Роль цвета в интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Моя тема называется роль и значение цвета в интерьере. История цветаимеет за собой века и века человеческого опыта, попыток понять, что такое цвета и как с ним жить, как использовать. История цвета полна порой и жестокости. История цвета включает в себя людской опыт, пройденный от боязливого и благоговейного поклонения Цвету до современного уверенного использования его, как полезного инструмента.
Как развивались представления людей о цвете?

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Теория цвета
1.1 Классификация цветов…………………………………………………..5 стр.
1.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов………………....6 стр.
1.3 Система Манселла…………………………………………………….....7 стр.
Глава 2. Психологическое воздействие цвета
2.1 Цветовые предпочтения…………………………………………………8 стр.
2.2 Цвет в интерьере………………………………………………………..12 стр.
2.3 Семь контрастов цвета…………………………………………………16 стр.
Глава 3. Освещение в интерьере
3.1 Освещение и цвет……………………………………………………….20 стр.
3.2 Влияние освещения в интерьере………………………………………21 стр.
Глава 4. Цветовая теория времен года
4.1 Четыре сезона……………………………………………………….......23 стр.
4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека…………………25 стр.
Заключение………………………………………………………………...30 стр.
Список использованных источников……………………………………32 стр.
Приложения………………………………………………………………...33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль цвета в интерьера.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной – это желтый, летом – голубой, осенью – красный, зимой – снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето – холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке – например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.

 

 

 

 

 

 

4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека

 

Как во всех аспектах работы с цветом, лучше всего спонтанное, интуитивное решение. Оно чаще всего однозначно показывает, какое время года было бы идеально для вашего жилья.

Но помочь в этом вопросе может таблица5.1, в которой расписано, какое время года характерно для определенного психического типа.

 

Таблица 5.1

Меланхолик: Это рассудительный человек, ценит упорядоченные отношения, скрытен. Склонен к бездействию.

Цвет, родственный ему по сути – голубой.

Действует успокаивающе, сдержанно, пассивно, прохладно. Дает меланхолику гармонию, удовлетворенность, расслабление.Время года, родственное ему по сути – лето.

Компенсирующие цвета: дополнительные нюансы – из красной, оранжевой или желтой области спектра. Они придают меланхоликам импульс к действию, активизируют их.

Флегматик: Любит покой и устойчивость. Обладает уравновешенным стабильным темпераментом. Интроверт и часто пассивен.

Цвет, родственный ему по сути - зеленый. Действует успокаивающе, стабилизирующем, придает равновесие.

а) В желтоватых нюансах: приветливый, веселящий

б) В голубоватых нюансах: прохладный, способствует сосредоточенности, дистанцирует от внешнего.

Время года, родственное ему по сути - при варианте а) – осень

при варианте б) - лето.

Компенсирующие цвета: теплый, активный и оживляющий красный и желтовато-красные тона.

Сангвиник: Это веселый и открытый человек. Способен испытывать одновременно небесный восторг и смертную печаль. Настроен все же оптимистически.

Цвет, родственный ему по сути - желтый.

Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело, легко, приветливо, оптимистично.

Время года, родственное ему по сути – весна.

Компенсирующие цвета: дополнительный фиолетовый дает равновесие. Также неяркие, темные тона могут несколько приглушать фонтанирующий темперамент сангвиника.

Холерик: Экстраверт, общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных его формах.

Цвет, родственный ему по сути – красный.

Действует динамично, активно, темпераментно, броско.

Время года, родственное ему по сути – зима.

Компенсирующие цвета: голубовато – красный приглушает слишком общительный темперамент, в то же времяне доводя холерика до пассивности. Уравновешивающем действует дополнительный зеленый.


 

Весенние краски природы

Радостные, светящиеся, но все же неизменно мягкие, лишенные пронзительности краски типичны для весенней природы: фиолетовый цвет сирени, интенсивная краснота тюльпанов и маков, кремовая белизна нарциссов, розовые и абрикосовые тона цветущих фруктовых деревьев. И среди этого - сочная зелень травы и пронизанная солнцем золотистая зелень первой древесной листвы. Весна к лицу также и небесной синеве, и голубизне незабудок, мягкому коричневому цвету почек и ветвей и желтовато-бежевым камешкам на дне ручья.

Весенние цвета жилища

Весенние краски природы, перенесенные в жилые помещения всех видов, производят радостное легкое настроение на базе солнечного желтого цвета. Определяющие цвета стен и пола – мягкие, теплые тона цвета яичной скорлупы, золотисто – желтого, липово – зеленого, фиалкового или абрикосового. Краски для акцента и для оживления общего фона должны быть как первые цветы: васильковые, водянисто – голубые, майской зелени, маково – красные, кораллово-красные. Нейтрально действуют гранитно – серый и теплые коричневые тона – такие, как нуга или светло-коричневый. Комбинируя весенние краски с такими натуральными материалами, как дерево, камень, металл, нужно следить за тем, чтобы у этих материалов был желтоватый подтон. Играют роль также и форма мебели и структура ее поверхности: хорошо, чтобы стиль ее носил легкий, веселый характер, родственный основному цвету. Это значит, что поверхности должны быть мало структурированы, лучше всего гладкие, мягкие и шелковистые (подробнее об этом можно прочитать в разделе "Подбор материалов по теории времен года").

Летние краски природы

Настроение этого времени года определяют не яркие, но приглушенные тона: прохладная голубизна морской воды, дымка, окутывающая ландшафт теплым утром, нежный фиолет лавандовых лугов, выгоревший коричневый и серый цвета сухих камней и потрескавшейся земли. И только розовый цвет роз всех интенсивностей, пылающий ярко-розовый цвет дикого горошка, который не в состоянии приглушить ни дымка, ни знойное марево, оживляют летнюю картину.

Летние цвета жилища

Помещения, оформленные в летних красках, выглядят элегантно и приятно – прохладно. Неяркие, размытые краски и повсюду присутствующий в качестве основного тона голубой сообщают жилищу представительский характер или прелесть южной провинции. Поскольку стены и потолок окрашиваются предпочтительно в молочно – белый, стальной или цвет старой розы, комнаты летнего стиля почти всегда выглядят просторными и светлыми. Серебристо – серые, мятно – зеленые или голубовато – бежевые полы усиливают этот эффект. Цветовые акценты летнему помещению придадут малиновый, бургундский, небесно-голубой или смарагдовое – зеленый. Подходящие коричневые тона – шоколадный или кофе с молоком. Металлы и природные материалы должны быть при этом скорее серебристыми и голубоватыми. Мебель по форме и по структуре поверхностей должна быть сдержанно-элегантной.

Осенние краски природы

Для осени типичны цвета урожая: насыщенный красный яблочный, мягкий золотисто-коричневый – лука, который положили сушиться на солнце. Косо падающие лучи солнца придают всем краскам характерный красновато-теплый оттенок. Но особенную прелесть придают осеннему великолепию контрасты, встречающиеся повсюду: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый подчеркивают изысканные оттенки друг друга.

Осенние цвета жилища

Теплые краски с сильным излучением придают осенним комнатам подчеркнуто уютный облик. Основной тон этого времени года - красный. Он сочетается со всеми остальными осенними красками. Возникает особый контраст, если глубокий красно-фиолетовый, хвойно-зеленый, яично-желтый или зелено-голубой цвет драпировок и обоев сочетается с мебелью и паркетом в теплых ржавых или махагоновых тонах. На стенах и потолке желтовато-белый так же уместен как и кукурузный, и зелено-голубой (жадаит). Экзотические узоры индийских бордюров, тигровый рисунок придадут осеннему жилищу неповторимый колорит. Главное правило: в уютную мягкую цветовую картину не должны вмешиваться никакие яркие или слишком легкие тона. Дерево, камень и металл очень хорошо вписываются в осень, поскольку их природные красновато-золотистые тона автоматически связаны с этим временем года. Мебель может быть при этом барочно-пышной и уютной. Поверхности - структурированы и имеют "природный" вид.

Зимние краски природы

Контраст черно – белого господствует в зимнем ландшафте. На фоне сверкающей белизны в беспощадном ясном свете холодного времени года те немногие краски, что остались в распоряжении природы, предстают в двойном великолепии: густая зелень хвои, светящаяся краснота рябиновых ягод, желтизна первых крокусов, ледяная голубизна неба, бирюза заснеженных закованных в лед озер, нежно – розовый цвет утренней зари, темная синева далеких горных вершин и темно-коричневая земля, проглядывающая сквозь снег.

Зимние цвета жилища

Так же, как и в природе, жесткий контраст черного и белого типичен для жилища, оформленного в зимнем цветовом настроении. Вместо льда и снега здесь вносят оживление сильные цвета чистых нюансов. Ярко – красный, лазурно – голубой, солнечно – желтый и хвойно – зеленый очень эффектны на черном фоне. Они близки некоторым ярким весенним тонам, но кажутся более жесткими благодаря голубоватому подтону. Холодный голубой оттенок характерен также для зимних белых красок стен и потолка, подчеркивающих черные детали и все цветовые акценты. Дерево плохо вписывается в цветовую картину зимы. Ясные, стилизованные, лишенные витиеватости формы, лаковые поверхности, синтетические материалы, серебристые металлы и поблескивающий холодом камень – вот идеальное довершение картины.

 

Заключение

Логическим дополнением и завершением композиции является цвет. Цвет – это свойство тел вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральной характеристикой отражаемого  или испускаемого видимого излучения. Цвет должен быть увязан с объемно – пространственной структурой орудия труда и помещения. Цвет фона должен контрастировать с цветом обрабатываемых материалов.

Цвет выполняет две функции, являясь источником информации и фактором психологического комфорта.

Существенное значение имеет подбор цветов для окраски помещений и интерьеров т.к. цвет очень сильно воздействует на психику человека.    Установлено, что длинноволновые (красный) цвета действуют возбуждающе, а коротковолновые (фиолетовый) цвета вызывают подавленное настроение, одновременно способствуя наибольшему зрительному утомлению. Средневолновые цвета благотворно влияют на нервную систему, способствуют снижению утомляемости. При естественном расположении цветов человек чувствует более уверенно и спокойно. Если изменить этот естественный порядок, то, например, землисто – коричневый потолок будет восприниматься  как плита, которая тяжело давит  и подчеркивает отгороженность  от окружающего пространства. Темный потолок всегда кажется ниже, а при светлом потолке темные стены делают помещение выше.

Один и тот же цвет на разных поверхностях создает различный психологический эффект. Так, коричневый цвет на полу вселяет уверенность, создает впечатление устойчивости; на стене этот же цвет производит впечатление землистости, вещественности, ограничения помещения. Синие стены вызывают грустное настроение, синий пол напоминает лед или воду, а синий потолок усиливает впечатление холода. Светло – желтый пол создает впечатление песка, голубой – удобства для хождения, а розовый кажется менее пригодным для хождения, чем красный.   

  Цветовая сфера позволяет  подобрать психологические гармонии  радости, покоя, печали, состоящие из  единства контраста и подобия  в тоне, цвете, линии: тон – светлое  и темное; цвет – теплое и  холодное; линия – направление  вверх  или вниз по отношению  к горизонтали.

Радость возникает в светлом тоне, теплом цвете и в движения над горизонталью. Покой создается при наличии равновесия между светлым и темным, теплым и холодным, при ориентации  на горизонталь. Печаль возникает в темном тоне, холодном цвете и в движении под горизонталью.

Выбор цветового оформления определяется характером трудовой деятельности. Для работ с физическими или нервными нагрузками, с высоким температурным режимом интерьеры помещений необходимо окрашивать в светлые тона голубых, серо – голубых, зелено – голубых и других холодных цветов невысокой насыщенности. Периодические физические и умственные нагрузки легче выполняются в обстановке теплых цветов, повышающие активность организма.

Информация о работе Роль цвета в интерьера