Всероссийская служба медицины катастроф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является изучение задач, организационной структуры и основ деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Для этого решаются следующие задачи:
изучается история развития Всероссийской службы медицины катастроф;
дается определение ВСМК, изучаются задачи и основные принципы организации ВСМК;
рассматривается система управления и организация взаимодействия;
изучается управление ВСМК в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определяются задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС.

Содержание

Введение………………………………………………………...3
1. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК)………………………………………………………….5
1.1. История развития…………………………………...5
1.2. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК……………………………………...6
2. Управление ВСМК…………………………………………15
2.1. Определение, система управления, организация взаимодействия…………………………………………15
2.2. Управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС………22
3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС…..27
Заключение…………………………………………………….36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Медицина катастроф МедБарнаул.docx

— 282.07 Кб (Скачать файл)

- организация и осуществление  санитарно-эпидемиологического обеспечения  населения в зоне ЧС;

- организация санитарно-гигиенических  мероприятий по защите населения,  персонала аварийных объектов  и участников ликвидации ЧС;

- медицинский контроль за состоянием  здоровья личного состава формирований  и учреждений, участвующего в  ликвидации ЧС, обеспечением его  специальной одеждой, средствами  защиты и правильным их использованием;

- обеспечение непрерывного и  оперативного управления формированиями  и учреждениями СМК, участвующими  в ликвидации медико-санитарных  последствий ЧС, их финансового,  материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;

- ведение и своевременное представление  учетных и отчетных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС

 

При авариях, катастрофах и стихийных  бедствиях значительно осложняется  санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе ЧС. По этой причине санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия - одна из составляющих частей общегосударственной системы медицины катастроф. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности9.

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям:

•  санитарно-гигиенические мероприятия;

•  противоэпидемические мероприятия;

•  контроль окружающей среды.

Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) осуществляет надзор на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.

На федеральном уровне:

- разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;

-  научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля, санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;

- изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;

- взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарноэпидемиологической обстановке;

- использование международного опыта в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

На региональном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием объектов, на которых возможно возникновение региональных ЧС;

- внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захватывающих несколько территориальных образований;

- взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовки кадров по вопросам специфики территории, и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

- разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникновении региональных ЧС;

- контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формирование региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

- рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиенических мероприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;

- обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специализированных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.

На территориальном уровне:

- контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями отравлений аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;

- разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;

- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;

- проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок,  организация наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ;

- выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззараживанию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;

- контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населения и больных;

- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигиенической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;

- внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиационных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;

- контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами;

- подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;

- обучение населения способам защиты от химических и других вредных веществ и поведению в очагах загрязнения;

- создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсрсдств и другого расходного имущества;

- проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профилактики.

На местном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;

- своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;

- целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению массовых исследований по показаниям;

- обучение населения поведению в очагах химического и радиологического загрязнения;

- выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстренной (общей и специальной) профилактики.

На объектовом уровне:

- изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);

- слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складывающейся санитарно-гигиенической обстановки;

- установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;

- защита персонала, материальных средств и уникального оборудования, а также лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки;

- перевод объекта на режим работы в условиях ЧС;

- организация работы специализированных формирований объекта, их снабжение медицинским и специальным имуществом, материально-техническое и транспортное обеспечение10.

Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы включает: 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных институтов, противочумный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Служба включает:

на федеральном уровне

  -Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России ,

-Федеральный центр Госсанэпиднадзора,

- Противочумный центр,

-Центральный НИИ эпидемиологии,

-Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены;

на региональном уровне:

- научно-практические центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе в гг. Москве и Новосибирске,

- центры Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

-формирования на региональном (окружном) уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

на  территориальном уровне:

- в масштабе субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга центры Госсанэпиднадзора с входящими в них формированиями,

- формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

на  местном уровне:

- центры Госсанэпиднадзора в городах и районах,

формирующие санитарно-эпидемиологические бригады  и группы эпидемиологической разведки;

- формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений,

- формирования органов МВД, МПС России,

- учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России,

на  объектовом уровне:

- подразделения санитарно-эпидемиологического надзора.

Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы России создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России.  Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований:

- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

- санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);

- эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Годы, прошедшие с момента организации  ВСМК, подтвердили государственную  важность этого решения и правильность положений, принятых при создании службы. Суть их заключается в том, что  ВСМК :

Информация о работе Всероссийская служба медицины катастроф