Роль цвета в интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Моя тема называется роль и значение цвета в интерьере. История цветаимеет за собой века и века человеческого опыта, попыток понять, что такое цвета и как с ним жить, как использовать. История цвета полна порой и жестокости. История цвета включает в себя людской опыт, пройденный от боязливого и благоговейного поклонения Цвету до современного уверенного использования его, как полезного инструмента.
Как развивались представления людей о цвете?

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Теория цвета
1.1 Классификация цветов…………………………………………………..5 стр.
1.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов………………....6 стр.
1.3 Система Манселла…………………………………………………….....7 стр.
Глава 2. Психологическое воздействие цвета
2.1 Цветовые предпочтения…………………………………………………8 стр.
2.2 Цвет в интерьере………………………………………………………..12 стр.
2.3 Семь контрастов цвета…………………………………………………16 стр.
Глава 3. Освещение в интерьере
3.1 Освещение и цвет……………………………………………………….20 стр.
3.2 Влияние освещения в интерьере………………………………………21 стр.
Глава 4. Цветовая теория времен года
4.1 Четыре сезона……………………………………………………….......23 стр.
4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека…………………25 стр.
Заключение………………………………………………………………...30 стр.
Список использованных источников……………………………………32 стр.
Приложения………………………………………………………………...33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль цвета в интерьера.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ

 

 

 

«Допущена к защите»

ППЦК «Декоративно прикладное искусства и дизайн»

____________Серікбаев.А.С

«___»__________2014г.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Роль цвета в интерьера»

По специальности 0402000 – Дизайн/интерьера/

 

 

 

Выполнила: студентIII курса. Габиденов.Р.

Руководитель: преподователь Шаблиев. Х.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск – 2014г.

Пояснительная записка

 

  Моя тема называется роль и значение цвета в интерьере. История цветаимеет за собой века и века человеческого опыта, попыток понять, что такое цвета и как с ним жить, как использовать. История цвета полна порой и жестокости. История цвета включает в себя людской опыт, пройденный от боязливого и благоговейного поклонения Цвету до современного уверенного использования его, как полезного инструмента.

Как развивались представления людей о цвете? Основных этапов истории о развитии представлений о цвете три:

  1. Этап до научных представлений о цвете.
  2. Общенаучный и общефилософский этап изучения цвета.
  3. Этап развития прикладного знания о цвете.                                           

Первый до-научный этап, длиться с первобытного времени до середины 17 века. Тогда к цвету относились бережно. Цвет постепенно становился эстетический категорией. За этот период выделились определенные классификации и гармоний цвета. А с ростом церковного влияния и могущества возник разговор о цвете с опорой на религиозные каноны, и в связи с этим важное значение приобрела символика цветов истории.

В Древнем Египте чрезвычайно важными были сочетания трех цветов: синий + зелёный + золотой. Это были цвета фараонов и богов. А смешение синего и зеленого цветов давало бирюзовый цвета, - тоже очень любимый.

Тогда в Египте большое значение имел цвет кожи. По цвету кожи определялся статус человека. По рангу в древнем Египте полагалось иметь определенный цвет кожи. Знатные особы должны были иметь кожу цвета охры. И, не имея в кожи своего тела и лица точного повторения «величественного» охряного тона, богачи и фараоны должны были красить свою кожу в цвет охры. Белые одежды фараона и знатных особ употребляли выбеленные ткани, а для не знатных – небеленые.

Синий цвет – цвет воды Нила. Зелёный цвет – цвет травы, листвы, зеленых посадок будущих урожаев. Это цвета здоровья и жизни: воды Нила наполняли землю Египта водой, и земля не скупилась на урожай. Золотой цвета – цвета солнца, главного божества древних  египтян.

В Древней Греции – символика цвета была связана с Олимпом. Греция была первой страной где начали определять какие цвета сочетаются.

В имперском древнем Риме существовало кастовое отношение к цвету. Пурпур был цветом императора и полководцев – победителей (плащ Победителя – тога  пальма; полководец одевал этот плащ, чтобы проехать по дороге Победителя к дворцу и пройти через триумфальные ворота, арку); красным был цвет шарфа римских легионеров.

Самое вольное отношение к цвету было во времена готики (раннее средневековье). Эпоха рыцарей. А около рыцарей всегда были дамы. Дамы диктовали моду на цвета. Существовал так называемый костюм гербового поля – костюм, который кавалер делал равноцветным, раскрашивая его платьев своей дамы.

Возрождение (Ренессанс) – Италия, Основная идея эпохи, что человек – это гармоничное создание  природы. Эпоха Возрождения – это первый ретро-стиль (возвращение, воспоминание о классической Греции). В эпоху Возрождения появляются первое дизайнеры. Это художники, которые были и дизайнерами, по эскизам костюмов которых изготавливали одежду. Провозглашалась гармония во всём. Во всех произведениях Ренессанса присутствовала очень сложная сочетающаяся цветовая гамма. Леонардо да Винчи, гений Возрождения, был первый, кто создал стройную систему цветов. Он  установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов – 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Во  время Инквизиции в Европе наблюдается «отсутствие» цвета, он исчезает. Используют  черный, серый, который расшивали золотом. Жёсткое ограничение использование цвета было необходимо для того, чтобы общество подавить, держать в узде и легче манипулировать. Это классический прием – изымание цвета из обихода.

Во время правления ЛюдовикаXIVсимволика цвета сослоная – что может носить король, того не могут носить его подданные. А в Чехии взимали штрафы за неподобающее использование цвета в костюме.

Второй этап по развитию предствалений о цвете  назывался «Общенаучный и общефилософский этап изучения цвета». Этот этап связан с именем Исаака Ньютона и охватывает период  с 60-х годов XVIIвека до 30-х годов ХХ века.

Основоположником теории физического представления о цвета. Извучение цвета он определяет как науку и  выделяет две составляющие этой науки: 1-объективная, наука о цвета – физика; 2 – субъективная связанная с чувственным восприятием цвета. Ньютон систематизировал цвета и создал шестизначный цветовой круг.

Об  оптике (науке о закономерностях зрения) впервые заговорил М.В. Ломоносов. Ломоносов выдвинул гипотезу о 3-компонентной теории цветового зрения (Она была доказана позже Юнгом и Геймгольцем). Почему люди видят цвета? Потому что в глазе человека есть 3 вида рецепторов – синечувствительные, зёленочувствительные, красночувствительные. Они находятся в сетчатке. Импульсы идут от них в мозг. Если все три группы рецепторов подают импульсы, то это трихроматы – люди с правильным восприятием цвета. Те, у кого нарушено восприятие цвета – цветоаномалы это:

- монохроматы – видят всё чёрно-белым. Живут в мире света и тени.

- дихроматы – красно-слепые, сине-слепые  либо зелёно-слепые. Такие люди видят  цветовой спектр со смещением, т.е. они видят противоположные цвета: красно-слепые  видят  вместо красного зеленый цвета, сине-слепые видят вместо синего оранжевый, зелено-слепые видят красный вместо зеленого.

Гёте (поэт, физик) рассматривал все явления цвета с точки зрения психофизики, как воздействует цвет на организм. Различал физиологическое и психологическое воздействие цвета на организм. Главным считал эмоциональное воздействие цвета. В 1810 году Гёте расширяет цветовой круг 12-ти частного.

Современник Гёте – Рунге, физик, изучал красочные смеси и разнообразие оттенков. Он расположил цвета в виде глобуса.

В XIX в. Развивается физическая оптика (Фарадей, Максвелл). Возникает электромагнитная теория цвета. Доказано что ЦВЕТ есть СВЕТ.

Геймгольц – находит способ измерить цвета путём числового выражения его 3-х составляющих:

  • Цветовой тон (принадлежность к определённому цвету)
  • Насыщенность (яркость, сочность)
  • Светлота (насколько много белого)

Это очень важный момент, т.к. 19 век – это время развития промышленного производства. Для промышленности важно было, чтобы составы цветов были одинаковы для окраски тканей на разных фабриках (не случайно сейчас все цвета имеют свой код).

Планкенштейн – основоположник теории света (квантовая теория). На этом великом открытии начала ХХ века подводится черта второго этапа.

И здесь же добавим буквально несколько слов о  третьем этапе. Это этап прикладной науки. Он начался в 30-е годы ХХ века и длится по сегодняшний день. Разрабатывается область прикладногоцветоведения. Создаются цветные атласы, цветовые шкалы. Возникает и серьёзно изучается психофизика и психология цвета.

 

История цветотерапии

 

Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называетсяцветотерапией.Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи.Сама по себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (ThePrinciplesofLightandColor, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым – нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства. Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий – наоборот, суживает их (DieLicht – undFarbgesetzeundihretherapeutischeAnwendung, 1894).

Рудольф Штайнер, австрийский философ, мистик и педагог, использовал цвет в своих духовных учениях. Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человека и развитии в человеке осознания себя в связи В помещении первого центра по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодные тона со Вселенной. На основе изучения антропософии были созданы школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение

 

Глава 1. Теория цвета

1.1 Классификация цветов

1.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов

1.3 Система Манселла

 

Глава 2. Психологическое воздействие цвета

2.1 Цветовые предпочтения

2.2 Цвет в интерьере

2.3 Семь контрастов цвета

 

Глава 3. Освещение в интерьере

3.1 Освещение и цвет

3.2 Влияние освещения в интерьере

 

Глава 4. Цветовая теория времен года

4.1 Четыре сезона

4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека

 

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

                                                   Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

 

Глава 1. Теория цвета

1.1 Классификация цветов…………………………………………………..5 стр.

1.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов………………....6 стр.

1.3 Система Манселла…………………………………………………….....7 стр.

 

Глава 2. Психологическое воздействие цвета

2.1 Цветовые предпочтения…………………………………………………8 стр.

2.2 Цвет в интерьере………………………………………………………..12 стр.

2.3 Семь контрастов цвета…………………………………………………16 стр.

 

Глава 3. Освещение в интерьере

3.1 Освещение и цвет……………………………………………………….20 стр.

3.2 Влияние освещения в интерьере………………………………………21 стр.

 

Глава 4. Цветовая теория времен года

4.1 Четыре сезона……………………………………………………….......23 стр.

4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека…………………25 стр.

 

Заключение………………………………………………………………...30 стр.

Список использованных источников……………………………………32 стр.

Приложение………………………………………………………………...33 стр.

 

Введение

 

Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Трудно сказать, чей вклад в развитие науки о цвете больше: физика Ньютона или художника Леонардо да Винчи, физиолога Кравкова или поэта Гете. Отличные результаты давала творческая дружба, связывающая людей самых разных профессий.

Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа,- говорит Тео ванн Дусбург, один из представителей группы "Де Стиль", и продолжает: - Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система". В этих словах – признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве. Но это лишь одна группа задач онтологического плана, обеспечивающих первый уровень организации архитектурного пространства, когда цвет способен выполнять роль биологически необходимых пространственных констант. Не менее важной является цвета и на последующих уровнях, когда цвет помогает выявлять функциональную и семантическую значимость пространства.

Информация о работе Роль цвета в интерьера