Безопасность жизнедеятельность как научная дисциплина. Цель и задачи курса БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 15:03, доклад

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

Безопасность  жизнедеятельности как научная  дисциплина. Цель и задачи курса  БЖД

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и  безопасном взаимодействии человека с  техносферой, представляет собой область  научных знаний, изучающая опасности  угрожающие человеку и разрабатывающие  способы защиты от них в любых  условиях обитания человека.

Эта дисциплина решает следующие  основные задачи:

– идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

– защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

– ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

– создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности  и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

    • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
    • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
    • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение  данных проблем очень важной для  нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая  перед государством — стабилизация численности населения.

Интегральным показателем  безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования  человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую  систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных  воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее  время средняя продолжительность  жизни в наиболее развитых странах  составляет около 77 лет.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма  и среды обитания. Воздействие  человека на среду, согласно законам  физики, вызывает ответные противодействия  всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или  иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

– безопасность в бытовой  среде;

– безопасность в производственной сфере;

– безопасность жизнедеятельности  в городской среде (селитебной зоне);

– безопасность в окружающей природной среде;

– чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Бытовая среда – это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.

Производственная среда  – это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.

Безопасность в природной  среде – это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

 

Понятия «опасность», «безопасность». Опасные и вредные факторы

 

Понятие об опасности, опасные и вредные факторы:

Опасность – воздействие  на человека неблагоприятных или  несовместимых с жизнью факторов. Риск – частота реализации опасности, ее количественная оценка.

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие  факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие  факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.

Это деление условно, т. к. вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. В общих случаях к определенным признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного воздействия на организм, затруднение осуществления физиологических функций – дыхания, кровообращения, работы центральной нервной системы, органов пищеварения, выделения.

В условиях производства к  появлению опасных факторов может  вести превышение пределов эксплуатационной возможности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, что иногда приводит к авариям  с высвобождением новых опасных  и вредных факторов – веществ или энергии в количествах и дозах, представляющих непосредственную угрозу здоровью и жизни работающих и населения в целом.

Какая-то часть опасных  и вредных факторов, – преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, – обычно имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности, следит за исправностью технических систем, нарушение здоровья или несчастный случай не возникает. Таким образом, неполадки в здоровье или несчастный случай часто являются следствием нарушения правил личного поведения организационного или технического порядка в момент нахождения человека в опасной зоне.

Условия, при которых создается  возможность возникновения несчастного  случая, называют опасной ситуацией. Важно уметь предупредить переход  опасной ситуации в несчастный случай.

И опасные и вредные  факторы могут быть естественного  или природного и антропогенного характера, т.е. создаваемые человеком.

Безопасность – сложное  социальное явление, многоплановое  и многогранное в своих структурных  составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов.

Нередко одни из них стремятся  обеспечить свою безопасность за счет других либо не считаются с интересами безопасности иных людей, групп, народов. Мыслят устаревшими категориями  и эгоистическими ценностями, игнорирующими  ту основополагающую закономерность, что безопасность в эпоху нарастающей  глобализации – неделима. Отсюда –  обусловленность проблематики безопасности субъективными позициями, неоднозначными оценками, фрагментарными суждениями. В методологическом плане важно  иметь целостное представление  о безопасности как социальном явлении.

В рамках современных исследований по вопросам безопасности можно выделить несколько основных подхода к  истолкованию смысла понятия "безопасность".

Во-первых, понятие "безопасность" может быть определено как многоаспектное состояние, характеризующее положение человека, общества или государства во внешней среде. В рамках данного подхода понятие "безопасность" дословно означает отсутствие опасности. Подобное представление еще называют безопасностью в узком значении этого слова. В практическом плане такое определение носит достаточно условный характер, поскольку в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются крайне редко.

Во-вторых, понятие "безопасность" может рассматриваться как комплекс представлений, в которых присутствует момент сравнения характеристик, отражающих реальное и желаемое состояние человека, общества или государства.

С точки зрения данного  подхода понятие безопасность может  пониматься как процесс и результат  данного процесса. Состояние безопасности ассоциируется с осуществлением функции защиты жизненно важных интересов  личности, общества и государства  или с ее результатами. При этом безопасность рассматривается как  результат сложного процесса обеспечения  безопасности, как непрерывно реализуемая  задача, связанная с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам.

В третьих, понятие "безопасность" может рассматриваться как ценность и цель, для реализации которой человек, общество или государство предпринимают определенные действия.

В рамках данного подхода понятие "безопасность" выводится из анализа  естественных потребностей человека, удовлетворение которых выступает  в качестве цели его жизнедеятельности. Людям свойственно ощущать свою безопасность или небезопасность на основе тревожных сигналов и восприятий органов чувств, инстинктивных реакций  организма, интуиции, т.е. безопасность (небезопасность) в этом плане имеет  значение субъективного представления  индивидов об отсутствии (наличии) угроз  своему существованию. Оно помогает корректировать линию своего поведения  и избегать опасностей.

 

Проблемы безопасности в техносфере

 

Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД  в системе «человек-среда обитания – машина - ЧС».

Опасности техносферы во многом антропогенны. В основе их возникновения  лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию  потоков вещества, энергии и информации в процессе жизнедеятельности. Изучая и изменяя эти потоки, можно  ограничить их величину допустимыми  значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и  средства защиты от них создаются  и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, недостаточно эффективными. Ярким примером вышеизложенного является начавшийся в 70-е годы с тридцатилетним опозданием экологический бум, который по сей день во многих странах не набрал необходимой силы.

Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату – грубейший  просчет человечества, приведший  к огромным жертвам и кризису  биосферы.

Нетрудно видеть, что почти  во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими  полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах  техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в  таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной  среды. Все это достигается реализацией  основных функций БЖД.

К ним относятся:

  • описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
  • формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов;
  • назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
  • организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
  • разработка и использование средств экобиозащиты;
  • реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
  • обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня  позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности  в техносфере. К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно  допустимые значения опасностей устанавливаются  из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно  допустимых значений потоков создает  безопасные условия жизнедеятельности  человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние  техносферы на природную среду.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельность как научная дисциплина. Цель и задачи курса БЖД