Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:57, контрольная работа
Целью данной контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является изучение задач, организационной структуры и основ деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Для этого решаются следующие задачи:
изучается история развития Всероссийской службы медицины катастроф;
дается определение ВСМК, изучаются задачи и основные принципы организации ВСМК;
рассматривается система управления и организация взаимодействия;
изучается управление ВСМК в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определяются задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС.
Введение………………………………………………………...3
1. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК)………………………………………………………….5
1.1. История развития…………………………………...5
1.2. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК……………………………………...6
2. Управление ВСМК…………………………………………15
2.1. Определение, система управления, организация взаимодействия…………………………………………15
2.2. Управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС………22
3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС…..27
Заключение…………………………………………………….36
Список использованной литературы
- организация и осуществление
санитарно-эпидемиологического
- организация санитарно-
- медицинский контроль за
- обеспечение непрерывного и
оперативного управления
- ведение и своевременное
3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС
При авариях, катастрофах и стихийных
бедствиях значительно
В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям:
• санитарно-гигиенические
• противоэпидемические мероприятия;
• контроль окружающей среды.
Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) осуществляет надзор на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.
На федеральном уровне:
- разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;
- научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля, санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;
- изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;
- взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарноэпидемиологической обстановке;
- использование международного опыта в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
На региональном уровне:
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием объектов, на которых возможно возникновение региональных ЧС;
- внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захватывающих несколько территориальных образований;
- взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовки кадров по вопросам специфики территории, и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;
- разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникновении региональных ЧС;
- контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формирование региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;
- рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиенических мероприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;
- обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специализированных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.
На территориальном уровне:
- контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями отравлений аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;
- разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
- проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ;
- выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззараживанию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;
- контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населения и больных;
- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигиенической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
- внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиационных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
- контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами;
- подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;
- обучение населения способам защиты от химических и других вредных веществ и поведению в очагах загрязнения;
- создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсрсдств и другого расходного имущества;
- проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профилактики.
На местном уровне:
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
- своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;
- целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению массовых исследований по показаниям;
- обучение населения поведению в очагах химического и радиологического загрязнения;
- выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстренной (общей и специальной) профилактики.
На объектовом уровне:
- изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);
- слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складывающейся санитарно-гигиенической обстановки;
- установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;
- защита персонала, материальных средств и уникального оборудования, а также лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки;
- перевод объекта на режим работы в условиях ЧС;
- организация работы специализированных формирований объекта, их снабжение медицинским и специальным имуществом, материально-техническое и транспортное обеспечение10.
Организационная
структура санитарно-
Служба включает:
на федеральном уровне
-Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России ,
-Федеральный центр Госсанэпиднадзора,
- Противочумный центр,
-Центральный НИИ эпидемиологии,
-Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены;
на региональном уровне:
- научно-практические центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе в гг. Москве и Новосибирске,
- центры Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
-формирования на региональном (окружном) уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
на территориальном уровне:
- в масштабе субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга центры Госсанэпиднадзора с входящими в них формированиями,
- формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
на местном уровне:
- центры Госсанэпиднадзора в городах и районах,
формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;
- формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений,
- формирования органов МВД, МПС России,
- учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России,
на объектовом уровне:
- подразделения санитарно-эпидемиологического надзора.
Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы России создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России. Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований:
- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);
- санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);
- эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);
- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).
Заключение
Годы, прошедшие с момента