Анализ и оценка условий труда на рабочем месте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- самостоятельный анализ условий труда для заданной совокупности факторов производственной среды и трудового процесса; гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Содержание

Введение 3
1. Идентификация вредных и опасных производственных факторов 4
2.Гигиенические критерии и классификация условий труда при воздействии факторов рабочей среды и трудового процесса. 5
2.1 Пожарная безопасность. 5
2.2. Наличие вредных веществ. 7
2.3. Наличие аэрозолей. 9
2.4. Виброакустические факторы. 10
2.5. Микроклимат 12
2.6. Световая среда 13
2.7.Неионизирующие электромагнитные поля и излучения 17
2.8. Работа с источниками ионизирующих излучений 19
2.9. Оценка условий труда по тяжести трудового процесса 20
2.10. Радиационная безопасность 34
3.Анализ электробезопасности 35
3.1.Классификация помещений по признакам опасности 35
3.2. Нормативные требования к защитным мерам в электроустановках 36
Выводы 43
Литература 44

Вложенные файлы: 1 файл

Игорь.docx

— 145.79 Кб (Скачать файл)

 
2.2. Подъем  и перемещение (разовое) тяжести  постоянно в течение рабочей  смены:

для мужчин

для женщин

 
 
 
до 5

до 3

 
 
 
до 15

до 7

 
 
 
до 20

до 10

 
 
 
более 20

более 10

2.3. Суммарная  масса грузов, перемещаемых в  течение каждого часа смены:        
2.3.1. С  рабочей поверхности

для мужчин 
для женщин

 
до 250

до 100

 
до 870

до 350

 
до 1500

до 700

 
более 1500 более 700
2.3.2. С  пола

для мужчин

для женщин

 
до 100

до 50

 
до 435

до 175

 
до 600

до 350

 
более 600

более 350

3. Стереотипные  рабочие движения (количество за  смену)        
3.1. При  локальной нагрузке

(с участием  мышц кистей и пальцев

рук)

до 20 000 до 40 000 до 60 000 более 60 000
3.2. При  региональной нагрузке (при работе  с преимущественным участием  мышц рук и плечевого пояса) до 10 000 до 20 000 до 30 000 более 30 000
4. Статическая  нагрузка - величина статической  нагрузки за смену при удержании  груза, приложении усилий (кгс  - с)        
4.1. Одной  рукой:

для мужчин

для женщин

 
до 18 000

до 11 000

 
до 36 000

до 22 000

 
до 70 000

до 42 000

 
более 70 000

более 42 000

4.2. Двумя  руками:

для мужчин

для женщин

 
до 36 000

до 22 000

 
до 70 000

до 42 000

 
до 140000

до 84 000

 
более 140000

более 84 000

4.3. С  участием мышц корпуса и ног: 
для мужчин

для женщин

 
до 43 000

до 26 000

 
до 100 000

до 60 000

 
до 200000

до120 000

 
более 200000

более 120000


 
1 2 3 4 5
5. Рабочая поза
5. Рабочая поза Свободная, удобная  поза, возможность смены рабочего положения тела (сидя, стоя). Нахождение в позе стоя до 40% времени смены. Периодическое, до 25 % времени смены, нахождение в  неудобной (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей  и др.) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного  положения различных частей тела относительно друг друга). Нахождение в позе стоя до 60 % времени смены. Периодическое, до 50 % времени смены, нахождение в  неудобной и/или фиксированной  позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т. п.) до 25 % времени смены. Нахождение в  позе стоя до 80 % времени смены Периодическое, более 50% времени смены нахождение в неудобной и/или фиксированной  позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т. п.) более 25 % времени смены. Нахождение в позе стоя более 80 % времени смены.
6. Наклоны корпуса
Наклоны корпуса

(вынужденные более 30°), 
количество за смену

до 50 51 – 100 101 – 300 свыше 300
7. Перемещения в пространстве, обусловленные  технологическим процессом
7.1. По  горизонтали до 4 до 8 до 12 более 12
7.2. По  вертикали до 1 до 2,5 до 5 более 5

 

     Напряженность трудового процесса оценивают в  соответствии с настоящими «Гигиеническими  критериями оценки условий труда  по показателям вредности и опасности  факторов производственной среды, тяжести  и напряженности трудового процесса».

     Оценка  напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе  трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной  недели. Анализ основан на учете  всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих  предпосылки для возникновения  неблагоприятных нервно-эмоциональных  состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют  качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

    Нагрузки  интеллектуального  характера

     «Содержание работы» указывает на степень  сложности выполнения задания: от решения  простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных  заданий при отсутствии алгоритма.

     «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса.

     «Распределение  функций по степени сложности  задания». Любая трудовая

    деятельность  характеризуется распределением функций  между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда.

     «Характер выполняемой работы» - в том случае, когда работа выполняется

    по  индивидуальному плану, уровень  напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает  по строго установленному графику с  возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность  труда характерна, когда работа выполняется  в условиях дефицита времени (класс 3.1 - мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется  работой в условиях дефицита времени  и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

    Сенсорные нагрузки

     «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени  смены)» -чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

     «Плотность  сигналов (световых, звуковых) и сообщений  в среднем за 1 час работы» - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет  оценивать занятость, специфику  деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных  устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом  сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

     «Число  производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, что с увеличением  числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта  характеристика труда предъявляет  требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его  распределению как способности  одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.

     «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания

    (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, де

    тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее  время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает

    класс напряженности труда.

     В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ  из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное  освещение». При этом необходимо рассматривать  лишь такой объект, который несет  смысловую информацию, необходимую  для выполнения данной работы. Так, у контролеров это минимальный  размер дефекта, который необходимо выявить, у операторов ПЭВМ - размер буквы или цифры, у оператора  — размер шкалы прибора, и т. д. (Часто учитывается только эта  характеристика и не учитывается  другая, в той же степени необходимая  – длительность сосредоточения внимания на данном объекте, которая является равноценной и обязательной.)

     «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хрономегражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

     «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

     Критерий  «наблюдение за экранами видеотерминалов» следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые  оборудованы средствами отображения  информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).

     «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения

     между уровнем интенсивности речи и  «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость  слов равна 100 % - 1 класс. Ко 2-му классу относятся  случаи, когда уровень речи превышает шум на 10—15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90—70 % или на расстоянии до 3,5 м и т. п.

     «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное  количество часов наговариваемых в  неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности  речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без  отдыха голосовой деятельности.

    Эмоциональные нагрузки

     «Степень  ответственности за результат собственной  деятельности. Значимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда  при различных уровнях сложности  осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны  работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

     «Степень  риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность  наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью  можно выявить из статистических данных производственного травматизма  на данном предприятии и аналогичных  предприятиях отрасли.

     Поэтому на данном рабочем месте анализируют  наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работающих и определяют возможную зону их влияния. Рекомендуется использовать материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, которые предписывают составление такого перечня. Например, во временной методике проведения в электроэнергетике (сосуды и трубопроводы с давлением выше 5 атмосфер, маслонаполненные вводы высоковольтного оборудования на напряжение выше 1 000 В, сосуды, трубопроводы и арматура с температурой носителя выше 60 °С, и др.).

     Показателем «степень риска для собственной  жизни» характеризуют лишь те рабочие  места, где существует прямая опасность, т. е. рабочая среда таит угрозу непосредственно  поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего.

Информация о работе Анализ и оценка условий труда на рабочем месте