Всероссийская служба медицины катастроф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является изучение задач, организационной структуры и основ деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Для этого решаются следующие задачи:
изучается история развития Всероссийской службы медицины катастроф;
дается определение ВСМК, изучаются задачи и основные принципы организации ВСМК;
рассматривается система управления и организация взаимодействия;
изучается управление ВСМК в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определяются задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС.

Содержание

Введение………………………………………………………...3
1. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК)………………………………………………………….5
1.1. История развития…………………………………...5
1.2. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК……………………………………...6
2. Управление ВСМК…………………………………………15
2.1. Определение, система управления, организация взаимодействия…………………………………………15
2.2. Управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС………22
3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС…..27
Заключение…………………………………………………….36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Медицина катастроф МедБарнаул.docx

— 282.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………...3

1. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК)………………………………………………………….5

1.1. История развития…………………………………...5

1.2. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК……………………………………...6

2. Управление ВСМК…………………………………………15

2.1. Определение, система управления, организация взаимодействия…………………………………………15

2.2. Управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС………22

3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС…..27

Заключение…………………………………………………….36

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В жизни современного человечества проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением  экономического потенциала и окружающей среды выходят на первое место. Это связано с увеличением количества возникающих катастроф природного и техногенного характера. Появилась потребность в научной разработке этой проблемы и в создании специальной службы, способной решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Постановлением  Совета  Министров  СССР  от  7  апреля  1990  года №  339 «О создании  в стране службы экстренной  медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» было положено начало создания службы медицины катастроф.

Целью данной контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является изучение задач, организационной структуры и основ деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

Для этого решаются следующие задачи:

  • изучается история развития Всероссийской службы медицины катастроф;
  • дается определение ВСМК, изучаются задачи и основные принципы организации ВСМК;
  • рассматривается система управления и организация взаимодействия;
  • изучается управление ВСМК в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • определяются задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в условиях ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК)

 

1.1. История развития

 

В нашей стране в октябре 1932 года для защиты населения на случай войны  была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в состав которой  входила медико-санитарная служба. В июле 1961 года МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба — в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). МСГО как  специальная организация в системе  здравоохранения была ориентирована, в первую очередь, на работу в условиях военного времени.   

К концу прошлого века опыт ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций показал, что система здравоохранения  и МСГО оказались не в состоянии  своевременно и качественно справиться с выполнением необходимого комплекса  мероприятий медико-санитарного  обеспечения. Поэтому 7апреля 1990года Постановлением  Совета  Министров  СССР  №  339 была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях в нашей стране.

Приказом Минздрава СССР № 193 от 14 мая 1990 года были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе  и необходимую мобильность ее сил и средств  при выдвижении в районы чрезвычайных ситуаций.

В   мае   1994  года    было   принято   Постановление

правительства РФ № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации  при возникновении  и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», в котором сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС было признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Министерства обороны России, а также медицинские силы и средства различных министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Также было разработано «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф», которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 195. Приказом МЗ РФ от 27.10. 2000 г № 380 утверждено «Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ».

 

1.2. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК

 

Служба медицины катастроф —  это централизованная государственная  служба, функционально объединяющая медицинские силы и средства, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) -функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций1.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения  Российской Федерации.

Основными задачами службы медицины катастроф являются:

  • организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
  • разработка научно-методических принципов деятельности СМК;
  • координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений СМК к действиям в ЧС;
  • выявление источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
  • прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
  • участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
  • разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
  • совершенствование организационной структуры СМК  и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
  • создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления СМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;
  • разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при ЧС;
  • координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов СМК;
  • разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации ЧС;
  • создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий ЧС;
  • участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;
  • участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от ЧС;
  • создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности СМК;
  • международное сотрудничество в области медицины катастроф.

 

Всероссийская служба медицины катастроф  организована на принятых в нашей  стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются:

  • государственный и приоритетный характер  защиты населения и медико-санитарное обеспечение в ЧС, которые обеспечиваются соответствующими указами Президента, постановлениями Правительства, создание максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи, которые в свою очередь предполагают:
  • территориально-производственный принцип с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории;
  • централизация управления службой, обеспечиваемая информационно-управляющей автоматизированной системой, предполагающей единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования и децентрализация, предусматривающая ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории;
  • плановый характер, предусматривающий заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов ее использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальной подготовки и повышения квалификации личного состава СМК;
  • принцип универсализма, предполагающий создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых видах ЧС без существенной их реорганизации;
  • принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК, означающий, что формирования и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение — для оказания первой, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной, специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. В зависимости от особенностей тех или иных ЧС в составе службы могут быть различные формирования;
  • принцип медицинской сортировки оказания экстренной медицинской помощи при массовом поступлении пораженных;
  • принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы реализуется различными мерами поощрения.2

ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном  и объектовом уровнях (см. рис1.) и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

ВСМК



Федеральный уровень   Региональный уровень   



Территориальный уровень       Местный уровень


 

   


Объектовый уровень

 

Рисунок1. Организационная структура  ВСМК

Звенья  ВСМК:

- федеральный уровень:

•  Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития  России (ВЦМК «Защита») с входящими  в него штатными формированиями и  учреждениями,

•  органы управления, формирования и учреждения по санитарно-эпидемиологическому надзору центрального подчинения,

•  центр медицины катастроф  и медицинские формирования и  учреждения центрального подчинения Минобороны, МВД и других министерств и  ведомств, предназначенные для участия  в ликвидации медико-санитарных последствий  ЧС,

•  нештатные формирования, клинические  базы Минздрава России, других министерств  и ведомств, а также научные  базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной  медицинской помощи населению;

- региональный уровень:

•  филиалы ВЦМК «Защита» с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах,

•  межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы и центры Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями,

•  формирования на региональном уровне Минобороны, МВД и других министерств  и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клинические и научные базы;

- территориальный уровень:

•  территориальные центры медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями,

•  центры Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями,

•  нештатные формирования ВСМК,

•  клинические базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- местный уровень :

•  центры медицины катастроф или  станции (подстанции) скорой медицинской  помощи в масштабе районов, городов,

•  центры Госсанэпиднадзора в  городах и районах,

формирующие санитарно-эпидемиологические бригады  и группы эпидемиологической разведки,

• лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС;

Информация о работе Всероссийская служба медицины катастроф