться о воду лицом. Одной рукой закрыть нос и рот, а другой держаться за спасательный жилет.

Выныривать с открытыми глазами, стараясь не попасть под корабль, и постараться как можно быстрее  отплыть от тонущего корабля на безопасное расстояние, чтобы не затянуло вместе с кораблем вглубь. А затем постараться  зацепиться за какой-нибудь плавающий  предмет.

Спасательные жилеты снабжены лампочками, работающими от специальных батареек, свистком и сигнальным зеркалом, поэтому  можно подавать сигналы.

Рекомендуется надевать спасательные жилеты даже тем, кто умеет хорошо плавать.

Так как можно удариться о  воду и потерять сознание; может  захлестнуть волной; может судорога свести ноги; мокрая одежда потянет  вниз.

Нельзя находиться у борта судна, если оказался в воде. Может утянуть  потоком вглубь. Нельзя пить морскую  воду, т.к. она соленая, и от нее  еще сильнее будет хотеться пить.

Спасение бегством с тонущего корабля  — опасное и тяжелое испытание. Необходимо действовать очень быстро. В этом вам пригодится опыт британских спецслужб. 
Во-первых, оденьтесь в теплую, желательно шерстяную одежду, а шею обвяжите полотенцем. Обязательно захватите электрический фонарик – его свет далеко виден в море и может привлечь внимание спасательных служб. Во-вторых, если на вас есть спасательный жилет, не надувайте его до тех пор, пока вы не покинете корабль. Прыгая за борт, сначала бросьте в воду что-нибудь плавучее, лучше всего деревянное, и прыгайте с расчетом упасть рядом с этим предметом. В-третьих, если жилета нет, то помните, что воздух, оставшийся под одеждой, увеличивает плавучесть, поэтому не снимайте одежду в воде. 
Как только вы очутились в воде, постарайтесь сразу же доплыть до спасательной шлюпки. Если же спасательных средств поблизости нет, уцепитесь за любой плавучий обломок. Как бы банально это не звучало, но постарайтесь расслабиться — ненапряженное тело имеет большую плавучесть. Держаться на плаву на спине гораздо проще, чем на животе. Можно также опустить ноги вниз и расставить руки в стороны. Чтобы лучше дышать, поднимите голову повыше и подгребайте руками. 
Находясь в воде, необходимо беречь силы. Возьмите на вооружение следующие способы плавания: 
— по-собачьи: этот способ хорош, если вы в одежде или в надутом спасательном жилете; 
— брасс хорош при плавании под водой в неспокойном море; 
— на боку удобно не только плавать, но и поддерживать плавучесть, так как используется только одна рука. 
Если вам все же посчастливилось забраться в спасательный плот, то не забывайте постоянно поддерживать его в должной кондиции. Да и ваша уверенность в нем возрастет. Заметив повреждение, немедленно заделайте пробоину заплаткой или любым подручным материалом. При повышении внешней температуры и, соответственно, расширении воздуха, которым надут плот, сбросьте избыточное давление. А при понижении внешней температуры, подкачайте плавсредство. 
И самое главное (хоть и снова банальное, увы) — не паникуйте, находясь на спасательном средстве длительное время. Найдите себе занятие, например, ведите вахтенный журнал или дневник. Если на плоту находятся несколько человек, сформируйте из них команду и найдите каждому работу. Поверьте, это отлично помогает при длительном плавании и снижает риск «подхватить» морскую болезнь.


Информация о работе Техника безопасности на воде и водном транспорте