Техника безопасности на воде и водном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:45, доклад

Краткое описание

Причины аварий и гибели людей на акваториях. Обеспечение безопасности на водном транспорте. Общая безопасность при управлении водным транспортом. Правила безопасного поведения на водном транспорте!

Вложенные файлы: 1 файл

водный.docx

— 119.10 Кб (Скачать файл)

Основными причинами аварий и гибели людей на акваториях являются:

  • слабое внимание судовладельцев к обеспечению безопасности мореплавания и охране жизни людей на воде. Наиболее низкий уровень безопасности флота отмечается среди вновь образующихся судовладельческих предприятий,
  • имеющих малое количество судов и недостаточный опыт их эксплуатации;
  • нарушение правил движения водного транспорта, техники безопасности и эксплуатации технических средств, а также правопорядка на воде и норм санитарного состояния водоемов. По причинам аварии на воде характеризуются следующими данными: навигационные — 38 %, технические — 42, пожары и другие — 20 %;
  • физический износ сверх допустимых норм судового состава и крайне низкое пополнение флота новыми судами, выработка безопасного ресурса конструкций, оборудования и механизмов гидротехнических сооружений внутренних водных путей. Более 58 % судов от общего состава транспортного флота отработали свой нормативный срок и подлежат списанию. Средний возраст судов составляет 19,5 года. 40 % аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет, и только 3 % — на судах моложе 10 лет;
  • необеспеченность регламентными ремонтами и слабый контроль со стороны надзорных органов за техническим состоянием судов и плавсредств, низкое качество лицензионной работы, нарушение Правил перевозки грузов;
  • Обеспечение безопасности на водном транспорте
  • К сожалению, специальных нормативных актов, регламентирующих это направление деятельности, на объектах водного транспорта нет. Опираясь на опыт проведения антитеррористических мероприятий на воздушном транспорте, Управлением разработан комплекс оперативно-профилактических мер по обеспечению безопасности и на водном транспорте. Сотрудники милиции охраняют причалы, пристани, участвуют в досмотре пассажиров и их ручной клади, перевозимого багажа и грузов. В целях повышения уровня защиты гидротехнических сооружений переработаны и согласованы с территориальными ОВД совместные планы, маршруты их патрулирования приближены к гидротехническим сооружениям.
  • Предложения и комплексные программы по противодействию терроризму на объектах водного транспорта направлены в правительства Москвы и Московской области, в Московское речное пароходство. Мы неоднократно ставили перед руководством ФГУП «Канал им. Москвы» вопрос об их технической укрепленности и увеличении штатной численности наших отдельных батальонов. Однако в связи с отсутствием финансовых средств положительное решение до сих пор не принято. Мы прорабатываем вопросы по усилению охраны этих объектов дополнительными силами территориальных ОВД и внутренних войск МВД России.

Общая безопасность при  управлении водным транспортом

В процессе управления любым средством  передвижения, особенно если речь идет о водном транспорте, обязательным является соблюдение техники безопасности. В каждом конкретном случае имеются  свои правила, однако большинство из них можно выделить и обобщить. Повышенные требования предъявляются  к технике безопасности катеров, если помимо управляющих ими есть и пассажиры. В разгар летнего  сезона очень популярны прогулки на катерах, которые совершают и  по особым случаям, когда гости катера одеты в вечерние платья и смокинги. Большое количество пассажиров на палубе обязывает следующим.

Первое правило заключается  в соблюдении всех нюансов пассивной  безопасности. На борту обязательно  должны находиться средства защиты для  чрезвычайных ситуаций, к ним относятся: надувные жилетки, спасательные круги  и, если катер объемен по площади  и принимает к себе большое  количество пассажиров, спасательные шлюпки. Неважно, кто именно находится  на борту: молодожены, разливающие в  свадебные бокалы шампанское, или  же профессионалы водного спорта, которые знакомы с правилами  поведения в критических ситуациях. Во всех случаях запрещен прием большего количества пассажиров, чем их могут  сопроводить средства пассивной  безопасности водного транспорта.

Если прием на судно осуществляется из лодки, то в период доставки и  обратно спасительные жилеты должны быть одеты на каждом пассажире. В настоящее время подобные спасжилетки дополнительно укомплектовываются свистками и небольшими фонарями, чтобы в экстремальной ситуации человек за бортом смог быстрее привлечь к себе внимание. На каждом катере должны быть веревки, чтобы можно было быстро оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Категорически запрещается впускать на борт катеров, в том числе квадрациклов и пр., большее количество людей, чем то определено инструкцией. Нельзя допускать и перегруженность плавсредства багажом.

Если на борту судна возникла чрезвычайная ситуация, четко выполняйте указания капитана, его помощников и экипажа судна, избегайте паники. Воспользуйтесь спасательным жилетом. При необходимости эвакуации первыми покидают борт дети, женщины, больные или раненные люди.

Каждое судно укомплектовано спасательными  кругами. Спасательный круг – это средство оказания помощи утопающему, он изготовлен из твердых, прочных материалов, которые не тонут, и чаще всего имеет форму бублика. Спасательный круг должен быть окрашен в яркий цвет, иметь надпись – название судна и порт приписки, На круге закреплён специальный трос, называемый леером. Если вы увидели человека за бортом, немедленно сообщите об этом капитану судна (громкий выкрик “человек за бортом!” передается от человека к человеку) и бросьте спасательный круг на воду.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей  – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и  строительстве судов.

Среди предварительных мер  защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты  к спасательным шлюпкам на верхнюю  палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ  ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна  выполняйте указания членов экипажа  и соблюдайте следующие правила:

- в первую очередь в  шлюпках предоставляются места  женщинам, детям, раненым и старикам;

- перед посадкой в шлюпку  или на спасательный плот наденьте  на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

- если Вы вынуждены  прыгать с борта корабля в  воду, то желательно с высоты  не более пяти метров, закрыв  рот и нос одной рукой, второй  крепко держась за жилет;

- так как в воде с  каждым движением увеличиваются  потери тепла, плывите только  к спасательному средству;

- после погрузки на  спасательное средство необходимо  отплыть на безопасное расстояние  от тонущего судна (не менее  100 м).

Целесообразные  действия при высадке с судна

1. Помните, что покинуть судно можно только по команде капитана.

2. Перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот нужно надеть на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет.

3. Если есть возможность, в шлюпку взять одеяло, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду, еду.

4. Если необходимо прыгать с борта корабля в воду, желательно делать это с высоты не более 5 м, одной рукой закрыв рот и нос, второй – крепко держась за жилет.

5. Не следует прыгать с борта корабля с надетым спасательным кругом. Целесообразно бросить круг в воду и прыгать рядом с ним. После выныривания одеть спасательный круг на себя так, чтобы он оказался в области подмышек.

6. Находясь на воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

7. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому даже в теплой воде движения должны быть сведены к минимуму. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ позволяет увеличить расчетный срок выживания в холодной воде почти наполовину.

8. Если на вас нет спасательного жилета, ухватитесь за какой-нибудь плавающий предмет, чтобы было легче держаться на поверхности до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

 

КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте  сигналы свистком или поднятием  руки.

Двигайтесь как можно  меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько  раз быстрее, чем на воздухе, поэтому  движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской  болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и  раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности  сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой  дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда  появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки  все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что  без питья средний взрослый человек  может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

Пассажиру на судне рекомендуется:

•  ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;

•  изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных

средств;

• выяснить, где находятся запасные выходы, где  хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;

•  запомнить знаки и сигналы тревожного оповещения. Пассажиру запрещается:

•  избегать судовых учебных тревог;

•  перекладывать индивидуальные средства спасения и использовать их не по назначению;

• отключать  громкоговорящую судовую трансляцию.

В случае аварии на судах и объявлении шлюпочной тревоги пассажирам необходимо:

•  выполнять все требования команды, не паниковать;

•  надеть как можно больше теплой одежды, взять документы и спасательный жилет;

•  быстро пройти на шлюпочную палубу;

•  подготовиться к посадке в спасательное средство;

• при  посадке в шлюпки соблюдать спокойствие, садиться по одному, пропуская вперед детей и женщин.

• при  отсутствии шлюпки взять любой плавающий  предмет и, осмотревшись, прыгнуть в воду ногами вниз, отплыть от корабля на 100-200 м (чтобы не затянуло водой, заполняющей трюмы).

Аварийно-спасательные работы на терпящем бедствие корабле  включают:

•  спасение людей, терпящих бедствие;

•  борьбу за живучесть судна;

•  оказание первой медицинской помощи;

•  ликвидацию пожаров.

Опыт  показывает, что вероятность выживания  потерпевших уменьшается в среднем  на 80% за первые 24 ч после аварии (средние  данные о времени выживания в  воде без спецодежды и снаряжения приведены в табл. 14 и 15). Поэтому меры по спасению должны быть направлены на максимально быстрое определение местонахождения потерпевших и оказание им помощи.

Правила безопасного поведения  на водном транспорте!

 

Важным условием безопасности на водном транспорте является строгое  соблюдение правил поведения на маломерных судах. 
Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды. 
Садиться в лодку нужно осторожно, ступая посреди настила. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. 
Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее. 
Не перегружайте лодку. 
Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо "резать" носом лодки поперек или под углом. 
Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье. 
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ 
При возникновении экстремальной ситуации следует сохранять спокойствие и правильно оценить обстановку. При необходимости следует позвать на помощь. 
Если вы устали, находясь на глубине, сделав глубокий вдох, лягте на спину, вытянув руки и ноги. 
Если вы попали в сильное течение, не стоит бороться с ним – плывите по направлению движения воды, приближаясь к берегу.   
Оказавшись в водовороте, следует набрать больше воздуха, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность. 
Запутавшись в водорослях, сохраняя спокойствие, выплывите в ту сторону, откуда приплыли. Если всё же не удаётся, необходимо подняв ноги освободить их от растений при помощи рук. 
Если у Вас свело ногу, распрямите её,  с силой потянув на себя ступню за большой палец рукой. Также может помочь растирание ноги или укол (укус) мышцы. После прекращения судорог смените стиль плавания или некоторое время полежите на спине, массируя руками ногу, затем медленно плывите к берегу.

Информация о работе Техника безопасности на воде и водном транспорте